Контракти.ua

4661  —  30.09.13
Регулирование внутренней торговли: чего ожидать бизнесу
Регулирование внутренней торговли: чего ожидать бизнесу

Попытки украинского правительства законодательно урегулировать рынок внутренней торговли неоднократно становились причиной споров между бизнесом и государством. За последние несколько лет власти разрабатывали, рассматривали и обсуждали целый ряд законопроектов, ни один из которых не смог стать компромиссным решением, учитывающим интересы и государства, и бизнеса.

Первые проекты закона правительство разрабатывало самостоятельно. После ряда безуспешных попыток получить какую-либо поддержку, к работе над этим крайне важным документом, наконец, были допущены эксперты и бизнес. В результате непростого, но от этого не менее конструктивного диалога был подготовлен новый проект закона, получивший название «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования внутренней торговли». Как часто случается в украинской законотворческой практике, хотя документ и отражает большинство замечаний и рекомендаций, поступивших от бизнеса, в тексте остались нормы, несущие потенциальную угрозу негативных экономических последствий для конечного потребителя, бизнеса и национального бюджета.

Во-первых, речь идет о внедрении дифференцированного подхода к выдаче лицензий на торговлю. Что это значит? Законопроект делит все пункты продажи на специализированные и неспециализированные. Специализированными пунктами продажи называются те, в которых доля алкогольной, табачной и сопутствующей продукции составляет не менее 60% от ежемесячного суммарного объема продаж. В случае если данное соотношение не соблюдается, пункт продажи лишается лицензии и облагается штрафом. Учитывая тот факт, что торговля – это динамичный процесс и спрос на различные виды продукции может варьироваться из месяца в месяц, такой подход несет потенциальные риски для предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Лана Синичкина

Со-председатель Комитета по вопросам пищевой промышленности Американской торговой палаты в Украине, ЮФ Arzinger

В то время как Хозяйственный Кодекс Украины предусматривает свободу предпринимательской деятельности, дифференциация лицензий, наоборот, приведет к ограничению прав субъектов самостоятельно выбирать ассортимент товаров для реализации. Лицензирование розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями в так называемых неспециализированных местах торговли приведет к дискриминации малых и средних торговых точек, которые не специализируются исключительно на продаже указанных товаров, но у которых сегмент алкогольных напитков и табачных изделий в структуре товарооборота является одним из определяющих. Им придется платить за лицензии в 2-3 раза больше, чем специализированным торговым точкам. Такой подход к лицензированию поставит специализированные пункты продажи в привилегированное положение по отношению к их неспециализированным конкурентам, тем самым создавая условия для искажения конкуренции. Последствия предугадать не сложно: резкое уменьшение количества малых и средних торговых точек, уменьшение поступлений в бюджет и сокращение рабочих мест в сфере розничной торговли. Первыми под удар попадут представители малого и среднего бизнеса в регионах и, соответственно, местные бюджеты.

Не меньше вопросов вызывают и условия продвижения торговыми сетями продовольственных товаров. Новшеством законопроекта стало требование предоставлять такие маркетинговые услуги только на основе отдельных контрактов. Эксперты Американской торговой палаты в Украине убеждены, что такие ограничения приведут к дополнительной налоговой нагрузке для производителей продуктов питания, импортеров и владельцев торговых марок. Согласно обобщенной налоговой консультации, утвержденной приказом Государственной налоговой службы Украины в 2012 году, поставщики продукции имеют право включать рекламные, маркетинговые и мотивационные выплаты в состав расходов производителя, которые учитываются при исчислении объекта налогообложения, в случае если указанные услуги предусмотрены в договоре поставки или в договоре комиссии.

Поскольку согласно положениям законопроекта данные услуги предоставляются только на основе отдельных договоров, без включения соответствующих положений в контракт на поставку, налогоплательщикам, скорее всего, придется доказывать свое право выделять такие расходы с помощью административных или судебных разбирательств. Результатом внедрения такого подхода, скорее всего, станет проблема с отчетностью у производителей, импортеров и поставщиков продукции, что может в итоге привести к увеличению стоимости товаров ежедневного потребления.

В данный момент законопроект находится на рассмотрении в Министерстве юстиции. Эксперты Американской торговой палаты и представители индустрии, объединённые Комитетом по вопросам пищевой промышленности, готовятся к следующему этапу работы над документом. Продуманное и эффективное законодательство разрабатывается не месяц и не два, и над документом, который бы сбалансировал интересы и бизнеса, и государства, и населения, еще предстоит поработать.

Статьи по теме
Как вернуть депозиты, осевшие на счетах банков-банкротов
Как вернуть депозиты, осевшие на счетах банков-банкротов

В последние несколько лет отечественные вкладчики полной мерой ощутили влияние банковского кризиса в Украине. С 2014 года были признаны проблемными порядка семидесяти банков, действующих в Украине.
18.04.16 — 6209

Карманные третейские суды на страже интересов кредиторов
Карманные третейские суды на страже интересов кредиторов

Денис Киценко, кандидат юридических наук, специально для Контрактов рассказал о практике разрешения споров в Третейских судах Украины и мировых соглашениях.
18.04.16 — 3470

Скрываться от исполнительной службы станет сложнее
Скрываться от исполнительной службы станет сложнее

У украинских кредиторов наконец-то могут появиться ловкие помощники по взысканию долгов.
01.04.16 — 2340