Борьба за валютные сбережения граждан разгорелась с новой силой. После того как был отозван законопроект, предусматривающий введение 15%-ного сбора в Пенсионный фонд с продажи валюты населением, в парламент внесли альтернативный вариант. Теперь предлагается взимать 10%. Логика властей понятна.
Страна испытывает огромный дефицит валюты. Платежный баланс, еще недавно находящийся у нулевой отметки, уверенно пошел на дно, показав минус $2 млрд. А дефицит внешней торговли рвется установить новый рекорд, за девять месяцев превысив $6,47 млрд. Дальнейшее развитие ситуации возможно по двум сценариям. Первый: экономика всплывает брюхом вверх, после чего происходят уже не зависящие от властей события, хорошо известные по 2008 году. Гривня снова теряет как минимум 50% стоимости. Второй: находятся источники новых валютных поступлений, благодаря чему проблема дефицита долларов теряет свою актуальность в обозримом будущем и одновременно проводится легкая девальвация отечественного дензнака на 10–20%, чтобы сгладить возможные шоки в отдаленной перспективе.
Первый сценарий чреват не только экономическими, но и политическими событиями. В случае очередного кризиса восстановиться к 2015 году, когда пройдут президентские выборы, экономика не сможет. Второй вариант, в силу меньшей разрушительной силы, гораздо предпочтительнее. Вопрос лишь в том, где взять деньги. На внешних рынках много не займешь. Возобновление сотрудничества с МВФ остается под большим вопросом. И даже если удастся найти с фондом общий язык, деньги появятся в лучшем случае к концу весны 2013-го. Тогда как валюта нужна сейчас, что вынуждает власти идти на нетрадиционные меры.
Теоретически дефицита валюты могло бы и не быть вовсе. Для этого достаточно запретить экспортерам занижать стоимость продукции при продаже своими кипрскими «дочками», через которые потом заключаются справедливые сделки. И в начале осени с подачи налоговиков такая инициатива была предпринята. В ГНАУ рассчитывали усилить налоговое давление на операции с офшорами. Но в парламентском большинстве оказалось много противников такой идеи. А если крупный бизнес не может, тогда, как говорили в рекламе, «мы идем к вам».
Одного слуха о введении налога оказалось достаточно, чтобы нервы рядовых украинцев начали сдавать
На руках у украинцев, по разным оценкам, $24–50 млрд. Этих денег с головой хватило бы, чтобы обнулить внешний госдолг Украины. В конце концов, это как минимум вдвое больше, чем состояние Рината Ахметова. И если капитал влиятельных бизнесменов вернуть на родину из офшорных гаваней практически невозможно, не проведя реформ и не изменив саму страну, то отобрать деньги у граждан проще простого, не прибегая ни к первому, ни тем более ко второму. Остап Бендер, знавший 400 относительно честных способов отъема денег, удавился бы от зависти своим белым шарфом.
Уже только одного слуха о введении налога оказалось достаточно, чтобы нервы рядовых украинцев начали сдавать. В Нацбанке зафиксировали резкое снижение спроса на наличную валюту. Опасаясь возможных потерь от сборов, граждане предпочли часть сбережений продать. Пока дрогнули лишь самые слабонервные. Большинство же предпочитают выжидать, до конца не веря, что такое возможно. Ведь даже в случае 10%-ного налога с продажи валюты придется сдавать доллары фактически по курсу 7,2 UAH/USD.
Избежать потерь можно только в случае открытия вклада в банке или покупки казначейских обязательств Минфина. Оба варианта для подавляющего большинства украинцев, не слишком доверяющих банкирам и тем более — чиновникам, исключены.
Более того, решив «оторваться» на «пересичных», власти переходят рамки дозволенного. Все привыкли, что в этой стране правил не существует. Но еще не все свыклись с мыслью, что лежачих тоже бьют. В подтверждение последнего появилась информация о возможном лишении владельцев валютных вкладов права на компенсации в случае банкротства банка. Осталось возродить еще одну «гениальную идею» поздней осени 2008-го — обязать банки выдавать валютные депозиты в гривне и запретить снимать вклады в ближайшие полгода. Наглость и абсурдность близки к своим пределам.
Совсем до истерии решили довести ситуацию в оппозиции. Ради шутки или провокации нардеп от Батькивщины Андрей Павловский внес законопроект, который предусматривает введение 15%-ного сбора с продажи наличной валюты, но только не физическими, а юридическими лицами. Совершенно очевидно, что шансов быть принятым у документа нет. Зато он хотя бы претендует на восстановление справедливости. Если платят граждане, то почему этого не делают предприятия? Ведь по большому счету через них уходит валюта за рубеж и с их же помощью она заводится в страну. И если говорить о победе над валютными спекулянтами, то вряд ли они среди тех, кто копит на черный день.