Хорошо ли мы знаем область, окружающую украинскую столицу? Что, кроме Чернобыля, парка «Александрия» в Белой Церкви, а теперь еще и Межигорья, с ходу приходит в голову, когда мы задумываемся о том, куда можно выехать из города на выходные, чтобы не просто отдохнуть, а набраться знаний о прошлом и увидеть, подчас, настоящие шедевры архитектуры? Контракты.ua познакомят вас с не слишком известными достопримечательностям Киевщины. Начнем с усадеб, причем не только принадлежавших знати. Былые роскошные магнатские резиденции нас интересуют в той же степени, как и памятные дома в дачных пригородах, и простые сельские хаты, связанные с жизнью известных людей. Выбирайте по своему вкусу, дамы и господа!
Усадьбы-музеи: прикоснуться к жизни былой…
Как и где они жили, наши известные соотечественники из прошлых столетий, да и из прошлого не такого уж и давнего? Помять обо всех нам одинаково ценна. И даже если их дома отреставрированы после многих лет запустения или воссозданы заново, они все равно дают представление о выдающихся людях, пребывавших в этих стенах. О художниках, композиторах, певцах и писателях, составлявших гордость Украины.
Марьяновка: память о великом теноре
Фото - Iryna
Имена Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и покойного Лучано Паваротти на слуху во всем мире. Вот она – сила не только голоса, но и пиара! Между тем, великими голосами мирового уровня Украина славна испокон веков. В конце концов, Андрей Разумовский, будущий муж российской императрицы Елизаветы, попал в Петербург именно из-за своих вокальных данных. А великий наш бас Борис Гмыря, пением которого восхищались даже более чем пристрастные слушатели – генералитет немецкого Вермахта? Вот и Иван Козловский (1900-1993) – один из тех, в чьем пении Украина буквально звучала в каждой ноте, отзываясь сочной нашей землей, звонкой водой, роскошным надднепрянским пейзажем.
Он прожил почти 100 лет, успев порадоваться независимости Украины. Завещал похоронить себя в родной земле, но все еще лежит на официозном московском Новодевичьем. Он, простой сельский мальчик, стал гордостью оперной сцены. Впрочем, наилучшие голоса в Украине были всегда именно у тех, кто рос на лоне природы, в максимальном единстве с нею.
Марьяновка – вообще место необычное. Некогда здесь стоял могучий древнерусский форпост, оставивший о себе память двумя курганами – Перепятом и Перепятихой, раскопанными еще в XIX веке. Одно из многочисленных владений Браницких, оно затем перешло к их родичам Яструбовским. В 1900-м, как раз при последних, в селе и родился Иван Козловский, чей голос оценили уже в раннем детстве – естественно, в церковных песнопениях. В 8 лет его отдали учиться пению в Михайловский Златоверхий монастырь. Там он прожил почти 10 лет. С начала 1920-х пел в Полтаве и Харькове. А затем оказался в Москве, и уже с 1926-го начал петь в Большом театре.
