Пикассо в харьковском селе, драгоценные камни в дебрях Волыни, богатейшая военная коллекция в сердце Черкасской области… Украинская провинция очень богата на самые неожиданные музейные коллекции. Конечно же не только провинция: на основе самых разнообразных частных коллекций созданы необычные музеи в Одессе, Харькове, Львове, Днепре, Запорожье. Не отстают и областные центры, чьи галереи и публичные собрания коллекционеров хранят, порой, уникальные артефакты. Достаточно заглянуть в художественные музеи Житомира, Кропивницкого, Полтавы или Чернигова... Представленная в этом очерке десятка музеев охватывает все регионы страны. От мистических Карпат до веселой Полтавщины, от просвещенного во всех аспектах Харькова до разноликой и неожиданной Одессы, от подлинников Малевича в сельской глуши до промышленных артефактов, связанных с эпохой, когда Украина была крупнейшей нефтедобывающей территорией Европы. Контракты.ua приглашают пройтись по всем этим залам и экспозициям.
Верховина: мир таинств Карпат
О карпатских магах – мольфарах – сложилось легенд не меньше, чем о филиппинских хилерах или гаитянских поклонниках вуду. Впрочем, наши мольфары откровенно экзотические ритуалы не практикуют и никогда не практиковали. Их горная магия – особая. Это магия дождевых лесов, холодных вершин, холодного солнца, каменных скал и стремительных водопадов. Мольфарство как неотъемлемая часть гуцульских знахарских традиций – прямое наследие языческих культов, никогда особо не исчезавших в этих местах.
Причем, как ни странно, советские атеистические времена с их гонениями на церковь и усиленным вниманием «органов» к народной религиозности только добавили популярности извечным антиподам церковников – магам и целителям. Во-первых, местные жители обращались к ним как к последней инстанции, т.к. визиты к «ведунам» и «ведьмам» рассматривались государством скорее о смехом, как признак «неотесанности», но не особо карались. Во-вторых, народные средства, гомеопатия и гипноз в СССР с определенного времени признавались – ведь шли-то они «от народа», а значит, подлежали изучению. Кроме того, свои знания и тем более деяния мольфары особо не афишировали, дабы не привлекать внимания.
Так что порой «властителем туч» оказывался вполне с виду безобидный лесник, учитель или колхозный пастух. Наконец, мистика и магия Карпат прославилась на весь мир после выхода «Теней забытых предков» Сергея Параджанова, буквально открывшего миру Гуцульщину. После этого пройти мимо народных традиций, включавших ведовство, было уже невозможно: их стали изучать под «соусом» этнографических исследований, дабы «искоренить предрассудки» и превратить народную веру в безобидную часть фольклора. Но не тут-то было…
С конца 1980-х, на волне интереса ко всему таинственному и ранее запрещенному, интерес к мольфарам обострился. Трагическая и малопонятная смерть самого известного из них – Михаила Нечая в 2011 году – только добавила мольфарской традиции мрачноватого ореола. Так что появление музея, в котором можно было получить информацию об этом важнейшем аспекте народной традиции, стало делом времени.
Михаил Нечай (1930-2011). Фото - MyUkraine.com.ua
Время пришло летом 2015 года, когда в Верховине Ивано-Франковской области открылся музей гуцульской магии (заглавное фото к разделу взято с ресурса Picasa). Главное здесь – конечно же, не артефакты – посохи или ножи – а рассказ экскурсовода. Тут и выясняется, что нож способен разогнать облака, а посох – примирить поссорившихся супругов. Традиционный местный музыкальный инструмент – дрымба - настроить энергетическое поле человека. Особенное значение имеют кольца на руках у мольфаров, украшенные как оберегами, так и христианской символикой. А сколько магического оказывается в богатейшей колористике гуцульской одежды, даже повседневной!
Рассказы о древних обрядах, символах и магических заговорах, которые по сию пору практикуются в горах, мало кого оставят равнодушными. В конце концов, а почему бы не попробовать хотя бы разок?..
Еще один, безусловно, важнейший, аспект музея – традиционные рецепты народных целителей, в том числе те, которые практиковали упомянутый выше Михаил Нечай и другой известный мольфар – Андрей Атаманюк (умер в 1992 году). Кроме того, в музее проводятся мастер-классы по изготовлению магических артефактов – к примеру, специальных деревянных ложек, или по старинной технике секретного письма, которым передавались тайные знания от одного поколения мольфаров к другому.
