Контракти.ua

4969  —  02.09.17
Секс, мистика, война и сокровища: 10 музеев Украины, на которые стоит потратить время
Секс, мистика, война и сокровища: 10 музеев Украины, на которые стоит потратить время

Пикассо в харьковском селе, драгоценные камни в дебрях Волыни, богатейшая военная коллекция в сердце Черкасской области… Украинская провинция очень богата на самые неожиданные музейные коллекции. Конечно же не только провинция: на основе самых разнообразных частных коллекций созданы необычные музеи в Одессе, Харькове, Львове, Днепре, Запорожье. Не отстают и областные центры, чьи галереи и публичные собрания коллекционеров хранят, порой, уникальные артефакты. Достаточно заглянуть в художественные музеи Житомира, Кропивницкого, Полтавы или Чернигова...  Представленная в этом очерке десятка музеев охватывает все регионы страны. От мистических Карпат до веселой Полтавщины, от просвещенного во всех аспектах Харькова до разноликой и неожиданной Одессы, от подлинников Малевича в сельской глуши до промышленных артефактов, связанных с эпохой, когда Украина была крупнейшей нефтедобывающей территорией Европы. Контракты.ua приглашают пройтись по всем этим залам и экспозициям.

Верховина: мир таинств Карпат

О карпатских магах – мольфарах – сложилось легенд не меньше, чем о филиппинских хилерах или гаитянских поклонниках вуду. Впрочем, наши мольфары откровенно экзотические ритуалы не практикуют и никогда не практиковали. Их горная магия – особая. Это магия дождевых лесов, холодных вершин, холодного солнца, каменных скал и стремительных водопадов. Мольфарство как неотъемлемая часть гуцульских знахарских традиций – прямое наследие языческих культов, никогда особо не исчезавших в этих местах.

Причем, как ни странно, советские атеистические времена с их гонениями на церковь и усиленным вниманием «органов» к народной религиозности только добавили популярности извечным антиподам церковников – магам и целителям. Во-первых, местные жители обращались к ним как к последней инстанции, т.к. визиты к «ведунам» и «ведьмам» рассматривались государством скорее о смехом, как признак «неотесанности», но не особо карались. Во-вторых, народные средства, гомеопатия и гипноз в СССР с определенного времени признавались – ведь шли-то они «от народа», а значит, подлежали изучению. Кроме того, свои знания и тем более деяния мольфары особо не афишировали, дабы не привлекать внимания.

Так что порой «властителем туч» оказывался вполне с виду безобидный лесник, учитель или колхозный пастух. Наконец, мистика и магия Карпат прославилась на весь мир после выхода «Теней забытых предков» Сергея Параджанова, буквально открывшего миру Гуцульщину. После этого пройти мимо народных традиций, включавших ведовство, было уже невозможно: их стали изучать под «соусом» этнографических исследований, дабы «искоренить предрассудки» и превратить народную веру в безобидную часть фольклора. Но не тут-то было…

С конца 1980-х, на волне интереса ко всему таинственному и ранее запрещенному, интерес к мольфарам обострился. Трагическая и малопонятная смерть самого известного из них – Михаила Нечая в 2011 году – только добавила мольфарской традиции мрачноватого ореола. Так что появление музея, в котором можно было получить информацию об этом важнейшем аспекте народной традиции, стало делом времени.

Михаил Нечай (1930-2011). Фото - MyUkraine.com.ua

Время пришло летом 2015 года, когда в Верховине Ивано-Франковской области открылся музей гуцульской магии (заглавное фото к разделу взято с ресурса Picasa). Главное здесь – конечно же, не артефакты – посохи или ножи – а рассказ экскурсовода. Тут и выясняется, что нож способен разогнать облака, а посох – примирить поссорившихся супругов. Традиционный местный музыкальный инструмент – дрымба - настроить энергетическое поле человека. Особенное значение имеют кольца на руках у мольфаров, украшенные как оберегами, так и христианской символикой. А сколько магического оказывается в богатейшей колористике гуцульской одежды, даже повседневной!