Мемориальная доска Козловскому в Киеве, на территории Михайловского монастыря. Фото - П. Ковалев
Характерно, что прекрасным голосом отличался и брат Ивана – Федор. Однако он, в составе ансамбля великого дирижера Александр Кошица, в 1919 году не вернулся из заграничных гастролей. И вот эта связь с «невозвращенцем», наряду с явными украинофильскими симпатиями, давала бдительным советским спецслужбам повод держать Ивана Семеновича под постоянным «прицелом». Кроме того, его творчество, в определнной мере, цензурировалось - к примеру, по полвека целиком сознательно не переиздавался на пластинках или иных носителях украинский (а, тем более, украиноязычный) репертуар Козловского. В России, как водится, вообще предпочитали (и предпочитают) не особо упоминать о его украинском происхождении, именуя абстрактно «советским исполнителем». А он постоянно стремился душой в Украину, и регулярно приезжал на свою малую родину. Последний раз в Марьяновке побывал в 1985-м. Задумчиво ходил по аллеям, будто бы чувствуя, что уже не вернется сюда…
Фото - с сайта музея
Музей великого тенора - обычная сельская хата, капитально отремонтированная в конце 1980-х. Здесь время будто бы застыло. Нет нарочитости, приукрашенности, искусственности нынешних «шароварных аттракционов». Рядом с домом растут роскошные мальвы, которые так любил Иван Семенович. В 1960-х возле дома был разбит сад с дубами, липами, туями и платанами, спроектированный по проекту самого певца. Причем планировка аллей напоминает крест в терновом венце – отражение нелегкой судьбы самого маэстро, вынужденного всю жизнь бороться с завистниками и оглядываться на внимание «органов», и, к тому же, его метаний как человека верующего, что в СССР, мягко говоря, не приветствовалось. И потому удивительно, как эти самые «органы» проглядели такую идеологическую диверсию в виде намека на христианское мученичество…
К тому же, сад-парк сближает родовое гнездо Козловского с классическими усадьбами, которые сложно представить без обширного зеленого массива вокруг.
Отметим, что в Киеве, на Крещатике, 50-б, действует Оперная Гостиная имени Ивана Козловского, а импозантный памятник ему стоит в одноименном переулке в самом престижном районе – на Липках, возле Института Богомольца.
Адрес: ул. Школьная, 2а. Телефоны: 045362-58-98, 098-237-12-13. График работы: 9:00-17:00, без обеденного перерыва; выходные - понедельник и вторник. Сайт: https://kozlovskiy-is.at.ua/
Веприк: музей композитора-священника
Кирилл Стеценко
В этом небольшом селе прожил последние два года, служил священником, умер и похоронен выдающийся композитор Кирилл Стеценко (1882-1922). Нечасто встретишь подобную ему судьбу в музыкальном мире. Композитор надевает рясу, причем становится приходским священником . Для Стеценко такой шаг был обусловлен не только глубокой религиозностью, но и искренним патриотическим духом. Священником он стал еще в 1911 году, и прославился, в числе прочего, как автор церковной музыки. В период 1917-20 годов активно занялся организацией музыкальных коллективов и народных хоров. А в голодном 1920-м, чтобы содержать семью, принял парафию Украинской автокефальной церкви, созданной годом ранее на волне национальной революции.
Фото - с сайта музея
Под руководством Стеценко в Веприке были созданы детский и сельский хор. После его внезапной смерти от тифа фигура композитора – из-за религиозного фактора и участия в политических событиях на стороне УНР – была, по сути, запрещена к упоминанию. Его произведения исполнялись очень редко, и часто без указания автора. Только в 1969-м в Веприке появилась комната-музей в местном доме культуры, а полноценный музей начал функционировать лишь с 1982-го в доме, построенном на месте того, в котором композитор прожил последние годы. Интерьер максимально приближен к временам Стеценко: можно увидеть личные вещи музыканта, предметы быта, коллекция икон, книги. И, конечно же, прослушать отрывки из произведений композитора.
Адрес: ул. Стеценко, 1. Телефон: 04465-454-24. График работы: 9:00-18:00 (перерыв - 13:00-14:00), кроме выходных. Сайт: https://stetsenko.museum
Яготин: место любви Шевченко
Коллаж из рисунков Т. Шевченко 1843-45 годов
В обширном перечне шевченковских мест в Украине у этого райцентра на левобережной Киевщине – особая судьба. Здесь жила Варвара Репнина, бывшая поклонницей поэта и испытывавшая к нему более чем дружескую симпатию. Кроме того, сам по себе Яготин – один из выдающихся образцов парковых усадеб на украинских землях, а здешние пейзажи с огромным водохранилищем на реке Супой, созданном еще в XVIII веке, просто восхитительны. Шевченко они точно вдохновляли, к тому же, и приязнью хозяйки он не был обижен…
Дворцово-парковый комплекс был заложен еще гетманом Украины Кириллом Разумовским, и позже расширен и благоустроен его сыном Алексеем. Варвара Репнина приходилась гетману внучкой. Такие «корни» просто требовали покровительства украинской литературе и культуре в целом. Роль Яготина как центра проукраински настроенной аристократии и интеллигенции в середине XIX века можно сравнить с Качановкой Тарновских и Березовой Рудкой Закревских. И, конечно, все эти места теснейшим образом связаны с судьбой Шевченко.