Адрес: ул. Жабьевский Поток, 66-а, база отдыха «Водограй Карпат». Телефон: 098-102-40-32. Сайт: http://verkhovyna.life/magic/ Время работы: 11.00-16.00, кроме вторника.
Великие Будища: свадьба по Гоголю и не только
Наверняка, каждый из нас хоть раз был на какой-нибудь свадьбе с «народным» антуражем. Авторитетно заявляем: чтобы по-настоящему серьезно воспроизвести этот антураж, не сведя его к банальному одеванию вышиванок и хоровому исполнению «Червоной Руты», следует побольше узнать об украинских свадебных традициях. Такую возможность дает музей в селе Великие Будища на Полтавщине, в самых что ни на есть гоголевских местах.
Фото - dikanka.glo.ua
Этот музей – своего рода театрализованная экспозиция. Свадьбы здесь все чаще и чаще проходят вполне настоящие (заявление можно подать в сельсовет) – под «чутким руководством» целого народного ансамбля «Берегиня». Если туристам повезет, они попадут на «свадебный переполох», и окажутся на народном гулянии в качестве зрителей. Если нет – они тоже «попали»: из посетителей обязательно выберут невесту с женихом, дружок, боярина, родителей молодых и сватов. В общем, начнется полный интерактив с максимальной вовлеченностью в процесс – с поздравлениями, подарками, блюдами традиционной кухни и неизменным самогоном!
Правда, порой некоторые знатоки традиций жалуются, что маловато уделяется внимания «соромницким играм» и прочим подобным аспектам предсвадебных молодежных гулянок и развлечений, но ответ тут готов: за полтора часа (а столько длится стандартная программа) всего не покажешь и не расскажешь. Ведь в селах свадебные мероприятия проводились в течение нескольких дней – так что времени на все хватало.
Фото - dikanka.glo.ua
Что касается экспонатов, то здесь самым ценным считается свадебное платье 1926 года. Имеется и традиционный сундук с приданым – рубашками и полотенцами.
Адрес: ул. Кононенко, 33. Телефоны: 05351-9-63-25, 066-817-00-78. Из Полтавы в село ходят автобусы. Время работы: по договоренности.
Харьков: то, что вы не знали о сексе или стеснялись спросить
Да, это самый пикантный музей Украины. Его уникальность обусловлена уже тем, что он – единственный не только в стране, но и во всей Восточной Европе. Созданный в 1999 году при кафедре сексологии и медицинской психологии Харьковской медицинской академии, он позиционирует себя как научно-просветительский, и функцию эту выполняет на отлично. Сюда едет все больше иностранных туристов (особенно после того, как Харьков открылся миру благодаря Евро-2012), так что информация о нем все более ширится просторами земного шара.
Фото - Kharkov.info
Шагая, таким образом, «впереди планеты всей» (или хотя бы ее небольшой части), харьковский музей собирает все, что касается столь важнейшего аспекта жизни человечества. Здесь 12 залов, рассказывающих о сексуальных культурах различных регионов мира, а также – о половом поведении животных.
Часть экспонатов – в категории «только для взрослых» (детям и подросткам до 21 года их не покажут). Так что многие приходят сюда, как минимум, дважды – до и после совершеннолетия.
В музейных залах можно увидеть репродукции картин и рисунков на «эту» тему, скульптуры и статуэтки, самые разнообразные «игрушки для взрослых» начиная с прадавних времен. Снова-таки, без экскурсионного сопровождения тут лучше не ходить, иначе возникнет множество вопросов – например, «Как они так умудрялись?» или «А разве это было не запрещено?» Поверьте, после посещения этого музея объем ваших знаний о мире и о любви уже не будет прежним.
Отдельная тема в экспозиции – вопросы профилактики венерических заболеваний и СПИДа, что вполне понятно, учитывая, что музей создан при медицинской кафедре.
Адрес музея: ул. Мироносицкая, 81-а (или Маяковского, 5). Телефоны: 057-715-63-15, 057-700-50-02. Время работы: 11:00-19:00, без выходных.
