Когда сложно проводить реформы, можно, развлечения ради, заняться опытами. Так обычно поступают нерадивые ученики, предпочитающие познавать мир не за школьными партами, а на улице, используя вместо интеллекта физические возможности пока еще растущего организма.
Очередной экономический эксперимент состоялся в первые два месяца 2013 года. Власти попытались выжить, не прибегая к покупкам российского газа. Результат по традиции был преподнесен как очередное достижение. Цифры действительно получились весьма многообещающими.
Во-первых, отрицательное сальдо внешней торговли составило всего $0,9 млрд, что вдвое меньше, чем за январь–февраль 2012-го. Считай, миллиард сэкономили. Во-вторых, нейтрализованы девальвационные риски. В марте разница между продажей и покупкой валюты со стороны НБУ составила всего $300 млн. А это, в свою очередь, позволило сохранить золотовалютные резервы. В-третьих, резко сократился дефицит бюджета. В первом квартале власти потратили больше казенных средств, чем собрали, всего на 4,2 млрд грн. Хотя планировалось потратить 13,4 млрд грн. Прямая выгода — 9,2 млрд грн. Словом, куда ни глянь — сплошь позитив. Удивляет только, как при такой благоприятной ситуации экономика предательски не растет. Не говоря уже об очередной подножке со стороны Международного валютного фонда.
Аналитики МВФ, до сих пор сулившие Украине экономический рост на уровне 3,5% (хотя все остальные международные финансовые учреждения давно поставили единицу), вдруг резко изменили свои взгляды. И теперь в Фонде дали самый грустный для украинской экономики прогноз — 0%. То есть, экономическая ситуация в стране останется на уровне 2012-го, тогда как правительство планирует получить 3% роста ВВП. Чем же Украина так «провинилась» перед западными экспертами?
Удивляет, как при такой благоприятной ситуации экономика предательски не растет
Как показал двухмесячный опыт правительства, даже если страна не покупает дорогой российский газ, это вовсе не означает, что у экономики появляются стимулы для роста. И в январе, и в феврале промпроизводство наращивало падение. Очевидно, и ВВП тоже. А низкий бюджетный дефицит и видимость отсутствия девальвационных ожиданий — результат экономии на газовых закупках.
Газовый эксперимент лишает властей главного аргумента о негативном влиянии «кабального» газового договора на экономику Украины. Увы, даже при отсутствии расходов на покупку дорогих энергоносителей страна не способна поставлять на рынки больше, чем покупает сама. Проще говоря, если исключить фактор «газа», то дефицит во внешней торговле страны мог бы составить около $5,4 млрд. И эти деньги снова пришлось бы искать у кредиторов или в резервах Нацбанка.
Украина не в состоянии конкурировать с другими странами. И дело вовсе не в открытости нашего рынка, о чем в последнее время все чаще заявляют чиновники.
Экономика не способна развиваться при кабальных налогах и запредельных кредитных ставках банков. Если зарубежный производитель может занять в своем финансовом учреждении деньги под 3% на 20 лет вместо 20% на три месяца, то он уже по определению находится в выигрышной позиции. А если он еще будет отдавать в бюджет не 40% дохода, а, скажем, 20%, то и подавно никакая украинская компания не сможет составить ему даже видимость конкуренции. Ведь у такого иностранного предприятия остается колоссальный ресурс для собственного развития и инвестиций в производство.
Если же правительство пойдет по пути введения заградительных пошлин и акцизов, вместо снижения налогового пресса и улучшения кредитования экономики, Украина быстро вернется в СССР. Население будет больше покупать отечественное, но лучше жить не станет, поскольку качество товаров и услуг окажется ниже плинтуса, а цены ввиду отсутствия конкуренции — выше потолка. Расчет на инновационную модель экономики тоже не оправдается. Для технического перевооружения нужны деньги и стимулы. Протекционизм в наших условиях не предполагает ни первого, ни второго. Пример украинских металлургов, до сих пор не погасивших мартеновские печи, более чем показателен, как, впрочем, и авиастроителей, безуспешно продвигающих на внешние рынки технику, разработанную при Союзе, и вынужденных поделиться документацией с «братскими республиками», или автопромышленников, пересаживающих украинцев на китайские колеса. Единственная выгода от ограничения импорта: стране придется меньше влезать в долги, чтобы перекрывать дефицит торгового баланса. Взамен получим окончательную деиндустриализацию и статус овощного государства.