Флигель бывшей усадьбы, в котором находится картинная галерея. Фото - I.Turzh
Главный усадебный дом - к слову, деревянный, и перевезенный сюда Разумовским аж из Киева - был сожжен в революционную пору. Однако сохранился один из флигелей, в котором ныне находится картинная галерея. Ее гордость - большая коллекция натюрмортов знаменитой художницы Екатерины Билокур (1900-1961), музей которой в находящейся неподалеку Богдановке является частью Яготинского краеведческого. Памятник ей стоит перед зданием.
После длительного запустения восстановлен и гостевой домик, где Шевченко жил в период приездов в Яготин в 1843-45 годах. Здесь много аутентичных экспонатов: к примеру, личные вещи Шевченко и Репниных, рисунки и картины самого Тараса, а также картина неизвестного итальянского художника «Слепой с мальчиком» из коллекции Репниных. В обширном парке, фактически играющем роль центрального городского, сохранилась и беседка, в которой, по местной легенде, конечно же, любил проводить время молодой и популярный у дам поэт. Недалеко – памятники Николаю Гоголю и пианисту Святославу Рихтеру, также бывавшим в Яготине.
Фото - Iryna
В последние годы парк «приютил» еще и несколько памятников, снятых в период декоммунизации (характерно, что Ленина в Яготине убрали еще до 2014 года, отправив на «стоянку» в парк). Впрочем, никакой мрачности это скопление монументов парку не придает, а скорее, делает его эдаким собранием раритетов – как былых эпох, так и новейшей.
Адрес картинной галереи: ул. Независимости, 65. Телефоны: 04575-551-68, 556-03. График работы: 9:00-17:00 (перерыв - 12:00-12:30), кроме воскресенья и понедельника. Музей имеет свою страницу в Фейсбуке.
Богдановка: память о «волшебнице цветов»
Екатерина Билокур умерла в уже далеком 1961-м, и, несмотря на то, что всю жизнь рисовала цветы и натюрморты, и на то, то ее творчество при жизни было отмечено высокими наградами, оказалась полузабыта на долгие годы. Возможно, причина – в сознательной аполитичности ее произведений, на которых не было комбайнов и ракет, партизан и комиссаров. А возможно, потому, что, несмотря на более чем «правильное» крестьянское происхождение, судьба и условия жизни художницы были далеки от канонических рассказов о счастье простого человека в колхозном раю…
В доме, где ныне ее музей, художница прожила почти всю жизнь – с 1909 года. Отсутствие свидетельства об окончании средней школы не позволило ей получить художественное образование, но она самостоятельно овладела живописью, найдя себя в жанре натюрморта. Непонятая родственниками, считавшими ее «не от мира сего», так и не создавшая семьи, живя до смерти в бедности, она создала тот единственно ей присущий стиль, который сделал украинскую живопись ХХ века узнаваемой на мировых выставках. Но даже в случае с ее безобидными цветочными натюрмортами власть, выдавая художнице награды, упорно именовала ее просто «советской» художницей, умалчивая о украинских корнях ее творчества.
Интерьер родной хаты Билокур воссоздан в том виде, который был при жизни художницы: большая комната (ее называли хижиной), мастерская, спальня, кухня и др. Стоят на скамье натянутые на подрамники загрунтованные и тонированные полотна, которые так и не дождались прикосновения кисти. На мольберте - начатая, но не законченная картина. Прекрасен в любую погоду и сад, в котором художница находила неизменное вдохновение для своего творчества.