Одесса: как поймать звук
Южная столица Украины богата на оригинальные музеи. Здесь и первый в Украине официальный музей на основе личной коллекции им. Блещунова, открытый в 1991 году, и музей контрабанды (неудивительно для Одессы, правда?), и музей пиратов, и даже единственный в стране музей, посвященный «Битлз». В общем, все, как полагается европейскому городу. Среди всей этой когорты выделяется музей звука – таково его официальное название. Это – коллекция звукозаписывающей аппаратуры «от начала времен», вернее, от начала тех времен, когда человек додумался сохранять музыку в специальных устройствах.
Фото - "Одесская Жизнь"
От музыкальной шкатулки до плеера, через граммофоны и патефоны, виниловые пластинки и бобинные магнитофоны – все это представлено в здешней коллекции. Есть здесь и всяческая звукозаписывающая аппаратура – и «шпионская», и эстрадная, и специальные микрофоны для партийных вождей СССР.
Особенно привлекателен тот факт, что вся техника работает, «звучит». Надтреснутые голоса, порой раритетные записи в единственном экземпляре, буквально «врываются» в ритм наших дней, позволяя ощутить причастность к становлению, например, звукового кино или первого радио – революционных моментов в техническом прогрессе и культурном развитии человечества.
А вы знаете, что прямой «предок» плеера назывался «микифон» и был он изобретен еще в 1924 году в Швейцарии? И это был не какой-нибудь неподъемный агрегат, а вполне портативное устройство, которое можно было положить в карман.
Фотоколлаж - vaita.livejournal.com
Интересует передовой немецкий радиоприемник времен Третьего Рейха, к созданию которого приложил руку Гитлер, как известно, ценивший все возможности максимального воздействия на аудиторию? Он здесь есть! Или вот не менее передовой радиоприемник «Фестиваль», созданный в 1957 году к первому фестивалю молодежи и студентов Москве, и в пылу соперничества Хрущева с Соединенными Штатами. У этого элегантного аппарата, чей дизайн «спионерили» в США, была самая настоящая панель дистанционного управления. Правда, стоило сие чудо техники достаточно дорого для простого гражданина СССР.
И еще десятки иных экспонатов, размещенных в трех комнатах старинного здания в центре Одессы, ждут вашего внимания. Так что, включая плеер или вставляя в уши наушники, помните – мы очень много не знаем об истории той техники, которая окружает нас, и которая постоянно совершенствуется. Очень многое придумано до нас. За этим знанием – пожалуйте в одесский «звуковой» музей!
Адрес: ул. Дворянская, 25. Телефоны: 048-701-23-72, 067-782-47-02. Сайт: http://museyzvuka.com. Время работы: 12:00-17:00, кроме воскресенья.
Хорошев: место собирать камни
Теперь информацию об этом музее стало чуть труднее находить в интернете, чем раньше: городу Володарск-Волынский возвращено название Хорошев. «Хорошее» имя, надеемся, позитивно скажется на работе музея, ставшего известным примерно 15 лет назад благодаря интернету. До этого о нем мало кто знал. А он, безусловно, уникален.
Коллекция, представленная в его пяти залах, начала собираться с середины 1930-х годов. Музей, по сути, долгое время имел прикладное значение, как геологическая экспозиция при предприятии «Кварцсамоцветы», которое добывает многочисленные драгоценные и полудрагоценные камни из богатейших залежей украинского Полесья. С 1996 года он размещается в отдельном здании, а его звездный час настал с 2001 года, когда коллекцию признали национальным достоянием Украины. Экскурсия по нему – погружение в волшебный мир подземных богатств.
Фото - IGoToWorld
К настоящему моменту (а коллекция постоянно пополняется) здесь собрано 1,7 тыс. экспонатов, включая гигантские кристаллы кварца, топаза и берилла из Волынского месторождения, не имеющие аналогов в мире.
В первом зале можно ознакомиться видами декоративно-облицовочного камня, добываемого в Украине – во всем разнообразии цветов и оттенков. Второй зал посвящен главным горным породам, залегающим под украинской территорией. Третий зал – это царство кварца. Образцы, собранные здесь, поражают воображение. Поневоле начинаешь представлять себя в древней и очень богатой сокровищнице. Одновременно поражаешься тому, сколь богат мир неживой материи, казалось бы, привычных нам камней.
Подлинные сокровища сосредоточены в четвером зале: именно здесь находятся упомянутые выше бериллы и топазы из волынских залежей. Тут можно увидеть гигантский кристалл топаза бледно-голубого цвета весом 28,5 кг. Другим, ювелирного качества, кристаллам топаза, находящимся в этом зале, даже присвоены собственные имена: «Академик Александр Ферсман», «Родничок», «Сказка» и т.д.