Рассказы о древних обрядах, символах и магических заговорах, которые по сию пору практикуются в горах, мало кого оставят равнодушными. В конце концов, а почему бы не попробовать хотя бы разок?..

Еще один, безусловно, важнейший, аспект музея – традиционные рецепты народных целителей, в том числе те, которые практиковали упомянутый выше Михаил Нечай и другой известный мольфар – Андрей Атаманюк (умер в 1992 году). Кроме того, в музее проводятся мастер-классы по изготовлению магических артефактов – к примеру, специальных деревянных ложек, или по старинной технике секретного письма, которым передавались тайные знания от одного поколения мольфаров к другому.

Адрес: ул. Жабьевский Поток, 66-а, база отдыха «Водограй Карпат». Телефон: 098-102-40-32. Сайт: http://verkhovyna.life/magic/ Время работы: 11.00-16.00, кроме вторника.

Великие Будища: свадьба по Гоголю и не только

Наверняка, каждый из нас хоть раз был на какой-нибудь свадьбе с «народным» антуражем. Авторитетно заявляем: чтобы по-настоящему серьезно воспроизвести этот антураж, не сведя его к банальному одеванию вышиванок и хоровому исполнению «Червоной Руты», следует побольше узнать об украинских свадебных традициях. Такую возможность дает музей в селе Великие Будища на Полтавщине, в самых что ни на есть гоголевских местах.

Фото - dikanka.glo.ua

Этот музей – своего рода театрализованная экспозиция. Свадьбы здесь все чаще и чаще проходят вполне настоящие (заявление можно подать в сельсовет) – под «чутким руководством» целого народного ансамбля «Берегиня». Если туристам повезет, они попадут на «свадебный переполох», и окажутся на народном гулянии в качестве зрителей. Если нет – они тоже «попали»: из посетителей обязательно выберут невесту с женихом, дружок, боярина, родителей молодых и сватов. В общем, начнется полный интерактив с максимальной вовлеченностью в процесс – с поздравлениями, подарками, блюдами традиционной кухни и неизменным самогоном!

Правда, порой некоторые знатоки традиций жалуются, что маловато уделяется внимания «соромницким играм» и прочим подобным аспектам предсвадебных молодежных гулянок и развлечений, но ответ тут готов: за полтора часа (а столько длится стандартная программа) всего не покажешь и не расскажешь. Ведь в селах свадебные мероприятия проводились в течение нескольких дней – так что времени на все хватало.

Фото - dikanka.glo.ua

Что касается экспонатов, то здесь самым ценным считается свадебное платье 1926 года. Имеется и традиционный сундук с приданым – рубашками и полотенцами.

Адрес: ул. Кононенко, 33. Телефоны: 05351-9-63-25, 066-817-00-78. Из Полтавы в село ходят автобусыВремя работы: по договоренности.

Харьков: то, что вы не знали о сексе или стеснялись спросить

Да, это самый пикантный музей Украины. Его уникальность обусловлена уже тем, что он – единственный не только в стране, но и во всей Восточной Европе. Созданный в 1999 году при кафедре сексологии и медицинской психологии Харьковской медицинской академии, он позиционирует себя как научно-просветительский, и функцию эту выполняет на отлично. Сюда едет все больше иностранных туристов (особенно после того, как Харьков открылся миру благодаря Евро-2012), так что информация о нем все более ширится просторами земного шара.

Фото - Kharkov.info

Шагая, таким образом, «впереди планеты всей» (или хотя бы ее небольшой части), харьковский музей собирает все, что касается столь важнейшего аспекта жизни человечества. Здесь 12 залов, рассказывающих о сексуальных культурах различных регионов мира, а также – о половом поведении животных.

Часть экспонатов – в категории «только для взрослых» (детям и подросткам до 21 года их не покажут). Так что многие приходят сюда, как минимум, дважды – до и после совершеннолетия.