Фото - Л. Хвоя
Наряду с Марией Примаченко Билокур является одним из «берегинь» нашей народной живописи прошлого века. Так что всем, кто хочет понять и увидеть воплощенную в картинах душу украинского народа, нужно обязательно посетить этот музей.
Адрес: ул. К. Билокур, 72. Телефоны: 04575-341-56, 093-931-68-93. График работы: 8:30-17:15, кроме воскресенья и понедельника.
Ворзель: уют далеких дач
Здание музея в Ворзеле (бывшая дача Септера, позднее - Уваровой). Фото - И. Быков
Тихий, насквозь зеленый и бесконечно уютный Ворзель – уникальный сосновый курорт, жемчужина среди северо-западных киевских дачных местностей, вытянутых вдоль железнодорожной линии на Тетерев. Сюда можно и нужно приезжать всем, кто желает ощутить все еще не утраченный дух старого дачного пригорода, где атмосфера буквально располагает к творчеству. Об истории Ворзеля рассказывает музей, разместившийся в импозантном особняке, известном по имени последней владелицы - графини Натальи Уваровой (Терещенко; 1890-1987).
Романтичный стиль дома с башенкой, стоящего недалеко от местного вокзала, еще в те времена делал его одной из главных достопримечательностей Ворзеля. В советское время в здании была школа, однако запустение 1990-х и начала 2000-х поставило его на грань полного разрушения.
Ныне в любовно восстановленном здании – экспозиция, посвященная практически всем выдающимся людям, проживавшим в Ворзеле – от писателя Валерьяна Пидмогильного (1901-1937) и композитора Бориса Лятошинского (1894-1968) до одного из первых российских авиаторов Михаила Ефимова (1881-1919) и известного в свое время политика-монархиста Василия Шульгина (1878-1976). Кстати, стоит упомянуть и том, что именно в этом поселке Исаак Бабель в августе 1926-го написал пьесы «Закат» и «Мария» - так что литературная мифология Одессы рождалась, в том числе, и в атмосфере здешних дач…
«Уваровский дом» справедливо считается одним из лучших музейно-культурных центров в ближних пригородах Киева.
Адрес: ул. Курортная, 37-а. Телефоны: 045-974-81-14, 093-248-41-29. График работы: 10:00-17:00, без выходных и обеденного перерыва. Сайт: http://uvarovsky.wordpress.com
Новые Петровцы, хутор Савки: дух подлинной старины
Хата 1786 года - один из двух главных объектов на хуторе. Фото - с сайта музея
Этот частный этнографический комплекс создан относительно недавно – в 2004 году, но интересен именно историей своих главных экспонатов – спасенных от разрушения домов конца XVIII и середины XIX веков. Хата зажиточного крестьянина 1786 года – времен почти мифических, и небольшой дворянский дом 1854 года – отреставрированы и насыщены предметами соответствующих времен. И если хата стоит на своем месте уже более двухсот лет, то панский «двор» перевезен из с. Мелены с севера Житомирщины.
Именно в подобных местах, а не в созданных специально для туристов «народных ансамблях», органично и уместно смотрятся и занятия ремеслами наших предков, и дегустация традиционной кухни. Потому пребывание здесь – настоящее погружение в прошлое. На территории хутора есть колодец, погреб, хозяйственный двор с клуней и кузницей.
Дом небогатого помещика (1854 г.), перевезенный с Житомирщины. Фото - С. Половко
Экскурсия по хутору не статична, а вполне «интерактивна»: например, посетителям предлагают смолоть муку при помощи каменных жерновов, поработать в кузнице, поучаствовать в прочих народных промыслах, узнать побольше о былых ремеслах (многим орудиям труда, как, например, столярному станку, почти по сто лет), - ну и отведать, в завершение, блюд по старым рецептам, приготовленным в дровяной печи.
Адрес: ул. Князя Святослава, 50. Телефоны: 044-424-39-08, 067-593-11-00. Сайт - http://xutir-savky.com.ua/. Есть также страница в Фейсбук.