Фото - IGoToWorld
Пятый зал радует посетителей изделиями из драгоценных камней, показывающими, как человек может умело обрабатывать природные сокровища. Яшмовые, малахитовые, ониксовые, янтарные бусы и сережки, вазы и подсвечники, шкатулки и посуда переливаются таким бесчисленным количеством оттенков, что, кажется, фантазии природы нет конца. В этом музее, пожалуй, начинаешь понимать романтический смысл профессии геолога, когда трудности экспедиций компенсируются радостью находок таких вот даров каменного мира.
Как добраться: ул. Героев Украины, 58. Телефоны: 04145-32214, 32276. Время работы: 9:00-17:00, обед 13.00-14.00, кроме воскресенья, суббота – по договоренности.
Винница: история, извлеченная из мусора
В Украине есть несколько музеев вторсырья, показывающих, что человек может выбросить в мусор что угодно – от ценных картин до оружия. А ведь со временем почти каждая, даже самая бытовая, вещь, становится раритетом. Недаром те же киношники жалуются, например, что очень сложно достать какие-то артефакты 1930-50-х, а то и более поздних, годов, дабы создать в фильмах аутентичную атмосферу. И тогда они бегут в подобные музеи, и выискивают подсвечники и чайники, утюги и стаканы, посуду и сувениры нужных им времен. Но не только они – знакомство с такими музеями сближает эпохи в буквальном смысле, т.к. мы четче понимаем, среди каких вещей жили люди, отделенные от нас одним-двумя поколениями.
Музей в Виннице, на территории предприятия по переработке вторсырья, создал Вячеслав Воеводин, долгие годы трудившийся здесь кладовщиком. Чего он только не нашел! К примеру, кто-то выбросил немецкую бритву не много ни мало, 1695 года…
Сейчас в коллекции Воеводина до двух тысяч экспонатов - самовары, картины, статуэтки, ордена, значки, целые сервизы и множество технической аппаратуры, не говоря уж о книгах – собранной «на мусорке» библиотеке можно позавидовать.
Адрес: ул. Ватутина, 19. Время работы: с 10:00 до 17:00, кроме субботы и воскресенья (можно договориться, если приезжает группа).
Черкасщина, хутор Шампания: крупнейший частный военный музей Украины
На дороге между двумя главными «шевченковскими» селами Украины – Моринцами и Шевченково – находится небольшой хутор с неожиданным «французским» именем - Шампания. Происхождение названия так и остается неизвестным, зато сам хутор в последние годы стал одной из самых заметных точек на карте военного туризма – здесь находится крупнейший в стране частный музей такого рода (фото к этому разделу сделаны М. Матвиенко).
Бывший военный-афганец, предприниматель, волонтер и фанатик своего дела Олег Бойко собрал на хуторе поистине уникальные экспонаты. Редкие образцы оружия, прекрасно сохранившаяся форма различных армий и эпох, коллекция немецких пропагандистских плакатов времен Второй Мировой и жетонов российских «ихтамнетов» (на фото ниже) с нынешней донбасской войны, не говоря уже об особенно полной «афганской» коллекции – все это богатство можно осмотреть в трех залах музея.
На подворье – военная техника, на которой желающие могут прокатиться. Конечно же, не бесплатно. Но зато в музее все экспонаты – рабочие! Как говорится, взял – и можно сразу в бой. Правда, стрелять придется холостыми.
Без экскурсии тут делать нечего. Иначе как узнать историю трофейных британских офицерских часов XIX века, и понять, что тогдашняя мировая империя «обломала зубы» на гиблой земле Афганистана так же, как это сделала красная империя столетием позднее? Как узнать подробнее о судьбе двух чемоданов – немецкого офицера (на фото) и украинского солдата-победителя, выставленных в одном зале? А истории эти очень показательны.
А как вам гангстерский автомат Томпсона на вооружении НКВД? Пожалуйста, вот он – на стене. Рядом - пистолет-пулемет рано умершего оружейного гения Алексея Судаева (1912-1946), чья судьба «затерялась» на фоне якобы «народного самоучки», псевдоконструктора Калашникова.