В музейных залах можно увидеть репродукции картин и рисунков на «эту» тему, скульптуры и статуэтки, самые разнообразные «игрушки для взрослых» начиная с прадавних времен. Снова-таки, без экскурсионного сопровождения тут лучше не ходить, иначе возникнет множество вопросов – например, «Как они так умудрялись?» или «А разве это было не запрещено?» Поверьте, после посещения этого музея объем ваших знаний о мире и о любви уже не будет прежним.

Отдельная тема в экспозиции – вопросы профилактики венерических заболеваний и СПИДа, что вполне понятно, учитывая, что музей создан при медицинской кафедре.

Адрес музея: ул. Мироносицкая, 81-а (или Маяковского, 5). Телефоны: 057-715-63-15, 057-700-50-02Время работы: 11:00-19:00, без выходных.

Одесса: как поймать звук

Южная столица Украины богата на оригинальные музеи. Здесь и первый в Украине официальный музей на основе личной коллекции им. Блещунова, открытый в 1991 году, и музей контрабанды (неудивительно для Одессы, правда?), и музей пиратов, и даже единственный в стране музей, посвященный «Битлз». В общем, все, как полагается европейскому городу. Среди всей этой когорты выделяется музей звука – таково его официальное название. Это – коллекция звукозаписывающей аппаратуры «от начала времен», вернее, от начала тех времен, когда человек додумался сохранять музыку в специальных устройствах.

Фото - "Одесская Жизнь"

От музыкальной шкатулки до плеера, через граммофоны и патефоны, виниловые пластинки и бобинные магнитофоны – все это представлено в здешней коллекции. Есть здесь и всяческая звукозаписывающая аппаратура – и «шпионская», и эстрадная, и специальные микрофоны для партийных вождей СССР.

Особенно привлекателен тот факт, что вся техника работает, «звучит». Надтреснутые голоса, порой раритетные записи в единственном экземпляре, буквально «врываются» в ритм наших дней, позволяя ощутить причастность к становлению, например, звукового кино или первого радио – революционных моментов в техническом прогрессе и культурном развитии человечества.

А вы знаете, что прямой «предок» плеера назывался «микифон» и был он изобретен еще в 1924 году в Швейцарии? И это был не какой-нибудь неподъемный агрегат, а вполне портативное устройство, которое можно было положить в карман.

Фотоколлаж - vaita.livejournal.com

Интересует передовой немецкий радиоприемник времен Третьего Рейха, к созданию которого приложил руку Гитлер, как известно, ценивший все возможности максимального воздействия на аудиторию? Он здесь есть! Или вот не менее передовой радиоприемник «Фестиваль», созданный в 1957 году к первому фестивалю молодежи и студентов Москве, и в пылу соперничества Хрущева с Соединенными Штатами. У этого элегантного аппарата, чей дизайн «спионерили» в США, была самая настоящая панель дистанционного управления. Правда, стоило сие чудо техники достаточно дорого для простого гражданина СССР.

И еще десятки иных экспонатов, размещенных в трех комнатах старинного здания в центре Одессы, ждут вашего внимания. Так что, включая плеер или вставляя в уши наушники, помните – мы очень много не знаем об истории той техники, которая окружает нас, и которая постоянно совершенствуется. Очень многое придумано до нас. За этим знанием – пожалуйте в одесский «звуковой» музей!

Адрес: ул. Дворянская, 25. Телефоны: 048-701-23-72, 067-782-47-02. Сайт:  http://museyzvuka.com. Время работы: 12:00-17:00, кроме воскресенья.

Хорошев: место собирать камни

Теперь информацию об этом музее стало чуть труднее находить в интернете, чем раньше: городу Володарск-Волынский возвращено название Хорошев. «Хорошее» имя, надеемся, позитивно скажется на работе музея, ставшего известным примерно 15 лет назад благодаря интернету. До этого о нем мало кто знал. А он, безусловно, уникален.

