Зачем нужны массовые — международные и национальные — праздники? Чтобы отдохнуть, развлечься? Вовсе нет. Только настоящие бизнесмены знают, что именно на праздники надо делать деньги. И к самым пиковым продажам уже пора начинать готовиться.
Безусловные лидеры рейтинга — Новый год и Рождество. Конец декабря — начало января — традиционный пик продаж для большинства потребительских товаров и услуг. Самые крупные и популярные сетевые ретейлеры, которые в обычное время совсем не дешево продают поставщикам «места на полках», в предновогодний и новогодний период отказываются от дополнительных выгод, связанных с платным размещением товаров, и располагают их на свое усмотрение, так, чтобы сделать полки максимально привлекательными для потребителей. Продавцы рекламных и маркетинговых услуг тоже зарабатывают на предновогодней и рождественской суете. Поскольку на потребительских рынках это период максимального конкурентного шума, рекламная активность существенно возрастает.
Второе место по праву занимает Международный женский день 8 Марта — пик продаж косметики, парфюмерии, сувенирной продукции, цветов, сладостей и мягких игрушек. Кроме того, это один из сезонных пиков продаж алкоголя и тех продуктов питания, которые в наших широтах традиционно принято использовать в качестве закуски. Период перед 8 Марта и еще несколько дней после праздника — один из сезонных пиков продаж для компаний, занимающихся event-менеджментом. Особенно важны эти дни для фирм, специализирующихся на организации корпоративных мероприятий. Большинство клубов проводят вечеринки, приуроченные к женскому празднику. Перед 8 Марта и в ближайшие дни после праздника резко вырастает посещаемость салонов красоты и SPA-центров.
Следующий по значимости коммерческий праздник — День защитника Отечества 23 февраля ненамного отстает от Международного женского дня. К примеру, рестораны зарабатывают несколько меньше, хотя, безусловно, этот праздник тоже заметно увеличивает их выторг. Что касается клубов и баров, тут и вовсе сложно определить, какой из двух «гендерных» праздников приносит более ощутимый рост продаж — женский или мужской. Перед Днем защитника Отечества повышенным спросом пользуются мужской трикотаж, мужская парфюмерия, кожаная галантерея, косметические подарочные наборы, включающие средства для бритья и средства по уходу за волосами, предназначенные для потребителей-мужчин.
В преддверии этого праздника хорошо продается сувенирная продукция околовоенной тематики.
На четвертом месте — День влюбленных 14 февраля. Этот западный праздник, возникший как христианская замена римских Лупрекалий — дней поклонения Богине Плодородия и женскому началу, — в русскоязычном пространстве прижился на удивление легко и быстро. Произошло это не в последнюю очередь благодаря муссированию темы Дня влюбленных в американском кино. 14 февраля — все-таки один из лучших дней в году для продавцов сладостей, сувенирной продукции и легкого алкоголя. Корпоративных мероприятий в этот день, как правило, не делают, зато клубные вечеринки собирают рекордное количество посетителей. В основном речь идет о возрастной группе до 35 лет. Помимо прочего, это один из пиков продаж косметики и парфюмерии, однако с точки зрения объемов он пока гораздо менее значим, чем 8 Марта.
Замыкает пятерку самых коммерческих праздников Хэллоуин 31 октября. Канун Дня всех святых в наших широтах статус праздника, пускай и неформального, получил относительно недавно. Отмечает его молодежь, в основном подростки. Зарабатывают на праздновании главным образом собственники клубов, лаундж-баров, диско-баров и других увеселительных заведений, ориентированных на молодежную аудиторию. Они же и занимаются популяризацией праздника в стране. Причем в славянские массы продвигают не саму кельтскую традицию защищать дома от духов умерших, якобы разгуливающих по улицам в последнюю ночь октября, а ее более позднее американизированное проявление. Так, например, в Украине в ходу американский вариант «Лампы Джека».