Те, кто часто летает на самолетах, наверняка замечали, что с недавних пор вдоль заграждений аэровокзалов, взлетно-посадочных полос и на глиссадах посадки авиалайнеров «развелось» много людей с фотоаппаратами, оснащенными мощной дальнобойной оптикой. Кто они такие? Кто разрешил им снимать? Куда смотрит служба безопасности?
Сразу поспешим вас успокоить – здесь нет ничего криминального. Это споттеры (англ. spot – увидеть, опознать). В нашем случае можно применить английский термин planespotting – наблюдение, или, проще говоря, «охота» на самолеты.
Споттеры – это увлеченные люди, авиационные фотографы, у которых хобби – не собирание марок, монет или значков, не рыбалка и не охота в ее банальном проявлении. Цель сегодняшнего споттера – поймать в объектив фотоаппарата самолет и сделать красивый четкий кадр.
«Впервые я услышал о споттинге лет восемь назад, – рассказывает Контрактам главный редактор портала Spoters.Aero Игорь Лесив. – Я работал в наземных службах одной авиакомпании, приходилось часто пересекаться с авиатехникой. Со временем интерес к самолетам перерос в настоящее увлечение… Так я стал споттером».
Будучи еще маленьким мальчиком, Игорь часто бегал в аэропорт. Фотоаппарата у него тогда не было, поэтому он ограничивался тем, что часами смотрел, как взлетают и садятся самолеты. Похожих на Игоря мальчишек было невероятно много по всему Советскому Союзу. Но лишь немногие из них действительно увлеклись споттингом.
Старый дедовский метод
Корни этого увлечения уходят в начало сороковых годов прошлого столетия, когда во время и после окончания Второй Мировой войны во всех странах Европы и мира начала бурно развиваться гражданская авиация, появилось большое разнообразие новых самолетов.
Изначальной задачей споттера было простое документирование взлетов и посадок, а главным оружием был хороший бинокль или подзорная труба, блокнот и ручка, чтобы рассмотреть регистрационный код воздушного судна, его тип и принадлежность к той или иной авиакомпании или стране.
Компьютеров тогда не было, получить любую информацию о полетах, кроме как из расписания рейсов в аэропорту, было невозможно. Споттеры встречались и показывали друг другу эти свои записи, пытаясь хоть как-то систематизировать полученную информацию. О том, чтобы фотографировать самолеты на взлете и посадке на тот момент никто даже не думал: не было ни мощной оптики, ни фотокамер, способных отслеживать стремительно передвигающийся объект. Поэтому уделом авиационных фотографов были статичные объекты.
Бинокли сменили фотоаппараты
Все изменилось в восьмидесятые годы прошлого столетия, когда в продаже появились телеобъективы для зеркальных фотоаппаратов, способные давать четкую картинку на достаточно большом расстоянии от объекта. Но эта техника была еще очень далека от совершенства, а стоила столько, что ее могли позволить себе только профессиональные фотографы и авиационные журналисты богатых мировых агентств и других СМИ. Главными сдерживающими факторами была невозможность автоматической фокусировки на объект и несовершенство фотопленки в фотокамере тех лет. Ее невозможно было быстро перемотать для следующего кадра, на это уходили драгоценные секунды, поэтому процент хороших снимков практически всегда стремился к нулю.
И только в первое десятилетие нашего века с массовым приходом цифровой техники, новой следящей оптики и мощных графических программ для редактирования цифровых фотографий удалось решить все технические проблемы. Фототехника стала более-менее доступна, все большее количество любителей авиации и авиационной фотографии получили возможность заняться любимым хобби.