Коллекция, представленная в его пяти залах, начала собираться с середины 1930-х годов. Музей, по сути, долгое время имел прикладное значение, как геологическая экспозиция при предприятии «Кварцсамоцветы», которое добывает многочисленные драгоценные и полудрагоценные камни из богатейших залежей украинского Полесья. С 1996 года он размещается в отдельном здании, а его звездный час настал с 2001 года, когда коллекцию признали национальным достоянием Украины. Экскурсия по нему – погружение в волшебный мир подземных богатств.

Фото - IGoToWorld

К настоящему моменту (а коллекция постоянно пополняется) здесь собрано 1,7 тыс. экспонатов, включая гигантские кристаллы кварца, топаза и берилла из Волынского месторождения, не имеющие аналогов в мире.

В первом зале можно ознакомиться видами декоративно-облицовочного камня, добываемого в Украине – во всем разнообразии цветов и оттенков. Второй зал посвящен главным горным породам, залегающим под украинской территорией. Третий зал – это царство кварца. Образцы, собранные здесь, поражают воображение. Поневоле начинаешь представлять себя в древней и очень богатой сокровищнице. Одновременно поражаешься тому, сколь богат мир неживой материи, казалось бы, привычных нам камней.

Подлинные сокровища сосредоточены в четвером зале: именно здесь находятся упомянутые выше бериллы и топазы из волынских залежей. Тут можно увидеть гигантский кристалл топаза бледно-голубого цвета весом 28,5 кг. Другим, ювелирного качества, кристаллам топаза, находящимся в этом зале, даже присвоены собственные имена: «Академик Александр Ферсман», «Родничок», «Сказка» и т.д.

Фото - IGoToWorld

Пятый зал радует посетителей изделиями из драгоценных камней, показывающими, как человек может умело обрабатывать природные сокровища. Яшмовые, малахитовые, ониксовые, янтарные бусы и сережки, вазы и подсвечники, шкатулки и посуда переливаются таким бесчисленным количеством оттенков, что, кажется, фантазии природы нет конца. В этом музее, пожалуй, начинаешь понимать романтический смысл профессии геолога, когда трудности экспедиций компенсируются радостью находок таких вот даров каменного мира.

Как добраться: ул. Героев Украины, 58. Телефоны: 04145-32214, 32276Время работы: 9:00-17:00, обед 13.00-14.00, кроме воскресенья, суббота – по договоренности.

Винница: история, извлеченная из мусора

В Украине есть несколько музеев вторсырья, показывающих, что человек может выбросить в мусор что угодно – от ценных картин до оружия. А ведь со временем почти каждая, даже самая бытовая, вещь, становится раритетом. Недаром те же киношники жалуются, например, что очень сложно достать какие-то артефакты 1930-50-х, а то и более поздних, годов, дабы создать в фильмах аутентичную атмосферу. И тогда они бегут в подобные музеи, и выискивают подсвечники и чайники, утюги и стаканы, посуду и сувениры нужных им времен. Но не только они – знакомство с такими музеями сближает эпохи в буквальном смысле, т.к. мы четче понимаем, среди каких вещей жили люди, отделенные от нас одним-двумя поколениями.

Музей в Виннице, на территории предприятия по переработке вторсырья, создал Вячеслав Воеводин, долгие годы трудившийся здесь кладовщиком. Чего он только не нашел! К примеру, кто-то выбросил немецкую бритву не много ни мало, 1695 года…

Сейчас в коллекции Воеводина до двух тысяч экспонатов - самовары, картины, статуэтки, ордена, значки, целые сервизы и множество технической аппаратуры, не говоря уж о книгах – собранной «на мусорке» библиотеке можно позавидовать.

Адрес: ул. Ватутина, 19. Время работы: с 10:00 до 17:00, кроме субботы и воскресенья (можно договориться, если приезжает группа).