Им повезло: сохранившиеся здания усадеб и дач
Уцелеть в вихре перипетий последних 100 лет для любой усадьбы в нашей стране – большая «удача». Причем не просто уцелеть в качестве развалин, а продолжать выполнять какую-либо функцию. Обычно – в виде школы, агротехникума, больницы или санатория. Пусть это часто не способствовало сохранению интерьеров, да и внешний вид здания почти всегда страдал, но принадлежность хоть к какому-то ведомству спасала их от запустения. И только бесхозяйственность последних десятилетий поставила их существование под действительную угрозу. На Киевщине таких усадеб немного, но тем более ценен сам факт их относительной сохранности.
Ирпень, дача Чоколова: писательская Мекка
Фото - И. Быков
В 1936 году на окраине Ирпеня, на базе бывшей дачи предпринимателя Ивана Чоколова, был создан Дом творчества писателей УССР. Территория Дома творчества быстро расширилась на участок соседней дачи, кроме того, здесь было построено около десятка зданий, где могли бы вольготно разместиться труженики пера. Но самым главным объектом оставалась дача самого Чоколова, которую тот, якобы, возвел для своей любовницы-певички. Впоследствии, по той же легенде, эта дама повесилась на чердаке, не выдержав очередной измены богатого покровителя. Никаких документальных подтверждений этим слухам нет, да и советских писателей они, явно, не слишком пугали.
Сам же Иван Чоколов был личностью более чем незаурядной: основатель одной из популярных частных типографий, энтузиаст промышленного разведения рыбы, винодел, политик и меценат, он выделялся своими качествами даже на фоне достаточно богатого предпринимательскими талантами киевского «бомонда». Правда, киевский район Чоколовка назвен не в его честь, а его младшего брата Николая, капиталиста еще более оборотистого и предприимчивого, и, к тому же, не тратившего деньги на всяких нервных артисток.
Помимо лицезрения такого безусловного памятника архитектуры и истории, каковым является дача Чоколова, интересна сама прогулка по аллеями бывшего «главного писательского санатория» Украины.
Адрес: ул. Стельмаха, 20. Телефон: 04597-573-72.
Боровая: дом конструктора «Авроры»
Фото - Р. Маленков
Человек, построивший легендарный крейсер, был уроженцем Николаева – города корабелов, а умер и похоронен в Киевской области. Ксаверий Ратник – такими интересными были его имя и фамилия. Последние 17 лет он прожил в поселке Боровая на Фастовщине.
Оказался он здесь не от хорошей жизни. После позорного для России Цусимского поражения в войне с Японией конструкторов кораблей российского флота, и в их числе и Ратника, объявили чуть ли не «вредителями». Правда, тогда это не было сопряжено с расстрелом. Однако старый корабел, не желая терпеть подозрения и насмешки, решил удалиться от дел, уехав в местность, которая его пленила за несколько лет до того: тихий дачный поселок в сосновом лесу, куда дышать воздухом и собирать грибы приезжали даже из соседних губерний.
Наверняка, строя в Боровой в свой «дом-корабль» с третьим этажом на мотив капитанского мостика, он думал о том, насколько несправедливо обошлась с ним судьба. Ведь позор русско-японской войны был обусловлен не недостатками конструкции кораблей, а бездарностью царских полководцев и общей отсталостью империи, которая, захватив огромные территории, не имела ресурсов их удерживать, а также коррупцией и казнокрадством, бессмертными при всех властях.
Фото - с сайта пгт Боровая
«Аврора» же чудом уцелела в той битве – чтобы стать символом уже совсем иной эпохи, в которой Ратнику также довелось немного пожить – он умер в 1924 году, всеми забытый. Советская власть упорно не вспоминала о создателе корабля, с выстрела которой история этой самой власти началась…
После смерти владельца дом стал санаторием, потом конторой овощетреста. Ныне он пустует и частично разрушается. Впрочем, это уже второй вариант дома – оригинальный был из дерева, но в 1960-х его перестроили из кирпича с сохранением прежних форм. Аутентичной осталась только лестница.
