«Пан має час та натхнення!» — эта фраза из старого «бандеровского» анекдота вполне могла бы стать лозунгом экономических реформ правительства.
В начале года президент Виктор Янукович заявил, что Украина должна войти в первую сотню рейтинга Всемирного банка по легкости ведения бизнеса. Учитывая, что сейчас мы занимаем «почетное» 137-е место, соседствуя со странами, в которых царит полная разруха и периодически ведутся боевые действия, то поставленная цель не выглядела невыполнимой. Профильные министерства и ведомства оперативно вынесли на широкое обсуждение несколько альтернативных вариантов реформирования экономики и даже какие-то новации вписали в бюджет следующего года. Как вдруг появилось «натхнення».
Воодушевленный министр доходов и сборов Александр Клименко на днях заявил, что запланированное в 2014-м снижение ставок налога на добавленную стоимость и налога на прибыль не состоится. Мол, бюджет недополучит 25 млрд грн. И вообще, МВФ — против.
Признаться, давно анонсируемые послабления в Налоговом кодексе не очень воодушевляли предпринимателей. Снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 17% и налога на прибыль с 19% до 16% едва ли способны вывести бизнес из тени. Но, по крайней мере, можно было бы рассчитывать хоть на какую-то долю легализации. И, возможно, оценив эффект, чиновники не стали бы останавливаться на достигнутом, продолжив снижать налоговое бремя. Увы, ничего подобного не произойдет. Украина снова останется в числе экономических лузеров, продолжая терять свои конкурентные преимущества как на внешних, так и на внутреннем рынках.
Создавать бизнес в стране, занимающей 165-ю позицию в категории «налогообложение» из 185 возможных (по версии Всемирного банка), способны лишь самые отчаянные предприниматели. Неудивительно, что многие иностранные компании ушли из страны либо сидят на чемоданах, подыскивая покупателей на свои украинские активы. Надеяться, что экономическая и, возможно, политическая стабильность позволят нивелировать высокий уровень налогового давления, бесполезно. Банановая республика не сможет выпускать планшеты или другую технологическую продукцию только потому, что перестали проводить политические зачистки и бесконечно девальвировать местную валюту. В лучшем случае она увеличит поставки фруктов за рубеж, в худшем — увеличится поток трудовых мигрантов.
Создавать бизнес в стране, занимающей 165-ю позицию в категории «налогообложение» из 185 возможных, способны лишь самые отчаянные
В мире существует множество примеров, когда страны, резко сократив не только количество налогов, но и размер ставок, мгновенно превращались в инвестиционный рай. Украина могла бы пойти по их пути, хотя бы на время превратившись в европейский офшор. Можно не сомневаться, что многие зарубежные компании воспользовались бы возможностью открыть здесь свои производства, учитывая огромный потенциал не только в Украине, но и в ближайших странах. Но при нынешней экономической модели вместо заводов намного проще открывать склады. Высокий уровень налогообложения оправдывает существование предприятий, работающих исключительно на высокой марже. Проше говоря, купил за 5 копеек, продал за гривню.
Объяснения, что, мол, сейчас не лучшее время для экономических экспериментов, не выдерживают критики. Самые смелые решения всегда предпринимались в трудные времена. Именно поэтому Южная Корея, напоминавшая 50 лет назад сплошное минное поле, сейчас пересаживает украинцев на свои автомобили, заставляет разговаривать по своим телефонам и смотреть свои телевизоры.
Пока же главное завоевание наших реформаторов — экономическая стабильность, сохраняющаяся в течение последних пяти лет. Но как долго она продлится? До выборов? Возможно. Но что будет потом?
Экономика не прощает ошибок. Да, какое-то время можно переждать-перетерпеть, затянуть административные гайки, выпустить никому не нужные векселя, в конце концов, перезанять деньги. Дальше — больше. Каждый месяц — новое ограничение на валютном рынке. Вскоре в ход пойдут фискальные методы, например, обязательное декларирование доходов и жесткая борьба с работодателями, выплачивающими зарплату в конвертах. В принципе, вполне прогнозируемые шаги. Но все-таки наступит развязка. И за экономическую стабильность, наблюдающуюся сейчас, придется заплатить потом. Вероятно, тогда и представится новая возможность для проведения реформ. А пока «пан має час та натхнення!».