Черкасщина, хутор Шампания: крупнейший частный военный музей Украины

На дороге между двумя главными «шевченковскими» селами Украины – Моринцами и Шевченково – находится небольшой хутор с неожиданным «французским» именем - Шампания. Происхождение названия так и остается неизвестным, зато сам хутор в последние годы стал одной из самых заметных точек на карте военного туризма – здесь находится крупнейший в стране частный музей такого рода (фото к этому разделу сделаны М. Матвиенко).

Бывший военный-афганец, предприниматель, волонтер и фанатик своего дела Олег Бойко собрал на хуторе поистине уникальные экспонаты. Редкие образцы оружия, прекрасно сохранившаяся форма различных армий и эпох, коллекция немецких пропагандистских плакатов времен Второй Мировой и жетонов российских «ихтамнетов» (на фото ниже) с нынешней донбасской войны, не говоря уже об особенно полной «афганской» коллекции – все это богатство можно осмотреть в трех залах музея.

На подворье – военная техника, на которой желающие могут прокатиться. Конечно же, не бесплатно. Но зато в музее все экспонаты – рабочие! Как говорится, взял – и можно сразу в бой. Правда, стрелять придется холостыми.

Без экскурсии тут делать нечего. Иначе как узнать историю трофейных британских офицерских часов XIX века, и понять, что тогдашняя мировая империя «обломала зубы» на гиблой земле Афганистана так же, как это сделала красная империя столетием позднее? Как узнать подробнее о судьбе двух чемоданов – немецкого офицера (на фото) и украинского солдата-победителя, выставленных в одном зале? А истории эти очень показательны.

А как вам гангстерский автомат Томпсона на вооружении НКВД? Пожалуйста, вот он – на стене. Рядом - пистолет-пулемет рано умершего оружейного гения Алексея Судаева (1912-1946), чья судьба «затерялась» на фоне якобы «народного самоучки», псевдоконструктора Калашникова.

И такие истории можно рассказать, фактически, о каждом экспонате – от огромных колес фронтовой немецкой пушки до винтовки с запаянным дулом, предназначенной в советской стране абсурда для караульных солдат в Кремле – дабы часом не покусились на вождей. На данный момент в музее собрано почти 30 тысяч экспонатов, 80% из которых – настоящие раритеты.

Экспозиция делится на «афганскую», «немецкую», «советскую» и «украинскую» части. С 2011 года, когда музей открылся, его посетили туристы из 130 стран.

Как добраться: проще всего – из сел Моринцы либо Шевченково, если вы оказались в этих местах. Телефон : 067-5779600. Музей работает без выходных, по договоренности.

Нежин: самый «туристический» музей

По сотням и тысячам верст дорог некогда огромной Российской империи летели, бежали и плелись почтовые кони. Дороги всегда были бедствием этих просторов, но еще большей бедой считались, подчас, станционные смотрители и держатели постоялых дворов. Мол, хороших лошадей выдают только за мзду, нормальных условий в гостинице не поддерживают, и вообще – отличаются бездушием к путешественникам…

Впрочем, в городе Нежине на Черниговщине проезжающие на обслуживание не жаловались: здешняя почтовая станция была одной из самых посещаемых в государстве, и через нее проезжало слишком много знатных и известных особ, чтобы относится к путешествующим халатно или требовать от них взятки «за ускорение». Ведь какой-нибудь «инкогнито из Петербурга», внезапно нагрянувший среди ночи на станцию с требованием отдыха и смены коней, мог вполне оказаться ревизором или чиновником для особых поручений…

Все эти гоголевские аллюзии в Нежине не случайны – будущий писатель учился здесь семь лет, отправлял и получал письма, как и все в городе, и путешествовал через местную почтовую станцию. Она сохранилась, и в одном из ее флигелей с 1993 года действует единственный в стране музей, посвященный конной почте XVIII-XIX веков (все фото к разделу взяты у I. Turzh).

