Даже самые неприятные факты можно преподнести как обнадеживающие результаты. Важно лишь должным образом сравнить, соизмерить и сопоставить. Помните, как в анекдоте об обезьяне с гранатой: «А если рванет? — Так у меня другая есть!».
В одном из последних отчетов Нацбанка, посвященных ситуации с платежным балансом страны, первая же фраза звучит так: «Дефицит текущего счета в июне сократился на $0,7 млрд». Отличная новость! Хорошо и то, что сократился, и то, что на такую крупную сумму. А в целом за первые шесть месяцев 2013-го этот показатель снизился до $3,7 млрд, тогда как в прошлом году за этот же период «минус» достигал $5,8 млрд.
Если не вникать в причины такого «улучшения», то может показаться, что самое худшее позади, и вообще теперь все будет просто замечательно. Стабильности гривни ничто не угрожает, и если курс не упал год назад, то сейчас тем более. Но увы, в реальности ситуация не выглядит столь блестяще.
Впервые с октября прошлого года, и это подтверждает НБУ, в платежном балансе образовался дефицит как текущего, так и финансового счета. Проще говоря, появились две дыры, сквозь которые выводится валюта из страны. К нашей традиционной проблеме превышения импорта над экспортом добавилась еще одна: выплаты по внешним долгам превосходят новые заимствования. И это событие может стать началом конца финансовой стабильности в государстве.
До сих пор все проблемы с оттоком валюты решались просто. Если нет денег, значит, их нужно занять. К счастью, на мировых финансовых рынках, затоваренных свеженапечатанными долларами, евро и иенами, можно было с легкостью брать в долг. Никого особенно не интересовали нарастающие экономические трудности в стране, отсутствие экономических реформ и присутствие их иллюзии. Но после того как появилась угроза замедления работы печатных станков со стороны США, спекулянты стали разборчивее. И долги таких стран, как Украина, вдруг перестали пользоваться прежним спросом. Собственно, это и произошло в июне, когда ФРС США заявила о возможном сокращении так называемой программы количественного смягчения. В результате Украина не смогла перекрыть плановое погашение по внешним долгам. Правительству пришлось впервые в 2013 году столкнуться с оттоком капитала по финансовому счету на $400 млн.
Появились две дыры, сквозь которые выводится валюта
Неудивительно, что одновременно началось резкое сокращение золотовалютных резервов НБУ. Предпочитая выбирать самый простой путь решения проблемы, после карманов зарубежных инвесторов настал черед «сбережений» Нацбанка. Причем этот источник может стать единственным способом покрытия выплат по внешним долгам. Ни МВФ, ни Всемирный банк, ни другие зарубежные кредиторы пока не готовы бороться за экономическое благополучие страны, где власти хоть и разделяют европейские ценности, но исключительно в свою пользу. Как известно, МВФ собирается обсудить возможное сотрудничество с Украиной лишь в ноябре. А это означает, что денег до конца года мы точно не получим.
Но ресурсы регулятора тоже не безграничны. И как только его резервы сократятся на $3–5 млрд, страна станет запретной зоной даже для самых безрассудных спекулянтов. Иностранцы постараются как можно быстрее вывести остатки своих вложений, пока не случилась корректировка валютного курса.
Теоретически Нацбанку вполне по силам рассчитаться перед МВФ, которому осталось выплатить чуть более $2,5 млрд, одновременно сохраняя полный контроль над валютным рынком страны. Но тогда за чей счет закупать газ и гасить перманентные «пожары», когда население решит восстановить свои валютные кубышки?
До сих пор один из секретов незначительного дефицита торгового счета заключался в резком сокращении объемов импорта. Произошло это замечательное событие вовсе не потому, что страна стала производить конкурентную продукцию или вводить запреты на импортные поставки. Все дело в сокращении закупок природного газа. По данным НБУ, расходы на голубое топливо сократились в 3,6 раза. Но при этом Украина не стала потреблять существенно меньше. А значит, во втором полугодии расходы на эти цели возрастут.
Уже в августе власти планируют закупить у Газпрома 2–2,5 млрд кубометров газа. Учитывая, что голубое топливо обходится Украине в $400 за тыс. куб. м, россиянам придется заплатить $0,8–1,2 млрд. В дальнейшем расходы на энергоносители будут только увеличиваться. Но где найти средства на эти цели при сохраняющейся неуступчивости Газпрома и международных кредиторов?
Если исходить из логики властей, то, скорее всего, нас ждут новые запреты и ограничения на валютном рынке, а также очередные торговые войны. Один из последних хитов — введение утилизационного сбора на авто. Проблема лишь в том, что отстаивать интересы государства у украинских чиновников обычно получается намного хуже, чем свои собственные.