Финансовая стабильность — особый предмет гордости властей, все больше напоминает экономическое окоченение. При падающей экономике в Украине наблюдается удивительный устойчивый валютный курс и еще не менее поразительная дефляция. То есть, цены не растут, а снижаются.
Прошлый год по ценовой динамике ушел в минус на 0,2%. И судя по первому кварталу 2013-го, ситуация не слишком изменилась. Как утверждает Госстат, за январь-март потребительская инфляция по сравнению с таким же периодом прошлого года составила минус 0,5%. Причем, если судить, как развиваются события по месяцам, то дефляционные процессы лишь усиливаются. В марте стоимость товаров и услуг снизилась уже на 0,8%. Забавно, что во многих развитых странах инфляция значительно выше, чем у нас. Например, в еврозоне мартовский рост цен составил 1,7%, в Китае — 2%. Даже в России был зафиксирован +0,5%.
Казалось бы, причин для волнений нет, ведь при падающих ценах выигрывает потребитель. Его покупательная способность растет и, соответственно, доступны дополнительные блага на прилавках супермаркетов. Теоретически это подтверждают и другие данные Госстата. Оборот розничной торговли за первые два месяца 2013-го увеличился на 14,8%. Но как тогда объяснить подсчеты украинских статистов: оптовый товарооборот за этот же период упал на 5,2%? Ведь если покупатели сметают все с магазинных полок, то продавцы должны увеличивать закупки. А вместо этого они, наоборот, сокращают. Так поступают обычно тогда, когда устраивают распродажи ввиду низкого потребительского спроса на продукцию.
Дефляция говорит не только о снижающейся потребительской активности — она предвестник новых экономических вызовов. При падающем промышленном производстве дефляция может сыграть роль дополнительного балласта, тянущего экономику на дно. Происходит следующее: производитель не может продать продукцию и снижает цену, его доходы уменьшаются, поскольку меньше приходит средств от покупателей, что вынуждает сокращать производство. Потом ситуация повторяется. Только следующий этап уже сопровождается увольнением персонала, снижением отчислений в бюджет, и так до тех пор, пока не произойдет банкротство, если, конечно, не будут предприняты экстренные меры. Этот процесс экономисты называют дефляционной спиралью. Чтобы не попасть в ловушку падающих цен, развитые страны вовсю запускают печатные станки.
В Японии эта проблема уже превратилась в угрозу экономической безопасности страны. Здесь дефляция длится без малого уже 15 лет. За это время темпы промышленности постепенно ушли в минус, госдолг по отношению к ВВП достиг самых высоких показателей в мире, и хуже всего то, что японцы вынуждены больше импортировать, чем экспортировать. В 2012 году дефицит торгового баланса достиг 78,5 млрд грн, став крупнейшим за всю историю Страны восходящего солнца. От экономического краха Японию удерживают высокий объем внешних инвестиций. Но стоит ему иссякнуть, и катастрофа неминуема.
Дабы избежать печального финала, правительство Японии объявило о массовой накачке экономики деньгами. Экономисты уже поспешили назвать действия японцев монетарным экстремизмом. Еще бы, ведь за два года планируется удвоить денежную базу. За счет печатного станка будет создаваться 15% экономики страны. И все для того, чтобы добиться хотя бы 2%-ного роста потребительских цен.
Если не спровоцировать инфляцию, падение экономики продолжится, дефицит бюджета увеличится
Такая же задача стоит и перед украинскими властями. Если не спровоцировать инфляцию, падение экономики продолжится, дефицит бюджета увеличится. В Минэкономразвития рассчитывают при увеличении цен на 5–6% получить рост ВВП на уровне 2,5–3,4%. Но уже сейчас очевидно, что подобный сценарий из разряда фантастики. По оценкам Всемирного банка, в лучшем случае получим 1% роста. Но и этого показателя достичь непросто. При отсутствии экономических реформ и снижении налогового пресса на предпринимателей стимулировать потребительский спрос можно только за счет бюджета, банально увеличив зарплаты госслужащим и выплаты пенсионерам. Этот путь все более вероятен, особенно учитывая приближающийся старт президентской кампании. Только в отличие от Японии печатным станком проблему не решить, поскольку в этом случае произойдет неминуемая девальвация со всеми вытекающими последствиями. Нужны внешние источники.
Неслучайно 85% средств, необходимых для выполнения правительственной программы активизации развития экономики в 2013 году, власти намерены привлечь под госгарантии. А это между прочим $26 млрд, что сравнимо с золотовалютными резервами страны. Оставим за скобками успешность этого предприятия, заметим лишь, что роль первой скрипки наверняка отводится международным финансовым организациям.
Никакой инвестор в здравом уме не станет рисковать такими деньгами. Из Украины принято выводить средства, а не заводить. Но если получить доллары от МВФ, ЕБРР и ВБ, то под них можно почти без опасений для девальвации напечатать гривню. Если, конечно, кредиторы позволят. В противном случае придется полагаться на собственные силы, что чревато серьезными экономическими проблемами. Раздача денег населению еще никогда добром не заканчивалась. Впрочем, результат никого и не интересует. Лишь бы последствия проявились уже после подсчета голосов. Лидеры бывших братских республик регулярно используют этот нехитрый прием. Чем наш гарант хуже?