Могила Ратника, похороненного недалеко от своего последнего «корабля», была разграблена, и на долгие годы утеряна. Ее восстановили только несколько лет назад по единственной сохранившейся фотографии.
Томашовка: изящная усадьба-монастырь
Фото - orhidea777
Иногда реставрацию у нас делают очень умело и даже со вкусом, пусть и претенциозным. Так повезло усадебному комплексу в Томашовке, отремонтированному в 2000 году усилиями православной церкви. Школа к тому времени из здания выехала, и оно разрушалось.
Усадьба в Томашовке – это модерн эпохи своего расцвета. Сооружено здание в 1910 году для шляхтичей Хоецких, в чьем владении село к тому времени пребывало уже несколько лет. Вычурный объем дома со сложной этажностью украшен карнизами, деревянными верандой и ложей. Во всем сквозит изящество и тонкий вкус как архитектора Валериана Куликовского (1835-1910; кстати, он же проектировал известный вокзал в Казатине), так и заказчиков.
После того, как усадьба стала монастырской, этот монастырь (именуется он Ризположенским, и принадлежит МПЦ) является одним из самых необычных в Украине. Сам факт расположения в бывшем жилом доме придает ему уникальность, а кроме того, на территории монастыря находятся зверинец и дендрарий, многочисленные скульптуры животных и композиции на религиозные сюжеты. Кроме того, рядом возведено несколько храмов и часовен, плюс ведется строительство новых. Возможно, все это и покажется неуместным кичем московского православия, но все же такая судьба для здания лучше, чем у десятков иных бывших усадеб, прозябающих в полуразрушенном или полностью разрушенном состоянии.
Адрес: ул. 30-летия Победы, 1. Телефон: 04565-456-49.
Отметим также еще две усадьбы в Киевской области, сохранившие определенную привлекательность до наших дней.
Погребы
Фото - Р. Маленков
Это небольшое село переходило из рук в руки нескольких польских родов, пока им надолго на завладела семья помещиков средней руки Свейковских - владельцев «всего лишь» пары десятков сел. Усадьба им принадлежала почти столетие. В конце XIX века Свейковские построили здесь довольно крупный дом с сохранившейся резной верандой, которая и придает ему очарование. Памятником архитектуры официально он не считается, но сохранился неплохо. В нем находится школа.
Стадница
Дом Рогозинского в Стаднице, вид до полной перестройки (2010 г.) Фото - Д. Антонюк
Еще одна усадьба в том же районе принадлежала роду Рогозинских. Основатель богатства этой фамилии – Викентий Рогозинский – был предприимчивым господином, вкладывавшим средства в кирпичные и сахарные заводы, рыболовные пруды и корчмы. Дом построен им еще в 1797 году. Особенно выделяется башня, с которой пан Викентий любил приветствовать своих гостей, а также наблюдать за звездами.
Уцелело и несколько построек усадьбы. В советское время в главном здании были зоотехникум, а позже – интернат. Ныне он находится в собственности владельца агрофирмы «Свитанок», уроженца села Олега Лазарука, однако с хозяином можно договориться. При этом следует учитывать, что в настоящее время дом Лазаруком кардинально перестроен, и полностью утратил свою аутентичность.
Обратите внимание также на интересной архитектуры бывший сельский клуб, сооруженный в советский период украинского модерна - в 1927 году.
Телефон и адрес агрофирмы «Свитанок»: ул. Школьная, 8; 04560-343-27.
Кроме того, в Киевской области частично сохранились здания усадеб в Григоровке (деревянное, перестроено, используется как жилой дом), Тадеевке (дом для прислуги, в котором находится школа) и Ожеговке (внешний вид изменен, теперь школа), Скибинцах (перестроено, бывшая контора колхоза), Кашперовке (перестроено в жилой дом) и Пятигорах (использовалась как больница, ныне заброшено), а также в райцентре Ставище (остался только флигель, обложенный плиткой, в котором находятся музей и центр детского творчества).
Павел Ковалев