Все началось годом ранее, когда местный краевед и меценат Александр Лазаренко передал городу коллекцию предметов дорожного быта и документов по истории почты. С местом для размещения экспозиции долго не колебались – комплекс Нежинской почтовой станции - единственный на просторах бывшей империи, сохранился почти полностью.

Пребывание в этом музее буквально погружает в атмосферу Нежина середины XIX столетия, когда этот уездный город был, буквально, «центром Вселенной», перекрестком важнейших дорог, соединявших Москву, Петербург, Одессу Харьков, Царство Польское и внутренние области России. Процветавший тогда Нежин своей «золотой поры» (в нем жило 12 тысяч человек, в то время как в Чернигове – 4, а в Киеве – 7 тысяч) был, во многом, обязан именно этому транзитному расположению. Командировочные, ссыльные, и просто праздно путешествующие особы неизменно останавливались в этом доме недалеко от гигантского нежинского базара.

Интерьер комнаты отдыха, воссозданный на Нежинской станции 

Впрочем, регулярную почтово-конную связь в Украине наладили не цари или императоры, а гетман Демьян Многогрешный в 1669 году, когда он учредил станции в Батурине, Нежине и Киеве. Нынешнюю же станцию построили по типовому для империи проекту. В одном из флигелей (собственно, в котором сейчас находится экспозиция), жил станционный смотритель, в другом – ямщики и конюхи. Двухэтажная гостиница для проезжающих ныне в ветхом состоянии и ждет реставрации, зато в домике смотрителя воспроизведена обстановка середины позапрошлого века.

В этой комнате вручали свои «подорожные» (кто едет, откуда, куда и для какой надобности) не только Гоголь, но и Пушкин, Шевченко, Грибоедов, Гребинка, Глибов, Лесков, Коцюбинский, Котляревский… И тысячи других – число лиц, прошедших через эту почтовую станцию, подсчитать не представляется возможным.

Кабинет станционного смотрителя

Все экспонаты тут – подлинные. Кроме того, в комнате регулярно проводятся выставки, посвященные известным уроженцам Нежина или лицам, с ним связанным.

Адрес: ул. Почтовая, 5. Телефон: 04631-2-54-95, 068-4017513. Время работы: 9:00-16:00, без выходных.

Пархомовка: Малевич и Пикассо в школьном музее

Сезанн, Гоген, Мане? Возможно, возможно… Эксперты до сих пор не оставили своего мнения о том, принадлежат ли именно этим художникам картины, висящие на стенах старинной усадьбы в селе Пархомовка Харьковской области. А вот насчет Кандинского, Малевича, Репина, Рериха, Айвазовского, а заодно и итальянца Пиранези (XVIII век) вопросов нет – подлинники. Особенно поражает посетителей тот факт, что знаменитый «Голубь мира», ставший символом антивоенного движения, находится именно здесь – в Пархомовке. Его подарил музею сам Пикассо.

Дворец графа Подгоричани, в котором находится музей. Фото - travels.livejournal.com

Музей возник в 1955-м стараниями сельского учителя Афанасия Лунева (1920-2004). Из рода старообрядцев, он знал толк в старинной иконописи, и потому собрал ценную коллекцию икон. Но в советское время коллекционирование икон не приветствовалось, и делать на этой основе музей, тем более, школьный, не вышло бы. Лунев, однако, и не собирался ограничиваться только сакральными искусством. В первую очередь, его интересовало эстетическое воспитание учащихся. В 1955-м он начал создавать при школе постоянную экспозицию живописи, и очень быстро, благодаря пробивному характеру, подвижничеству и чутью на прекрасное, наладил контакты вначале с коллекционерами, затем – с главными музеями СССР (а позже и зарубежья) и известными художниками (включая того же Пикассо), охотно дарившими свои полотна для демонстрации в далеком селе.

Среди 6 тысяч экспонатов – картины Тропинина, Боровиковского, Кипренского, Шишкина, Левитана, Серова, Бенуа, Васильковского, Княжицкого. Многие из них, считающиеся мэтрами российской живописи, были украинского происхождения, либо, как Тропинин, жили долгое время в Украине.

