Пилот, попавший в авиакатастрофу, может выжить, если катапультируется на расстоянии 15 метров до земли. Золотовалютные резервы страны упали до $20,63 млрд, продолжая стремительно приближаться к критической отметке.
Последние месяцы для Украины превратились в сплошную черную полосу. Не успели уняться российские эксперты, предрекающие стране долгую и мучительную экономическую смерть, как минорные ноты подхватили авторитетные зарубежные рейтинговые агентства. Кредитные рейтинги страны уже находятся на преддефолтном уровне. Причем сохраняется угроза их дальнейшего снижения. Пессимистические прогнозы не может скрыть даже официальная статистика, фиксирующая непрекращающееся падение ВВП и лишающая правительства последней надежды выйти по итогам года хотя бы в ноль.
Экономические трудности заметны уже рядовым гражданам, не слишком осведомленным в оценках международных экспертов. В регионах все чаще бюджетники сталкиваются с задержкой выплаты зарплат. На счетах казначейства остаются сущие копейки. А нарастающий дефицит бюджета грозит еще большими социальными проблемами.
Результат вполне закономерный. После кризиса 2008 года страна получила мощный стимул для развития, появившийся в результате резкой девальвации гривни. Обвал курса позволил временно выровнять валютные потоки, поступающие в Украину и покидающие ее. Следующим шагом должно было быть полномасштабное реформирование экономики. Но, увы, власти отказались менять привычно вращающийся механизм, позволяющий отдельным персонажам быстро вскарабкиваться вверх по «пищевой цепочке». И теперь упущенное время работает против Украины.
Очень показательный пример — нежелание потенциального кредитора — МВФ, соглашаться на снижение налогового давления в 2014 году. В Фонде выступили против сокращения ставок НДС и налога на прибыль, вполне логично рассуждая, что такие уступки дорого обойдутся бюджету, и без того расползающемуся по швам. И теперь совершенно очевидно, что за год до выборов власти не согласятся на экономические эксперименты, опасаясь возможного снижения и так невысоких рейтингов. Но и оставлять все как есть тоже нельзя. Дефицит финансовых ресурсов только нарастает. Как выйти из такого тупикового положения, избегая опасных для рейтингов решений?
Но уже через несколько месяцев вновь избранный президент дал отмашку на почти трехкратное снижение валютного курса
Ответ на этот вопрос нашел Александр Лукашенко в 2011 году. Ситуация, в которой оказалась Беларусь два года назад, была как минимум на порядок хуже, чем сейчас в Украине. Последнему диктатору в Европе никто не давал взаймы на международных рынках, а МВФ отказывался что-либо предпринимать накануне президентских выборов. К слову, это традиционное поведение Фонда, но в случае Украины могут быть исключения.
Единственная надежда Лукашенко — Россия тоже заняла удобную для себя позицию. Мол, денег дадим, но после девальвации белорусского рубля и последующей приватизации нефтегазовых активов.
Поскольку провести девальвацию накануне выборов — политическое самоубийство, как и передача национального достояния в руки россиян, Александр Лукашенко решил попридержать коней и… вовсю включил печатный станок. В пустой казне мгновенно появились деньги, а зарплаты бюджетников достигли почти европейских $500. Но уже через несколько месяцев вновь избранный президент дал отмашку на почти трехкратное снижение валютного курса.
Украина стремительно движется по белорусскому сценарию. Пока печатный станок еще работает в привычном режиме, но экономика постепенно наполняется векселями неплатежеспособного государства. Уставной фонд Нафтогаза вновь будет увеличиваться ничем не обеспеченными «бумажками», которые вскоре за твердую валюту выкупит Нацбанк. Иначе с Газпромом не рассчитаться.
Одновременно вводятся ограничения на валютном рынке. Пока они не задели интересы граждан, коснувшись в основном предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Но это временно. Под лозунгом борьбы с валютными спекулянтами ничто не помешает ввести запреты на наличные операции. Как вариант — не более $500 или $1000 в одни руки. На крайний случай, когда дело уже не просто запахнет керосином, а вовсю полыхнет, можно провести и принудительную конвертацию валютных сбережений в банках. Ну а потом все пройдет по привычному сценарию.
Забавно, что Лукашенко сделал выводы из валютных игр 2011 года. И теперь в Беларуси не пытаются держать курс всеми возможными способами, соглашаясь на плавную девальвацию, опасаясь лишиться не только золотовалютных резервов, но и остатков экономической независимости государства. Увы, Украине пока есть что терять.