Контракти.ua

3361  —  20.11.16
Украинский рай на полотнах Надежды Мартыненко
Украинский рай на полотнах Надежды Мартыненко

Абсолютного счастья не бывает, но если человек крепко и уверенно ступает по земле, занимаясь любимым делом и идя рука об руку с любимыми людьми, можно сказать, что в марафоне на обладание счастьем он – в первых рядах Тема метафизического единства всего сущего – сквозная в творчестве художницы Надежды Мартыненко: с ней, как с матрицей, она подходит к современным процессам, угадывая в них аллюзии давно прошедших лет и примеряя к действительности кальку древней выкройки.

Надежда с детства мыслила ассоциациями и рисовала то, что видела, – людей, дома, растения. Окружающий мир удивлял и завораживал, поражая логическими связями и заряжая вечно юным задором. К своему вдохновению Надежда Мартыненко относилась уважительно, научившись распоряжаться им рачительно и мудро – взамен оно открывало ей другие измерения. Фантазии, зажженные яркими красками, наполнялись образами, которые не всегда соотносились с привычными представлениями. Они выплескивались из нее, давая жизнь новым темам, – так, концентрическими кругами, похожими на спилы древнего дерева, расширялось, обрастая тонкими, непривычными ассоциациями, новое творческое пространство. Оно пульсировало в особой системе координат, протянутой из глубины веков: нити прошлого сходились в одну точку, являя миру образ векового дуба, вросшего в планету и меряющегося с ней силою.


Тема метафизического единства всего сущего – сквозная в творчестве художницы: с ней, как с матрицей, она подходит к современным процессам, угадывая в них аллюзии давно прошедших лет и примеряя к действительности кальку древней выкройки. Рассматривая мир в диахронном срезе, она, словно археолог, слой за слоем пробирается сквозь толщу времен, чтобы нащупать ответ на главный вопрос – какое место отведено человеку в мире, в чем его сущность и какова сверхзадача. Не зная прошлого, не протягивая к нему волшебных нитей, не понять настоящее – не распознать того, что дано испытать человеку и – зачем.

Этот вопрос будоражит ее душу – ЗАЧЕМ дана людям жизнь, почему, впитав страдания и отретушировав ими душу, человек идет дальше, прощупывая натруженными руками будущее и не задаваясь вопросом, стоит ли жизнь труда быть прожитой. Стоит, считает Надежда Мартыненко, – и этот оптимистичный посыл звонкой и чистой нотой ля отдается в ритмичной пульсации Вселенной, побуждая действовать, думать, творить.

Отсюда – доминанта натянутой, словно струна, искренности, золотым ключиком отпирающей таинственные двери в хорошо продуманный и крепко прописанный творческий мир. В нем живут обычные и не очень люди, выхваченные из привычного ритма и подхваченные на полуслове – в жанровых сценках всегда просвечивает жизнь, живым родником бьющая прямо в сердце художника. Застывшие перед сверкающими витринами столичных магазинов юные провинциалки или сельские девчата, пустившиеся в хоровод, столичная дамочка, заглянувшая за свежим журналом в киоск, или курящая трубку старуха с бороздой морщин на челе и лукавый дед, с прищуром оглядывающий этот мир и явно знающий о нем нечто, скрытое от нас… Словно птицы с небес, спускаются к ней образы и сюжеты: это – первичные ассоциации, которые запускают вторичную генерацию смыслов, рождающую сюжет. В нем целостность играет основополагающую роль, поэтому для Надежды Мартыненко в художественном пространстве полотна значимо все: она с упоением выписывает детали – едкий прищур, кокетливо приподнятая бровь, вспушенный уверенной рукой воротник или глаза, в которых воплотилась мудрость Вселенной, – перебирая четками аллюзий, художница смакует подробности, вылепливая из них, словно из податливой глины, емкие образы, кирпичиками укладывающиеся в трансцедентную целостность.

Рассуждения о природе вдохновения не дают ровным счетом ничего: как объяснить, отчего ВДРУГ снисходит на художника творческая благодать, и рождаются новые идеи, переливающиеся в ассоциации, затем – в образы и циклы? И почему однажды, увидев древнее дерево, вросшее в самую душу земли, она создала грандиозный метафизический цикл «Путешественники времени»?

Тогда все разместилось в стройной картине бытия, но о чем, отражаясь, словно в водной глади, в веках, шептали Надежде кроны старинных деревьев, известно только ей. Быть может, о бесконечности и непознаваемости мысли, разлитой в пространстве, о ее нерасшифрованной природе, о том, что материя и сознание – вечны, благодаря чему мы имеем пропуск в будущее.

«Стоит мне погрузиться в какую-то тему, отовсюду на меня льются информационные потоки: правильная книга, нужная передача, интересный человек». Все правильно: кто ясно мыслит – ясно излагает, вероятно, поэтому творчество Надежды Мартыненко легко структурируется. Она умеет филигранно четко и метко проставить акценты, проанализировать явление, безошибочно вычленить его суть, а затем, пропустив через горнило творческого сознания, выдать миру удивительный взгляд на него – сквозь призму собственного мироощущения и нового проекта, из которого практически сразу прорастает другой.

Отправляя свои послания в мир, художнице важно достучаться до зрителя, запустить механизм очищающей духовности. Тот, кто по ту сторону полотна, должен суметь прочитать то, что не метит прямо в лоб, а спрятано в подтекст: дешифровать, смоделировать свои ассоциации, пробудить чувства, взрыхлить подсознание – тогда прописанный творцом сюжет станет частью его личного мироощущения.

