Путин бравирует антизападной риторикой и нарывается на еще более действенные санкции. Что же делать бизнесу, который далеко не всегда придерживается политической линии правительства? Вопрос актуален и для украинского предпринимателя, у которого остались тесные связи с бизнес-партнерами из ныне «недружественной» юрисдикции.
Заградительные меры, введенные США и ЕС против России из-за оккупации Крыма и военных действий на Востоке Украины, стали для Владимира Путина и его команды, ударом ниже пояса. Но, если разобраться, этот удар, естественно, в ущерб российским гражданам, Президент и его окружение смогут выдержать. Правда, пока. Как? Например, введенные санкции не копируют друг друга, оставляя лазейки, которыми, очевидно, и воспользуются. Более того, некоторые меры, РФ может и вовсе проигнорировать, поскольку, помимо США и ЕС, существуют, пусть не такие популярные, но, тем не менее, альтернативные рынки.
Азия как спасательный круг
Учитывая список стран, применивших санкции к России, бизнес из РФ будет выходить на рынок международной торговли, скорее всего, с помощью компаний в странах азиатского региона, да и то - не всех. К примеру, Япония, которая является членом G8 и поддержала санкции протии РФ, очевидно, не будет поддерживать теплые торговые отношения с Россией. «Свои» компании для России будут открываться в Китае, Гонконге и Сингапуре. Российский бизнес сможет воспользоваться благоприятным налоговым климатом именно в азиатском регионе, чтобы держать на плаву уровень международной торговли с партнерами.
Как минимум две страны азиатского региона могут помочь бизнесу сохранить свои капиталы и продолжить торговлю – это Сингапур и Гонконг. Первая из них является прекрасным местом для размещения активов на длительное время, поскольку в Сингапуре отсутствует налог на прирост капитала. Помимо этого, дивиденды, полученные от иностранной компании, при ряде условий освобождаются от налогообложения. В Сингапуре применяется принцип территориального налогообложения. То есть, компании облагаются налогом только в пределах дохода, полученного на территории страны. Следующая удобная страна для бизнеса – Гонконг. Он, как и Сингапур, не может называться оффшорным государством. Однако система налогообложения в этой стране, по сравнению с системами многих стран СНГ, в том числе и РФ, очень проста. В Гонконге так же, как и в Сингапуре, действует территориальный принцип налогообложения. Для бизнесменов из стран СНГ гонконгская компания достаточно интересна с точки зрения структурирования бизнеса. Особенно, если деятельность компании связана с работой в азиатском регионе. Кстати, именно гонконгские компании чаще всего используются для торговых операций с Китаем, Вьетнамом, Сингапуром и Кореей. Кроме того, гонконгская компания может быть использована налоговыми резидентами стран СНГ и для торгово-посреднической деятельности в странах ЕС. Налоговая система Гонконга в любом случае достаточно проста и прогрессивна. Даже если доход от бизнеса получен на территории Гонконга, то прибыль облагается налогом в размере 16,5% и только.
Так что, скорее всего, азиатские оффшоры помогут России торговать с остальным внешним миром, однако большинство компаний попытается расширить свою деятельность именно в странах Азии, предупредив тем самым риски потери средств из-за «прохладных» отношений с ЕС и США. Кроме экспорта нефти и газа, сотрудничество может развиваться в автомобилестроении, авиастроении, в сфере финансовых услуг и в строительстве. Кроме того, от нового азиатского курса выиграют банки. Филиалы и дочерние структуры этих компаний в странах Азии помогут создать полный цикл международных торговых отношений с Востоком. Еще одно направление, которое может быть интересно и Азии и России - инфраструктурные проекты, совместные проекты в машиностроении и в электроэнергетике. Торговые международные компании не причастны к внешней политической ситуации, сложившейся в РФ, однако, как обычно, страдает именно бизнес. Я полагаю, что ему нужно помогать, а не топить, именно потому Азия может стать для него спасательным кругом.
Наталья Ульянова
Директор департамента международного налогового планирования ЮФ «ICF Legal Service»
Газ вместо нефти
Потенциально наиболее чувствительными являются не санкции против финансового сектора России, а введенные ограничения в области технологического экспорта для российского ТЭКа. Теоретически, на данный момент страны ЕС, каждая по отдельности, должны ограничить трансфер любых технологий или оказание технологической помощи для глубоководных, арктических и шельфовых проектов в России. Но при этом в секторальных санкциях Евросоюза есть ряд исключений, и страны, чьи компании имеют тесные связи с российской энергетикой, могут трактовать их по-своему. Если такие неточности будут учтены, то из-под санкций можно будет вывести почти все существующие и будущие проекты российского ТЭКа. Если останется время. Главной «санкцией» для российского нефтегазового сектора может стать мировой переход на зеленую энергетику. Несколько недель назад наследники братьев Рокфеллеров заявили о намерении продать все свои нефтяные активы. Вместе с Фондом братьев Рокфеллеров в альянс инвесторов, принявших решение избавиться от вкладов в ископаемые виды топлива на общую сумму более $50 млрд, вошли 180 организаций и 650 частных лиц. Естественно, произойдет это не в один день, но однозначно понятно, что даже в среднесрочной перспективе российский ТЭК перестанет приносить прибыль Кремлю.
Автор: Наталья Ульянова, директор департамента международного налогового планирования ЮФ «ICF Legal Service»