И такие истории можно рассказать, фактически, о каждом экспонате – от огромных колес фронтовой немецкой пушки до винтовки с запаянным дулом, предназначенной в советской стране абсурда для караульных солдат в Кремле – дабы часом не покусились на вождей. На данный момент в музее собрано почти 30 тысяч экспонатов, 80% из которых – настоящие раритеты.
Экспозиция делится на «афганскую», «немецкую», «советскую» и «украинскую» части. С 2011 года, когда музей открылся, его посетили туристы из 130 стран.
Как добраться: проще всего – из сел Моринцы либо Шевченково, если вы оказались в этих местах. Телефон : 067-5779600. Музей работает без выходных, по договоренности.
Нежин: самый «туристический» музей
По сотням и тысячам верст дорог некогда огромной Российской империи летели, бежали и плелись почтовые кони. Дороги всегда были бедствием этих просторов, но еще большей бедой считались, подчас, станционные смотрители и держатели постоялых дворов. Мол, хороших лошадей выдают только за мзду, нормальных условий в гостинице не поддерживают, и вообще – отличаются бездушием к путешественникам…
Впрочем, в городе Нежине на Черниговщине проезжающие на обслуживание не жаловались: здешняя почтовая станция была одной из самых посещаемых в государстве, и через нее проезжало слишком много знатных и известных особ, чтобы относится к путешествующим халатно или требовать от них взятки «за ускорение». Ведь какой-нибудь «инкогнито из Петербурга», внезапно нагрянувший среди ночи на станцию с требованием отдыха и смены коней, мог вполне оказаться ревизором или чиновником для особых поручений…
Все эти гоголевские аллюзии в Нежине не случайны – будущий писатель учился здесь семь лет, отправлял и получал письма, как и все в городе, и путешествовал через местную почтовую станцию. Она сохранилась, и в одном из ее флигелей с 1993 года действует единственный в стране музей, посвященный конной почте XVIII-XIX веков (все фото к разделу взяты у I. Turzh).
Все началось годом ранее, когда местный краевед и меценат Александр Лазаренко передал городу коллекцию предметов дорожного быта и документов по истории почты. С местом для размещения экспозиции долго не колебались – комплекс Нежинской почтовой станции - единственный на просторах бывшей империи, сохранился почти полностью.
Пребывание в этом музее буквально погружает в атмосферу Нежина середины XIX столетия, когда этот уездный город был, буквально, «центром Вселенной», перекрестком важнейших дорог, соединявших Москву, Петербург, Одессу Харьков, Царство Польское и внутренние области России. Процветавший тогда Нежин своей «золотой поры» (в нем жило 12 тысяч человек, в то время как в Чернигове – 4, а в Киеве – 7 тысяч) был, во многом, обязан именно этому транзитному расположению. Командировочные, ссыльные, и просто праздно путешествующие особы неизменно останавливались в этом доме недалеко от гигантского нежинского базара.
Интерьер комнаты отдыха, воссозданный на Нежинской станции
Впрочем, регулярную почтово-конную связь в Украине наладили не цари или императоры, а гетман Демьян Многогрешный в 1669 году, когда он учредил станции в Батурине, Нежине и Киеве. Нынешнюю же станцию построили по типовому для империи проекту. В одном из флигелей (собственно, в котором сейчас находится экспозиция), жил станционный смотритель, в другом – ямщики и конюхи. Двухэтажная гостиница для проезжающих ныне в ветхом состоянии и ждет реставрации, зато в домике смотрителя воспроизведена обстановка середины позапрошлого века.
В этой комнате вручали свои «подорожные» (кто едет, откуда, куда и для какой надобности) не только Гоголь, но и Пушкин, Шевченко, Грибоедов, Гребинка, Глибов, Лесков, Коцюбинский, Котляревский… И тысячи других – число лиц, прошедших через эту почтовую станцию, подсчитать не представляется возможным.
Кабинет станционного смотрителя
Все экспонаты тут – подлинные. Кроме того, в комнате регулярно проводятся выставки, посвященные известным уроженцам Нежина или лицам, с ним связанным.
Адрес: ул. Почтовая, 5. Телефон: 04631-2-54-95, 068-4017513. Время работы: 9:00-16:00, без выходных.
