Стабильность — признак класса. Не проходит и дня, чтобы российские чиновники не предупредили Украину о надвигающихся экономических вызовах. И каждый раз звучат совершенно разные оценки будущей катастрофы после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Диапазон потенциальных потерь весьма широк — от $10 млрд до $35 млрд в год. Причем иногда сразу несколько цифр называет один и тот же кремлевский служащий.
Намного сдержаннее в своих оценках оказался глава администрации президента РФ Сергей Иванов. Он оперировал лишь одной цифрой — $12 млрд в год, которые потеряет Украина на торговле с Россией.
В прошлом году весь наш экспорт в эту страну составил $17 млрд. А импорт из России — $27 млрд. И если предположить, что экспортные поставки украинских предприятий упадут на $12 млрд, то можно не сомневаться, что импорт тоже резко сократится. К примеру, свыше миллиарда зарабатывают наши металлурги, и если спрос на их продукцию упадет, то, конечно же, сократится и необходимость в российском газе. Даже если не вдаваться в детали, то едва ли кто-то поспорит с тем, что экономический кризис в любой стране негативно отражается на ее основных торговых партнерах. И для самой России, сильно зависящей от экспорта энергоресурсов и чья промышленность уже находится в стагнации, потрясения в Украине тоже не пройдут даром. Но, как известно, умом соседей не понять, посему вполне возможны торговые барьеры даже в ущерб себе.
Но что же потеряет Украина? На этот вопрос охотно отвечают наши российские «друзья». По мнению Сергея Иванова, ассоциация с ЕС будет означать «конец остаткам украинской космической и авиапромышленности, судостроению, в атомной уже ничего не осталось».
Иными словами, годы нашего взаимовыгодного сотрудничества, когда никто даже не заикался о европейской интеграции, привели к тому, что «в атомной уже ничего не осталось». Соответственно терять уже нечего. Далее — кооперация в авиастроении, очевидно, тоже достигла небывалого размаха. Украинские «Аны» так и не пригодились россиянам ни в гражданской, ни в военной авиации. Более того, соседи все время пытались найти альтернативу украинским самолетам, стараясь наладить выпуск собственных моделей. Правда, все эти попытки заканчивались провалом.
Судостроение? В первом полугодии русские купили украинских кораблей на $16 млн. Это далеко не самая крупная статья во внешней торговле с РФ. Точнее — одна тысячная от суммарного объема экспорта. Так что же терять?
И для самой России, сильно зависящей от экспорта энергоресурсов, потрясения в Украине тоже не пройдут даром
Возможно, первым лицам государства уже были предложены гарантии с российской стороны взаимовыгодного сотрудничества в будущем после нашего отказа от европейской интеграции. Только кто же их воспримет всерьез, особенно после красивого броска через плечо с ценами на газ, несмотря на продление аренды наших территорий военными моряками.
А вот в чем трудно не согласиться с Сергеем Ивановым, так это с перспективами превращения Украины в крупного экспортера сельхозпродукции и рабочей силы. Собственно, это уже произошло. И при нынешней модели экономического развития указанные тенденции будут только усиливаться.
Глупо рассчитывать, что ассоциированное членство в ЕС приведет к открытию в Украине новых заводов и фабрик. Даже если бы мы стали полноправными членами Евросоюза, никто не стал бы спешить вкладывать огромные средства. Подобные ожидания не оправдались во многих государствах, например, в балтийских, где многие уехали на заработки в экономически развитые страны, воспользовавшись отсутствием виз.
При нынешней экономической политике властей ждать больших инвестиций в принципе нереально. Можно долго перечислять ее недостатки, но если говорить фактами, то через пять лет после кризиса экономика снова падает. Мы живем от одного потрясения к другому. В этом собственно заключается вся экономическая стратегия и тактика государства. А кто желает связать если не свое, то будущее детей со страной, для которой экономические катаклизмы — естественное состояние?
Злорадство и угрозы россиян — не более чем блеф и признак общества, не осознающего собственных угроз. У них такое же экономическое устройство, как и у нас. А высокие цены на нефть, маскирующие все недостатки и промахи, не смогут держаться вечно. Рано или поздно выяснится, что король-то голый. И что тогда скажет их Иван нашему Тарасу на какой-нибудь стройке в Польше?