В благотворительности, как и в бизнесе, действуют простые законы: получить максимальную прибыль от вложенных денег. Возврат инвестиций происходит в символической форме морального удовлетворения и престижа.
Еще Аристотель говорил: для того, чтобы быть щедрым, много ума не надо, но далеко не каждый обладает умением принять правильное решение, кому отдавать, с какой целью и каким образом.
В конце 2010 года Фонд «Демократические инициативы» по заказу Центра филантропии выяснял отношение населения Украины к благотворительности. Согласно этому исследованию, 33% украинцев занимаются благотворительностью, жертвуя в среднем около 300 гривен в год. При этом 29% считают, что благотворительность существует, чтобы помогать обездоленным, 17% – чтобы попасть во власть, 11% – для зарабатывания денег. Лишь 1% украинцев уверены, что благотворительность – пустая трата денег.
О качестве благотворительной работы свидетельствует другое исследование, результаты которого обнародовала в начале 2011 года социологическая группа «Рейтинг». Две трети украинцев считают, что больше всего в помощи нуждаются инвалиды (взрослые и дети), люди с тяжелыми заболеваниями, детские дома и дома престарелых. Однако на вопрос, как они сами участвуют в благотворительной работе, 40% украинских граждан отвечают, что подают милостыню на улицах, 30% жертвуют в церкви.
Почему украинцы занимаются благотворительностью не так, как считают нужным? Один из ответов на этот вопрос – для решения системных социальных проблем нужны системные подходы. Это не под силу простому украинцу. Зато под силу крупному бизнесмену, успешной компании или благотворительному фонду.
Инвестиции в престиж
Мало кто знает, что первый в мире благотворительный фонд был основан в США в конце 1860-х годов. Его создал бизнесмен Джордж Пибоди, и деятельность этого фонда была направлена на улучшение образования на американском Юге. Принято считать, что именно под влиянием примера Пибоди Джон Рокфеллер создал свой фонд, ставший родоначальником системной благотворительности.
Основы системной благотворительности закладывались в конце ХІХ – начале ХХ века, когда завершалось формирование многих крупных мировых состояний. Магнаты начали обращать внимание на проблемы, волнующие общество, задумываться об улучшении жизни окружающих, интересоваться развитием науки. Некоторые, как, например Генри Форд, сомневались в успехе благотворительности, считая, что расширение бизнеса, а значит, создание и увеличение рабочих мест является наиболее весомым социальным вкладом. Но большинство предпочитало выходить на рынок благотворительности, открывая музеи, библиотеки, университеты.
Многие современные украинские бизнесмены, желая помогать обществу, основали, подобно магнатам начала ХХ века, «именные» благотворительные фонды. Размер состояний и железная деловая хватка позволяют им планомерно и системно улучшать жизнь общества. Благотворительность для них – это новая форма приложения своих предпринимательских талантов. Ведь в благотворительности, как и в бизнесе, действуют простые законы: получить максимальную прибыль от вложенных денег. Просто в благотворительности эта прибыль нематериальна, и возврат инвестиций происходит в символической форме морального удовлетворения и престижа.
Наладить отношения с обществом
На вопрос «Деминициатив», кто из благотворителей наиболее эффективен, 26% украинцев называют благотворительные организации, еще 24% – частных лиц. Крупные же бизнес-структуры и предприятия малого бизнеса не считаются в глазах общественности результативными благотворителями (11% и 4% соответственно).
При этом исследования показывают, что социальная сфера и благотворительность сегодня являются самой благодатной отраслью, инвестиции в которую помогут бизнесу эффективно налаживать отношения с обществом. Но этим сильнейшим инструментом пользуются пока немногие компании.
Однако социальные инвестиции имеют ряд несомненных преимуществ.
1. Очевидно, что государство не в состоянии решать общественные проблемы в полном объеме. Поэтому население все чаще обращается к бизнес-структурам с просьбой выступать в качестве субъектов социальной политики, поддерживая предприятия социальной сферы.
2. В конце 90-х годов прошлого века украинский рынок оказался насыщен товарами с примерно одинаковыми свойствами, и потребитель начал реагировать не столько на товар, его качество и цену, сколько на бренд и репутацию фирмы. Следовательно, чтобы иметь успех у потребителя, компания вынуждена формировать социально привлекательный имидж, выходя за пределы рынка – в социальную среду.
