В голливудских вестернах часто встречаются фрагменты, когда тяжело раненый враг просит благородного победителя лишить его жизни, дабы не мучиться. Судя по всему, в МВФ собралось много поклонников этого жанра и таких душераздирающих сцен.
Еще недавно кредитная поддержка Фонда рассматривалась как чуть ли не единственная возможность спасти экономику страны от нарастающего падения. Обремененная внешними долгами, в первую очередь перед тем же МВФ, и скованная мародерским договором с заклятыми друзьями из РФ, Украина остро нуждалась в дополнительной финансовой подпитке. Занять много, быстро и очень недорого можно только в Фонде, который по известным причинам отказывался от сотрудничества со страной.
Его претензии выглядели не только логичными, но и справедливыми. Основное требование — повышение цен на газ для населения должно было наконец-то дать ответ на вопрос: «Почему при совершенно несопоставимых размерах национальных экономик Украина потребляет ненамного меньше газа, чем Германия?» И вполне возможно, что один из вариантов ответа, например, «потому что дотации из бюджета для населения на оплату газа получают компании известных лиц», оказался бы близким к истине.
Но неожиданно в МВФ решили расширить список требований. И как оказалось, в Фонде совершенно не заинтересованы в развитии украинской экономики. Скорее всего, МВФ играет роль некоего бравого Джека, размышляющего над возможностью отправить в мир иной поверженного Сэма. Иначе как объяснить его рекомендации правительству отказаться от снижения налогообложения.
В следующем году многие налогоплательщики могли бы если не вздохнуть свободно, то по крайней мере получить передышку. Налог на прибыль и на добавленную стоимость планировалось понизить с нынешних 19% и 20% до 16% и 17% соответственно. Такое сокращение могло бы активизировать затухающую экономику, уже третий квартал к ряду демонстрирующую спад.
Ведь всем известно, что по уровню налогообложения Украина — одна из самых репрессивных стран в мире. В рейтинге условий ведения предпринимательской деятельности Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business — 2012 мы одни из лидеров с конца и находимся далеко за пределами первой сотни стран. И совершенно очевидно, что едва ли положение страны существенно изменится, если оставить все как есть по просьбе главного кредитора государства.
Отказываясь от реформ, прежде всего в налоговой сфере, Украина лишается возможности привлечь зарубежных инвесторов, предпочитающих открывать производства в азиатских странах с невысоким уровнем фискального давления. Например, в Сингапуре размер НДС составляет 5%, в Корее — 10%, Таиланде — 7%. Даже в Китае для малых предприятий ставка этого налога не превышает 3%. А для некоторых отраслей вообще нулевая.
В МВФ совершенно не заинтересованы в развитии украинской экономики
У нас же НДС стал основной причиной ухода предприятий в тень. Не секрет, что многие компании вынуждены пользоваться услугами конвертационных центров, чтобы сохранить свой бизнес. И оставляя налоговые ставки без изменений, едва ли есть смысл рассчитывать не только на иностранные инвестиции, но и на развитие малого и среднего предпринимательства. В лучшем случае, все останется как есть. В худшем — произойдет постепенное выхолащивание из бизнес-среды небольших компаний, чье место займут крупные корпорации, располагающие возможностями налоговой оптимизации в офшорных зонах или просто необходимыми связями, позволяющими уходить от фискального пресса. Проще говоря, начнется тотальная монополизация отраслей, что собственно уже и происходит. Для потребителя это означает совершенно иной порядок цен, чем на развитых рынках. Как известно, украинцы и сейчас существенно переплачивают за многие блага жизни.
Единственные, кому Украина может показаться привлекательной в нынешних условиях, за исключением небольшой группы приближенных бизнесменов, прирастающих из года в год не компаниями, а секторами, — зарубежные спекулянты. Львиная доля так называемых зарубежных инвестиций в докризисные годы и приходилась на эту группу предпринимателей. Им выгодно дождаться возобновления роста внешних рынков, чтобы на волне бушующего оптимизма завести капиталы в страну третьего мира, а потом, когда наступит время Х, моментального вернуть их на родину. Украина, как и многие государства с неразвитой экономикой, слишком беззащитна от международного арбитража. И как только спекулянты покинут страну, их место снова займет МВФ, поскольку без него снова окажется проблематичным рефинансировать внешние долги.
Учитывая последние рекомендации Фонда, создается впечатление, что он заинтересован в экономической слабости своих заемщиков. Таким должникам всегда легко навязать свои правила игры, особенно когда они лишены альтернативных способов заимствований. К счастью, пока Украине есть из чего выбирать. Благо международные рынки завалены горячими деньгами после стимулирующих мер развитых стран. И лучше пренебречь поддержкой МВФ сейчас, чем расплачиваться за его же ошибки его же кредитами потом.