Экономику загнали под шкаф и просят не шуметь, иначе подрежут ножки. Минфину срочно нужна свежая порция денег для казенных расходов и так называемый реальный сектор, сидящий на финансовой диете, здесь явно лишний.
С сентября начнется кампания по выкачке валютных сбережений граждан. Минуя банковские депозиты, доллары должны пойти на благие цели — финансирование дефицита бюджета.
На осень Минфин запланировал эмиссию валютных ОВГЗ на сумму $200–300 млн. Скромненько, но для раскачки хватит. Облигации будут предложены населению по $500 за штуку. Ожидается, что доходность бумаг будет находиться в пределах 7,76–9,3% годовых. Сроки обращения облигаций пока не известны. Планируется, что купонный доход будет выплачиваться раз в полгода.
По замыслу чиновников, население, неприятно удивленное снижением доходности по валютным депозитам в банке благодаря повышению норм резервирования со стороны НБУ, предпочтет бумаги Минфина. Мол, в крупных банках платят по 4–5% годовых, а по облигациям вдвое больше. Теоретически в проигрыше останутся и банковские учреждения, поскольку доллары пойдут мимо кассы. А едва ли осенью с ликвидностью будет легче, чем сейчас. Скорее даже наоборот, поскольку перед выборами у населения явно не возникнет большого желания пополнять счета.
В свою очередь и банки к тому времени сильно поиздержатся. Как известно, финансовая система страны превратилась в своеобразный департамент Минфина по финансированию дефицита бюджета. Экономику уже давно никто не кредитует. За полгода кредитные портфели похудели на 5 млрд грн. А долгосрочные займы предприятиям вообще упали на более чем 13 млрд грн. Неудивительно, что промышленное производство уже не замедляется, а валится. В июне получили весьма обнадеживающий результат — минус 2,5%. Зато вложения в ценные бумаги стремительно растут. За те же полгода банкиры увеличили вложения на 12 млрд грн. Еще бы, ведь существует возможность купить валютные облигации Минфина с доходностью порядка 10% годовых, предварительно получив рефинансирование у Нацбанка под 8,5%. Никакого риска, а заработок 1,5%. Мало? Так ведь и курс не будет стоять на месте. Если гривню аккуратно пододвинут против доллара на 5–10% к концу года, то и доходность получится более чем приличная.
У населения, конечно же, нет возможности покупать валютные облигации за чужой счет. Инвесторам придется действовать на свой страх и риск. Разумеется, облигации правительства считаются намного надежнее, чем какие-либо другие ценные бумаги, тем более депозиты в банках. Только едва ли ОВГЗ Минфина способны конкурировать с казначейскими билетами ФРС США.
Финансовая система страны превращена в департамент Минфина по борьбе с дефицитом бюджета
Украинский инвестор практически беззащитен перед банками и совсем лишен возможности отстаивать свои права перед государством. Как именно у нас происходит «воспитательная работа», хорошо известно из истории кризиса 2008-го.
Если предположить, что экономическая ситуация в стране значительно ухудшится, то что мешает выплаты по облигациям заморозить или перенести. Можно и вовсе всем держателям валютных ОВГЗ под страхом потери денег всучить какие-то новые бумажки взамен старых с погашением через 10–20 лет. Не говоря уже о самых дешевых трюках, как, например махинации с курсом. А что, если официальный курс Нацбанка на момент погашения бумаг окажется намного крепче, чем в ближайшем обменном пункте? Разве подобных несовпадений не было?
В конце концов, можно пойти по пути некоторых европейских стран. Поступить, так сказать, как это принято в «цивилизованном мире», а именно: взять и простить кредиторам 50–60% долга, как это сделали в Греции.
Вызывает удивление, что в правительстве не понимают всю безнадежность затеянного им мероприятия. Доверие украинцев к власти настолько мало, что они даже не хотят брать обещанные кредиты под 3% на покупку «доступного жилья» у близких к чиновникам застройщиков. С какой стати они вдруг снимут деньги со счета в банке (причем пока это можно сделать в любой момент) и отдадут их Минфину, получив взамен малопонятные им бумажки? Ну разве что запрещено будет держать доллары на банковских счетах или валютные вклады лишат гарантий на случай банкротства финучреждения. Можно еще ввести уголовную ответственность за операции с валютой, как это было в СССР. Чем не позитивный опыт лишения граждан накопленных сбережений?
Результат не заставит себя долго ждать. В случае применения нетрадиционных мер деньги начнут уходить со счетов в банках, но едва ли они потекут в руки Минфина. По сложившейся традиции, украинцы начнут покупать все, что хоть как-то способно обезопасить сбережения. Обычно это машины, квартиры или ювелирка. И пока надежность таких вложений несопоставима с долгами государства, даже если они номинированы в валюте.