В этом году украинцы, устав от вечного кризиса, массово засобирались в отпуск – на начало июня, который традиционно считается лишь «раскачкой» накануне по-настоящему больших продаж, уже выкуплено большинство приемлемых по цене туров. Пляжное настроение.
Отпуск в июне
Начало нынешнего сезона преподнесло отечественным туристическим компания приятный сюрприз. Если в прошлые годы в июне украинцы либо отдыхали после майских вояжей, либо лишь планировали отпуск на июль-август, то в этом году начало лета выдалось для продавцов путевок жарким. Как говорит директор по туризму компании «Пан Укрейн» Владимир Шевченко, спрос на туры этим летом, по предварительным подсчетам, возрастет в среднем на 15-20%. Некоторые его коллеги озвучивают еще более оптимистичные показатели, заявляя об увеличении продаж на треть.
Структура продаж путевок свидетельствует о том, что украинцы не столько разбогатели, сколько устали работать и экономить
Эксперты расходятся во мнениях относительно причин туристического бума. Некоторые склонны пояснять неожиданную тенденцию повышением доходов наших сограждан, что, якобы, позволяет им массово выезжать на юг. Но, видя ценники в магазинах и статистические отчеты об уровне средних зарплат, в этот аргумент верится с трудом.
Более логичной выглядит другая версия: отпуска в июле и августе, на которые традиционно приходится пик сезона, а, соответственно, и цен, среднестатистическому украинцу в этом году попросту не по карману. Кроме того, многие не смогли провести маевку на море, так как официальных выходных в прошлом месяце было не так много, как обычно. Пляжным настроениям украинцев способствует и погода. В последние годы начало июня было не столь жарким, как в этом сезоне. Этот факт существенно влиял на продажу путевок на отечественные курорты – в Крым и Карпаты – жилье там стояло полупустое.
Скромно, но со вкусом
Структура продаж путевок тоже свидетельствует о том, что наши соотечественники не столько разбогатели, сколько устали работать и экономить. Все заработанное теперь выкладывается в наиболее бюджетные туры стоимостью до 500-600 евро на человека в неделю. Теоретически, список курортов по доступным ценам этим летом расширился. Так, по словам Владимира Шевченко, заметно упали цены на отдых в Болгарии – неделя в отеле 3 звезды на базе завтраков с перелетом стоит от 240 евро, что, как минимум, на 20% дешевле, чем в прошлом году. Снизить цены туроператоры смогли за счет увеличения количества чартерных программ и снижения собственной маржи - высокая конкуренция на этом направлении заставляет компании быть более лояльными к клиентам.
Спрос на туры этим летом, по предварительным подсчетам туроператоров, возрастет в среднем на 15-20%
Заметно упали в цене и путевки в ОАЭ. Местные отели, пытаясь заманить туристов в межсезонье, предлагают целый ряд акций, к примеру, бесплатные ночи, скидки для детей до 16 лет, полупансион по цене завтраков и пр. Кроме того, сейчас есть возможность получить бесплатные визы (обычная стоимость $65). Все это позволяет выйти на стоимость пакета в $600-700 против обычных $800-950/неделя.
Испания подешевела на 10% - до 500 евро/неделя, Греция – на 7-9% - до 600 евро/неделя. На этих направлениях дополнительным бонусом для туристов стало и упрощение визового режима. Кроме того, некоторые агентства готовы возвращать все деньги в случае отказа в визе или переносить сроки поездки, если консульства опаздывают с оформлением бумаг. О такой услуге рассказывают, в частности, в «Натали турс».
По бросовым ценам продается и Египет – из-за оттока туристов, связанного с массовыми беспорядками в стране, пятизвездные отели подешевели вдвое – до $400-450/неделя. Увеличилось также количество рейсов в ставший безвизовым Израиль – сейчас туда летают ежедневно, а стоимость пакета стартует с $600-700/неделя.
Переплачивай или сиди дома
Но, как показывает практика, отдохнуть по бросовым ценам не так легко, как рассказывают туроператоры. Уже сейчас ясно, что уехать к морю смогут далеко не все желающие – путевки стали дефицитным товаром. Не ожидая особого наплыва туристов в июне, агентства выкупили стандартные для этого месяца блоки мест, которые, как оказалось, как минимум, на 15% ниже реального спроса.
Кроме того, многие украинцы в этом году оказались на удивление предусмотрительными и начали планировать отпуск еще с февраля. Таким образом, еще до старта сезона едва ли не половина лучших по соотношению цены и качества мест уже были выкуплены. То, что доступно сейчас, выше от задекларированных турагентствами цен в 2-3 раза. Так, неделю в Греции они предлагают за 1 тыс. евро, в ОАЭ – за $1,1 тыс., Испании – 800-900 евро и т.д.
Как показывает практика, отдохнуть по бросовым ценам не так легко, как рассказывают туроператоры
Все меньше эконом-предложений и по Турции. Если в конце мая еще можно было купить путевку на июнь за $500, то сейчас цены стартуют уже от $700. Причем, далеко не всегда есть и возможность перенести отпуск – лучшие отели распроданы уже до сентября, - заявляют в турагентствах. Не исключено, что многие продавцы попросту пользуются повышенным спросом на путевки и накручивают цены.
В свободном доступе сейчас есть разве что экзотические направления, в частности, Таиланд, Мальдивы, Шри-Ланка и пр. Но, лето там явно не лучший сезон, кроме того, туристов отпугивает длительный перелет и достаточно высокая стоимость отдыха (от $1,2-1,3 тыс. с человека).
В перечень дефицитных попали даже отечественные курорты, в частности, Крым. Дешевые места в отелях (до $50) там уже выкуплены до сентября. Проблемой является и покупка билета. Свободных мест на железнодорожном транспорте вплоть до конца июня, по данным системы бронирования «Укрзалізниці», нет в наличии. Билеты есть в турфирмах и специализированных билетных агентствах, но там платить за них придется почти вдвое дороже – до 500-700 грн в один конец. Эксперты не исключают, что сложившаяся ситуация приведет к подорожанию и курортов, расположенных вдалеке от морского побережья. Во многих удаленных от моря пансионатах и базах отдыха уже фиксируют невиданный наплыв клиентов. На Троицу киевлянам, которые спешно пытались найти номера в совсем недешевых отелях Канева и Умани, отвечали твердым отказом. Остается надеяться, что нынешний спрос реанимирует интерес инвесторов к туристической индустрии.