Плавные, нежные линии, доминанта пастели, ворвавшись в которую яркость не вступает в конфликт, а подчеркивает, поддерживает лаконизм излюбленной гаммы. Ее пульсирующая мысль не сковывается жанровыми канонами, и из пейзажа вдруг прорастает философская притча, а из портрета – жанровая зарисовка.

Заглядывая за полог грядущего, она осторожно прощупывает новую почву, чтобы не утратить себя в поисках ускользающей сути, благо есть у Надежды Мартыненко путеводная звезда, мощным стержнем и незыблемой доминантой удерживающая константу ее мира. Вечная женственность, созидающее начало которой – альфа и омега, смысл и путевка в вечность. Прильнув к этому животворному источнику, она создает волнующий цикл, окольцованный нестандартным взглядом на женщину и ее предназначение: 36 женских головных уборов, объединенных принадлежностью к украинскому этносу. Гуцульщина, Буковина, Полесье, Волынь – сквозь призму времени, географии и культурных традиций проступили яркие женские образы берегинь и хранительниц очага. Милые женские головки, украшенные причудливыми шапочками, перьями, платками – объединенные по внешнему признаку, они породнились друг с другом судьбой – нелегкой, витиеватой, как взрыхлившие землю корни векового дуба, – женской. Горделивые, смешливые или печальные, женские образы, в головных уборах или без них, в сопровождение спутников или только ожидающие своего избранника, отягощенные печалью или заражающие весельем – гимн женщине и ее великому предназначению. Этот второй план, иносказательный, в работах Надежды Мартыненко присутствует всегда.

Двигаясь в ее гравитационном поле, можно домысливать сюжеты, рассуждать о предназначении человека, о жизни и судьбе. О сложности человеческой природы, о двойственном ее начале: вглядитесь в лица – в них свет и тень, и такая емкая, надеждинская, образность. «Все вращается вокруг женщины – она метафизическая горизонталь, сквозь которую проходит вселенская энергия, корневая система мироздания, прорыв в вечность. Женщина – начало всех начал, и мне хотелось подчеркнуть эту мистическую, сакральную суть. Женщина невероятно пластична, в ней есть гибкость и хрупкость. Она – словно цветок, который, нужно лелеять и оберегать – и тут, конечно, без мужчины не обойтись. Но сколько же силы у этого цветка!».

Женское и мужское начало – сквозной мотив творчества Мартыненко. Толерантное и тонкое проникновение в высшую тайну бытия выводит художницу к новой образности, когда работа вместе с персонажем становится оберигом, четко формируя интегрирующую вертикаль искусства. Ее картины легко выходят за рамки жанровых канонов, становясь сакральным предметом, потому что живопись Надежды Мартыненко – сродни молитве. И храмовая тема плавно входит в ее пространство, разливаясь, словно божественная литургия в намоленной старой церкви.

Обладая уникальным даром обобщения, она умело раскачивает подробность, и тогда из эмбриона идеи рождается образ. Она вЫносит, а потом выдаст его в сравнительных связях и соответствиях, будто в ее душе он прожил целую жизнь.

Как дышит – так пишет, – это о ней. О работах, в которые нужно внимательно всмотреться, чтобы распознать подтекст. Здесь нет ненужной зауми – жизнь сама порой закручивает такие сюжеты, что художнику не нужно ничего придумывать, он должен просто стать к холсту. Как это было с «Рыжим котом»: достаточно ласкового взгляда и нежного жеста, чтобы понять, о чем грезит женщина, поглаживая кота. И написать роман о любви, вокруг которой все вращается в этом мире.

Расставаться с работами нужно легко, считает Надежда, – отпускать в открытый мир, отдавать в хорошие руки. И думать при этом о тех, кто будет с ними рядом. Всматриваться в детали, угадывать судьбы, прочитывать сюжеты. И обязательно заряжаться добром: «Искусство не должно быть агрессивным – у него созидательная миссия».

Елена Долганова. MainStream. Directions&Treands. Выпуск 3. Art

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статьи по теме
Відмивався кілька днів: Володимир Остапчук розповів про труднощі зйомок шоу «МАСКА»
Відмивався кілька днів: Володимир Остапчук розповів про труднощі зйомок шоу «МАСКА»

Уже цієї суботи, 23 жовтня, о 21:00 на каналі «Україна» відбудеться довгоочікувана прем'єра другого сезону найзагадковішого на українському телебаченні шоу «МАСКА». У кожному ефірі його ведучий Володимир Остапчук дивуватиме глядачів яскравими перевтіленнями, які даються йому дуже непросто. На знімальному майданчику проєкту він розповів, скільки годин витрачають на створення одного образу та чому дружині часом доводиться спілкуватися з ним через помічника.
19.10.21 — 832

Для празднования 400-летия Хотинской битвы организуют трехдневный фестиваль
Для празднования 400-летия Хотинской битвы организуют трехдневный фестиваль

В Государственном историко-архитектурном заповеднике «Хотинская крепость» готовятся к празднованию 400-летия Хотинской битвы, состоявшейся в 1621 году. В начале осени там планируют организовать трехдневный фестиваль.
20.01.21 — 1614

Холоденко рассказала «Зiрковому шляху», почему скрывает имя отца своей дочки
Холоденко рассказала «Зiрковому шляху», почему скрывает имя отца своей дочки

Психолог Наталия Холоденко в программе «Зірковий шлях» на телеканале «Украина» рассказала, что думает о слухах о романы с женатыми мужчинами.
14.01.21 — 2789