Пархомовка: Малевич и Пикассо в школьном музее
Сезанн, Гоген, Мане? Возможно, возможно… Эксперты до сих пор не оставили своего мнения о том, принадлежат ли именно этим художникам картины, висящие на стенах старинной усадьбы в селе Пархомовка Харьковской области. А вот насчет Кандинского, Малевича, Репина, Рериха, Айвазовского, а заодно и итальянца Пиранези (XVIII век) вопросов нет – подлинники. Особенно поражает посетителей тот факт, что знаменитый «Голубь мира», ставший символом антивоенного движения, находится именно здесь – в Пархомовке. Его подарил музею сам Пикассо.
Дворец графа Подгоричани, в котором находится музей. Фото - travels.livejournal.com
Музей возник в 1955-м стараниями сельского учителя Афанасия Лунева (1920-2004). Из рода старообрядцев, он знал толк в старинной иконописи, и потому собрал ценную коллекцию икон. Но в советское время коллекционирование икон не приветствовалось, и делать на этой основе музей, тем более, школьный, не вышло бы. Лунев, однако, и не собирался ограничиваться только сакральными искусством. В первую очередь, его интересовало эстетическое воспитание учащихся. В 1955-м он начал создавать при школе постоянную экспозицию живописи, и очень быстро, благодаря пробивному характеру, подвижничеству и чутью на прекрасное, наладил контакты вначале с коллекционерами, затем – с главными музеями СССР (а позже и зарубежья) и известными художниками (включая того же Пикассо), охотно дарившими свои полотна для демонстрации в далеком селе.
Среди 6 тысяч экспонатов – картины Тропинина, Боровиковского, Кипренского, Шишкина, Левитана, Серова, Бенуа, Васильковского, Княжицкого. Многие из них, считающиеся мэтрами российской живописи, были украинского происхождения, либо, как Тропинин, жили долгое время в Украине.
Фото - Vide.Novum
Есть тут и два офорта, приписываемые Рембрандту, картины голландцев XVII века Рейсдала и Хоха, французского художника XVIII века Фрагонара. Такие полотна составили бы честь любому музею.
Если же подтвердится еще и подлинность Гогена, Сезанна, Мане и Писарро, а также испанца Мурильо (XVII век), то коллекция Лунева может быть отнесена к крупнейшим живописным собраниям Украины.
Кроме того, в музее находятся ранние работы Казимира Малевича. Художник провел здесь детство (к слову, красивый дом, в котором жил его отец, управляющий сахарным заводом, также сохранился). Тут Малевич начал свое становление как живописца. Изучать творчество великого авангардиста сюда приезжают мировые светила искусствоведения. Тут же – работы не менее гениального Василия Кандинского, футуристическо-сатирические рисунки Маяковского, коллекция советского соцреализма в лучших его образцах.
Адрес: ул. Конторская, 2. Телефон: 05756-95369, 097-6466781. Как добраться: из Харькова ехать с автостанции № 2 на Краснокутск. Оттуда до Пархомовки можно добраться маршруткой (около 20 минут). Из Киева можно добраться по направлению на Лубны и Опишню. Время работы: 9:00-17:00, зимой – 8.00-6:00, кроме понедельника и вторника.
Надворная: когда Украина Европу нефтью снабжала
Эх, были времена! Галичина как богатейшая нефтяная провинция Европы, Прикарпатье как центр добычи черного золота, первые нефтяные олигархи, банкротства, катастрофы, преступления и аферы! Таковы были последние десятилетия XIX-го и первая треть ХХ века на этих землях. До сих пор в городе Надворная Ивано-Франковской области существует нефтеперерабатывающий завод. В соседнем с городом селе Пнив находится учебно-курсовой комбинат, относящийся к ПАО «Укрнафта», при котором в 2013 году открылся музей нефтепромыслов Галичины.
Фото - со страницы музея в Фейсбук
Экспозиция состоит из двух частей. В одном из залов на первом этаже рассказывается об истории возникновения нефтедобывающей промышленности в регионе, демонстрируются информативные стенды и документы, посвященные этому достаточно малоизвестному аспекту экономической истории Украины.
Но главные экспонаты находятся под открытым небом. Здесь представлено подлинное оборудование тех бурных времен, причем в большинстве своем – в рабочем состоянии. Оно относится к периодам, начиная с XVIII века, и заканчивая моделью современной бурильной установки.
Адрес: Пнив, ул. Сечевых Стрельцов. Телефон: 099-7914894. Время работы: 8:00-17:00, кроме выходных, но в выходные возможна экскурсия по договоренности.
Павел Ковалев