3. Благотворительные и спонсорские проекты красноречиво дополняют маркетинговую и PR-деятельность любой фирмы. Они позволяют расширить круг бизнес-партнеров, создают больше возможностей для рекламы, развивают и укрепляют корпоративную культуру, и, конечно, служат постоянным и добросовестным доказательством стабильности бизнеса.
4. Социальные инвестиции являются реакцией бизнеса на все возрастающую потребность в общественной стабильности и доверии. Современный бизнес – это, прежде всего, бизнес на репутации. Доверие к бизнесу падает, когда он увлекается исключительно ростом прибылей, уклоняется от участия в решении важных социальных проблем, проявляет безответственность. Стремление к устойчивой репутации неизменно приводит бизнес к необходимости решения социальных задач.
Однако в благотворительной деятельности имеет значение не только активность бизнеса, желающего помогать. Не менее важна инициатива другой стороны. Поэтому возникает необходимость в профессиональных благотворителях – неких институтах, которые служили бы посредниками между желающими помогать и нуждающимися в помощи.
Фонд – на аутсорсинг
В наше время деятельность благотворительных фондов все больше отходит от хаотичности и бессистемности, приобретая черты четко спланированной работы. В индустрию благотворительности все глубже проникают методы организации, планирования, управления, свойственные бизнесу. Такой системный подход позволяет предоставлять более качественные благотворительные услуги. В его основе – широкая сфера деятельности, долгосрочное поэтапное планирование, привлечение крупных денежных сумм, стройная система отчетности, поиск единомышленников среди государственных, общественных и бизнес-структур.
Основывая фонд, нужно иметь в виду, что его деятельность сопряжена с немалыми расходами, ведь это учреждение со своим руководством, штатом, бухгалтерией и расчетным счетом. Фонд должен иметь офис, его сотрудникам нужна оргтехника, при необходимости - командировки. При этом, согласно законодательству, административные расходы благотворительной организации не должны превышать 20% от ее годового бюджета. Путем несложных подсчетов приходим к выводу, что содержание собственного фонда выгодно лишь крупным благотворителям, вклады которых ежегодно измеряются миллионами гривен.
Выход – обратиться к услугам «аутсорсингового» оператора благотворительных услуг, организации, которая профессионально занимается благотворительностью и знает, как правильно и эффективно распорядиться деньгами.
Но как правильно выбрать такого оператора? Ведь не секрет, что еще пятнадцать лет назад деятельность благотворительных фондов, мягко говоря, вызывала сомнения. И по сей день в успешную деятельность благотворительных организаций верят только 40% украинцев.
Многое зависит от того, какого именно результата хочет достичь благотворитель. 53% наших сограждан считают, что наиболее эффективной является помощь, дошедшая до конкретных людей, например, сбор денег на операцию за границей для тяжелобольного ребенка.
Действительно, такая помощь действенна, отдача от нее – мгновенная. В таком случае следует обращаться к волонтерским организациям и фондам, специализирующимся на сборе денег под конкретные нужды.
16% украинцев считают эффективной помощь, которую за небольшие деньги получило большое количество людей. Таковыми являются поставки оборудования в больницы: современная медицинская техника повышает качество оказания услуг всем ее пациентам. Например, один инкубатор для новорожденных стоимостью около 100 тысяч гривен может спасти 25 детских жизней в год; один аппарат искусственной вентиляции легких (стоит приблизительно 190 тысяч гривен) – 50 жизней. В таких случаях нужно обращаться в благотворительные фонды, деятельность которых направлена на системную помощь обществу.
Когда же следует помогать обществу самостоятельно, а в каком случае лучше обратиться к профессионалам? Ответ на этот вопрос кроется в отличии благотворительности от корпоративной социальной ответственности. Реализация программ КСО целиком ложится на плечи бизнеса, поскольку должна быть заложена в его «метаболизм». Благотворительность же служит дополнением к КСО, и для большей ее эффективности компания может «нанять» благотворительный фонд.
Индустрия добрых дел сегодня достаточно широка, благотворительные организации реализуют сотни проектов и программ во всех сферах общественной жизни. Так что у компаний или отдельных благотворителей есть широкий выбор, в какую именно помощь вложить средства. Главное, чтобы эта помощь была результативной и послужила на благо обществу.
Александр Максимчук, президент Ассоциации благотворителей Украины, председатель правления МБФ «Украина 3000»