Фото - Vide.Novum

Есть тут и два офорта, приписываемые Рембрандту, картины голландцев XVII века Рейсдала и Хоха, французского художника XVIII века Фрагонара. Такие полотна составили бы честь любому музею.

Если же подтвердится еще и подлинность Гогена, Сезанна, Мане и Писарро, а также испанца Мурильо (XVII век), то коллекция Лунева может быть отнесена к крупнейшим живописным собраниям Украины.

Кроме того, в музее находятся ранние работы Казимира Малевича. Художник провел здесь детство (к слову, красивый дом, в котором жил его отец, управляющий сахарным заводом, также сохранился). Тут Малевич начал свое становление как живописца. Изучать творчество великого авангардиста сюда приезжают мировые светила искусствоведения. Тут же – работы не менее гениального Василия Кандинского, футуристическо-сатирические рисунки Маяковского, коллекция советского соцреализма в лучших его образцах.

Адрес: ул. Конторская, 2. Телефон: 05756-95369, 097-6466781. Как добраться: из Харькова ехать с автостанции № 2 на Краснокутск. Оттуда до Пархомовки можно добраться маршруткой (около 20 минут). Из Киева можно добраться по направлению на Лубны и Опишню. Время работы: 9:00-17:00, зимой – 8.00-6:00, кроме понедельника и вторника.

Надворная: когда Украина Европу нефтью снабжала

Эх, были времена! Галичина как богатейшая нефтяная провинция Европы, Прикарпатье как центр добычи черного золота, первые нефтяные олигархи, банкротства, катастрофы, преступления и аферы! Таковы были последние десятилетия XIX-го и первая треть ХХ века на этих землях. До сих пор в городе Надворная Ивано-Франковской области существует нефтеперерабатывающий завод. В соседнем с городом селе Пнив находится учебно-курсовой комбинат, относящийся к ПАО «Укрнафта», при котором в 2013 году открылся музей нефтепромыслов Галичины.

Фото - со страницы музея в Фейсбук
Экспозиция состоит из двух частей. В одном из залов на первом этаже рассказывается об истории возникновения нефтедобывающей промышленности в регионе, демонстрируются информативные стенды и документы, посвященные этому достаточно малоизвестному аспекту экономической истории Украины.

Но главные экспонаты находятся под открытым небом. Здесь представлено подлинное оборудование тех бурных времен, причем в большинстве своем – в рабочем состоянии. Оно относится к периодам, начиная с XVIII века, и заканчивая моделью современной бурильной установки.

Адрес: Пнив, ул. Сечевых Стрельцов. Телефон: 099-7914894. Время работы: 8:00-17:00, кроме выходных, но в выходные возможна экскурсия по договоренности.

Павел Ковалев 

Статьи по теме
Ексклюзив «Зіркового шляху»: Міла Кузнєцова розповіла, яку максимальну суму їй пропонували за секс
Ексклюзив «Зіркового шляху»: Міла Кузнєцова розповіла, яку максимальну суму їй пропонували за секс

Модель plus-size та суддя вокального шоу «Співають всі!» Міла Кузнєцова у програмі «Зірковий шлях», яка виходить на телеканалі «Україна» у будні, розповіла, чи вільне її серце.
21.09.21 — 1279

Музей истории Полтавской битвы пригласил туристов на штурм царских редутов
Музей истории Полтавской битвы пригласил туристов на штурм царских редутов

Посетители Музея истории Полтавской битвы получили возможность "оживить" макет исторической баталии с помощью технологии дополненной реальности.
29.11.20 — 1331

В Ивано-Франковске сварят тонну гуцульского баноша
В Ивано-Франковске сварят тонну гуцульского баноша

В Ивано-Франковске 11 января объединятся 5 поваров и приготовят тонну гуцульского баноша. Блюдом будут угощать всех желающих.
27.12.19 — 1185