Лица споттинга
Корни увлечения споттингом уходят в начало сороковых годов прошлого столетия
Пару слов о людях, которые заняты споттингом. В большинстве своем это энтузиасты авиации. Есть действующие летчики и техники, есть военные пенсионеры, есть люди, которые отслужили срочную службу в авиации и пронесли любовь к ней через всю жизнь... Подавляющее большинство красивых картинок на авиационную тему, опубликованных в журналах и календарях, на плакатах и баннерах, сделаны отнюдь не профессиональными авиационными фотографами, а именно споттерами. Справедливости ради отметим, что авиационная фотография является одним из самых сложных жанров фотоискусства именно с технической точки зрения. Надо неплохо знать авиацию и множество событий, произошедших в ней, чтобы понимать, как именно в ней все крутится. Важно также оказаться в нужное время и в нужном месте, а иногда даже постараться представить себя на месте летчика, чтобы спрогнозировать положение самолета в нужный момент времени. И, конечно, надо уметь правильно отредактировать отснятую фотографию, чтобы внести в будущую картинку необходимый колорит и соответствующую атмосферу.
Трудности съемки
В европейских аэропортах отношение к споттерам довольно лояльное, во многих из них есть абсолютно легальные споттерские площадки, возвышающиеся на несколько метров над ограждением, оборудованные столами и стульями, с хорошим обзором летного поля и взлетно-посадочной полосы, куда можно прийти, отдохнуть, подышать свежим воздухом и поснимать. Исключение составляют правительственные аэропорты, куда часто прилетает президент или премьер, но даже в этом случае проблема имеет простое и адекватное решение – для съемки в подобном аэропорту можно легко получить бумагу-разрешение на несколько лет просто зарегистрировавшись в местном отделении полиции. Причем, независимо от того, гражданином какой страны вы являетесь – важен сам факт регистрации.
Абсолютно противоположная ситуация у нас, в Украине. Многие годы милиция и Служба Авиационной Безопасности (САБ) гоняли споттеров и авиационных фотографов из-под заборов аэропортов и других точек, пригодных для съемки самолетов. Это следствие старых советских табу на любое предоставление информации, касающейся не только военной, но и гражданской авиации. В каждом человеке с фотоаппаратом у нас принято видеть шпиона, который может нанести вред самолету или аэропорту.
«Бывают и совсем дикие ситуации, – рассказывает Игорь Лесив. – Например, мне рассказывали, как один парень-споттер, фотографировал самолет с поля возле какого-то поселка. А местные «аборигены», как выяснилось, очень падкие на дорогую технику. Хорошо хоть, что парень оказался не промах, сумел от них отбиться…»
Шаг навстречу
В последние пару лет, благодаря профессиональным действиям руководителей пресс-служб аэропортов, ситуация с допуском споттеров, авиационных фотографов и журналистов стала улучшаться. Ведь споттеры – это не просто авиационные фотографы, это еще и блоггеры, ведущие свои странички в интернете и пишущие статьи с фотографиями на авиационные темы, а значит, с их помощью можно абсолютно беспристрастно и доходчиво доносить информацию об аэропортах, не прибегая к сложным схемам публикаций в дорогих журналах и других СМИ. К большому сожалению, не все еще понимают важность этой возможности для развития авиационной отрасли, а лидерами по предоставлению информации являются аэропорты «Киев» («Жуляны»), «Борисполь» и «Одесса». Пресс-службы этих авиапредприятий очень охотно зовут журналистов и споттеров на презентации и пресс-конференции, тем самым открывая людям глаза и уши, рассказывая им о сегодняшнем дне авиаперевозчиков.
Более того, с 2012 года пресс-службы устраивают официальные споттинг-туры по своим аэропортам, приглашая всех любителей авиационной фотографии на импровизированные площадки на летном поле с возможностью фото-видеосъемки без ограничений по месту и объекту. Здесь «впереди планеты всей» «Жуляны» и «Борисполь», которые постоянно соревнуются между собой, стараясь предоставить всем любителям авиации лучшие времена года, ракурсы и даже время суток, включая очень эффектные ночные съемки.
Не отстают от аэропортов и авиакомпании. Все чаще можно слышать о споттинг-турах для блоггеров от известных авиаперевозчиков с целью рекламы своих маршрутов и услуг, а совсем недавно – пару лет назад – несколько туристических компаний сделали возможным посещение споттерами и авиационными фотографами таких закрытых стран, как Северная Корея. Уж там-то, как нигде, заботятся о неразглашении своих секретов намного серьезнее, чем у нас, однако и они не видят ничего страшного в фотосъемке своей авиации.
[gallery1910]