В Украине появилось не так много компаний, внедряющих корпоративную социальную ответственность, но их программы стали более системными.
Понимание социальной ответственности
На протяжении последних пяти лет значительно изменился уровень информированности о социальной ответственности (СО) в зависимости от того, крупная или мелкая компания, в каком регионе она находится и какова сфера ее деятельности. Прослеживается прямая зависимость: чем больше предприятие, тем выше уровень информированности.
Как и прежде, большинство структур к социальной ответственности относят благотворительную помощь обществу, развитие собственного персонала и честное ведение бизнеса (рис. 1). Как и в 2005 году, только треть компаний ассоциируют СО с экологическими проектами и участием в региональных программах развития. Наименьшее количество предприятий относят к социальной ответственности такой ее аспект, как открытость компании.
Компаний, считающих, что бизнес должен активно участвовать в решении социальных и экологических проблем, по сравнению с2005 годом стало вдвое больше. Это может свидетельствовать о том что: во-первых, социальная ответственность получает признание со стороны отечественных предприятий и их активное участие в решении социальных и экологических проблем общества становится неизбежным; во-вторых, власть активнее начала привлекать бизнес к решению социальных и экологических проблем общества. Важен тот факт, что бизнес в основном осознанно принимает социальную ответственность: половина украинских предприятий считают, что политика и практики СО должны внедряться каждой компанией.
Интенсивность и приоритеты
В течение последних лет интенсивность внедрения социально ответственных программ увеличилась: в 2005 году только 31,3% компаний постоянно применяли социальную ответственность, а в 2010-м их уже было 55%. Если в 2005 году социальная ответственность была характерна преимущественно для крупных структур, то в 2010-м существенной разницы во внедрении и интенсивности проведения социально ответственных проектов в зависимости от размера компании не прослеживалось.
Среди основных факторов, побуждающих компании внедрять СО, на первом месте — моральные соображения и внутреннее побуждение (рис. 2). Однако не менее значимыми являются также рост продаж компании, копирование действий конкурентов и запрос со стороны органов местной власти. Приоритетность факторов не изменилась, тем не менее вдвое возросло количество компаний, для которых конкурентоспособность стала довольно весомой.
Как и в 2005 году, политика социальной ответственности украинских компаний прежде всего направляется на сотрудников и потребителей. Преобладающую часть мероприятий по социальной ответственности можно отнести к трудовым практикам: это развитие собственного персонала, отказ от использования принудительного и детского труда, отсутствие дискриминации, улучшение условий труда, а также защита здоровья и безопасность потребителей. Наименее распространены среди отечественных предприятий программы по защите природных ресурсов и сотрудничеству с обществом.
Однако почти треть украинских компаний игнорируют социальную ответственность. Для большинства из них программы по социальной ответственности неактуальны из-за нехватки средств, а каждая десятая отечественная структура считает, что это функция государства, а не бизнеса. Лишь незначительная часть предприятий продемонстрировала абсолютное неприятие соцответственности.
Практики КСО
Наиболее распространенным направлением социальной ответственности для украинских предприятий являются трудовые практики: три четверти опрошенных компаний проводят различные социально ответственные мероприятия для собственного персонала.
Неизменной с 2005 года осталась приоритетность программ для сотрудников: меры по оплате труда, регулирование рабочего времени и отсутствие дискриминации при трудоустройстве.
Лишь треть компаний осуществляют социальные инвестиции в развитие общества, чуть больше — предоставляют различную помощь региону, где расположены их предприятия. Как и в 2005 году, все также популярны благо устройство территорий и программы по созданию рабочих мест, однако сегодня втрое сократилась доля компаний, предоставляющих финансовую помощь власти в решении проблем региона; вдвое — доля предприятий, которые содействуют реализации экологических проектов и выступают спонсорами спортивных и культурных мероприятий (рис. 3). Лидерами по внедрению программ предоставления помощи региону, где находится предприятие, являются крупные компании.
Одним из наименее популярных направлений социальной ответственности является защита окружающей среды. Среди тех предприятий, которые внедряют экологическую ответственность, наиболее распространены практики применения энергосберегающих технологий и программы сортировки и утилизации отходов. Повышение качества продукции осталось главным мероприятием социальной ответственности компаний, особенно крупных. Однако по мере роста предприятия уменьшается доля тех, кто предоставляет честную информацию и рекламу для потребителей.
Большинство украинских компаний согласны, что программы по социальной ответственности принесли реальную пользу обществу и региону, повлияли на улучшение отношения сотрудников к структуре, повысили ее репутацию и экономические показатели. Более 75% отечественных компаний считают, что мероприятия по социальной ответственности влияют на возможности предприятия найти и удержать лучших работников, сформировать положительный имидж и улучшить репутацию, создать преимущества перед конкурентами. Результаты исследования подтвердили, что украинские структуры все больше понимают и воспринимают социальную ответственность как инструмент повышения конкурентоспособности.
Уровень сотрудничества с основными группами стейкхолдеров достаточно низкий (рис. 4). Чаще всего компании учитывают интересы потребителей и органов государственной власти, меньше всего — негосударственных и научно-исследовательских организаций, учебных заведений. Как правило, компании самостоятельно разрабатывают и внедряют такие программы, учитывая преимущественно интересы потребителей и органов местной власти. Основным внешним партнером в разработке и внедрении программ социальной ответственности, как и в 2005 году, остаются органы власти.
Перспективы КСО
Для подавляющего большинства украинских компаний основной стимул по внедрению социальной ответственности — это льготное налогообложение для тех структур, которые применяют социальную ответственность (однако отсутствие льготного налогообложения как основного препятствия внедрению программ/мероприятий социальной ответственности отметили лишь 3,4% компаний, которые не занимаются социальной ответственностью), уменьшение административного давления местных органов власти и положительные примеры внедрения программ/мероприятий социальной ответственности в мире.
По мнению двух третей украинских предприятий, в ближайшее время для развития социальной ответственности нужно разработать и принять Национальную стратегию развития социальной ответственности, ввести отдельную просветительскую программу для потребителей, провести широкую информационно-просветительскую кампанию по вопросам социальной ответственности, внедрить принципы социальной ответственности в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Наименьшая доля украинских предприятий считает целесообразным ввести отдельную должность по КСО в организациях и увеличить их бюджеты на программы/мероприятия по КСО.
Таким образом, несмотря на то что социальная ответственность еще не стала частью стратегического менеджмента для большинства украинских компаний, такой процесс уже постепенно идет. Для большей эффективности и качества программ корпоративной социальной ответственности необходимо привлекать различных стейкхолдеров (заинтересованные стороны), в том числе общественные организации, университеты, государства и др.
В статье использованы результаты исследования «Состояние и перспектива развития КСО в Украине: 2005–2010», проведенного Центром развития КСО в апреле-мае 2010 года. В рамках исследования были опрошены представители 600 украинских компаний (высшее звено управления или руководители соответствующих департаментов) по поводу отношения к КСО и его внедрении на предприятиях.
Марина Саприкина, Центр развития корпоративной социальной ответственности