Контракти.ua

1566  —  27.05.11
Живучая КСО
Живучая КСО

Количество участников рейтинга социально ответственных компаний в 2011 году несколько уменьшилось, однако их стратегии КСО качественно изменились.

После финансово-экономического кризиса, в котором Украина оказалась среди наиболее пострадавших стран, отечественная экономика демонстрирует постепенное восстановление. Однако динамика пока остается гораздо слабее желаемой. Возобновление экономического роста обеспечено в основном улучшением конъюнктуры на традиционных экспортных рынках Украины. Внутренний рынок восстанавливается крайне медленно. Но несмотря на сложности посткризисного периода, самые «сознательные» представители украинского бизнеса не сошли с заявленного ранее социально-экономического курса и продолжают содействовать решению социальных проблем наравне с финансовыми.

Редакция журнала «ГVардия» приветствует всех участников рейтинга социальной ответственности 2011 года и заявляет, что данные компании являются примером развития социальной ответственности украинского бизнеса.

В 2011 году к участию в проекте традиционно были приглашены компании, вошедшие в рейтинг «ГVардия 500». Анкеты прислали 39 компаний, что на 9,3% меньше, чем в 2010 году. И хотя динамика количества участников рейтинга пока имеет нисходящую тенденцию, главным является то, что украинский бизнес все-таки находит возможность в посткризисном периоде позиционировать себя социально ответственным.

В этом году редакция не вносила изменения в методику оценки, что позволяет проводить прямое сравнение с прошлогодним рейтингом не только количественных показателей, но и качественного наполнения всех его составляющих.

В рейтинг социальной ответственности 2011 года вошли компании с разным уровнем внедрения КСО:

1) участники, демонстрирующие базовый уровень, который предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата);

2) участники с уровнем социальной ответственности бизнеса, который предполагает обеспечение персонала адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение квалификации, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы;

3) участники с высшим уровнем ответственности, который предполагает спонсорство и корпоративную благотворительность, содействие охране окружающей среды, взаимодействие с местным сообществом и местной властью, готовность участвовать в кризисных ситуациях, ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).

Гонка за лидером

Лидерство в рейтинге социально ответственных компаний 2011 года сохранил прошлогодний победитель — ЗАО «Систем Кэпитал Менеджмент» с общим баллом 79,25, второе место — у ЧАО «Киевстар Дж. Эс. Эм.», на третью позицию вышла группа компаний «НИКО», шагнув на 13 ступенек вперед по сравнению с 2010-м.

Следует отметить, что максимальная оценка рейтинга снизилась на четыре балла по сравнению с 2010 годом. Это произошло в основном вследствие уменьшения доли социальных отчислений в доходности лидирующих компаний, что повлекло сужение значений поправочного коэффициента в формуле расчета оценок. Но минимальная оценка при этом увеличилась на 7 баллов, что свидетельствует о качественном росте социальной деятельности компаний, вошедших в рейтинг.

Приятно, что среди участников появилось десять новичков. В этом году они составляют четвертую часть компаний, вошедших в основной рейтинг. Причем компания «МТС Украина» сразу заняла четвертую ступеньку. Уверенно вошла в рейтинг и компания «Мироновский хлебопродукт» (14-я позиция).

Бессменными остались лидеры и в рейтингах по видам деятельности: сектор товарного производства возглавляет АО «Оболонь», а сферу услуг — ЧАО «Киевстар Дж. Эс. Эм.».

На наш взгляд, положительным является тот факт, что в 2011 году уменьшился диапазон балльных оценок компаний в секторе товарного производства: разница между минимумом и максимумом составляет около 30 баллов, и это свидетельство стремления сравняться с лидерами.

В финансовом же секторе произошли изменения: первую ступеньку заняла НАСК «Оранта», за ней два новичка — банки «Хрещатик» и «Финансы и Кредит». Как позитивный фактор в рейтинге финансового сектора можно отметить значительное увеличение оценки лидера, которая выросла на 8 баллов, а также минимальной оценки — рост на 9 баллов.

Тенденции

Подготовка социального отчета в среде украинского бизнеса пока не очень популярна. По информации Центра развития КСО, только 8,3% отечественных компаний публикуют отдельный нефинансовый отчет. Еще 13,2% отображают социальные показатели в регулярном финансовом отчете. По данным исследования «ГVардии», 37,8% компаний, вошедших в рейтинг 2011 года, в принципе регулярно готовят социальную отчетность, однако отчетности 2010 года не предоставил ни один участник.

Тем не менее позитивные тенденции есть: в этом году наблюдается стремление компаний к большей открытости — почти половина участников рейтинга (46% против 37% в 2010-м) предоставили информацию о размерах социальных инвестиций, подробно указав статьи затрат. Средняя величина процента социальных отчислений в отношении к величине чистого дохода компаний в 2011 году составляет 1,2%. Максимальный результат по этой позиции продемонстрировала компания СП «НИБУЛОН» — 4,8%.

Что касается направлений социальных инвестиций, то в 2011 году более 41% компаний, представленных в рейтинге, используют в своем арсенале все шесть основных направлений КСО, которые учтены в методике рейтинга: развитие персонала, охрана труда и здоровья, охрана окружающей среды и ресурсосбережение, поддержка добросовестной деловой практики и этического поведения, программы развития сообществ, благотворительность и меценатство. Пять направлений практикуют около 18% компаний, четыре — 20,5%, от одного до трех направлений — свыше 20%.

В отличие от предыдущего периода, в 2011 году наиболее массовым направлением КСО стало развитие персонала — такие программы реализуют более 92% компаний. Вторую позицию по популярности занимает направление охраны труда и здоровья — его развивают 89,5% компаний-участников.

Направление благотворительности переместилось на третью позицию — 86,84%.

Высокий процентучастников рейтинга работает в сфере охраны окружающей среды — 76,3%, а также поддерживает добросовестную деловую практику и этическое поведение — 74,6%.

Анализ использования компаниями благотворительности как составляющей КСО-стратегии показал, что около 13% компаний работают по пяти направлениям, более чем 15% — по четырем, два-три направления используют около 30% компаний.

Порядок популярных направлений благотворительности в этом году не изменился, произошли только небольшие количественные изменения. Так, социальную сферу представляют практически все компании-участники (97,4%), что на 9% больше, чем в 2010 году. Более половины участников рейтинга поддерживают сферу науки и образования, а также культуру и искусство. Экология составляет 45% среди направлений благотворительности, спорт — 34%.

Подводя итоги рейтинга социальной ответственности 2011 года, следует отметить, что КСО в Украине продолжает развиваться, несмотря на сравнительно слабое влияние социальных программ на формирование репутации отечественных компаний. Надеемся, что проект «ГVардия. Рейтинг социально ответственных компаний» будет и дальше способствовать изменению мировоззрения украинского бизнеса и повышению репутационной составляющей компаний-участников.

 

Елена Фещенко, декан факультета заочных форм обучения Института международной экономики и информационных технологий МАУП, к. э. н.

Статьи по теме
Лучшие математики Европы среди школьников получили награды от «Киевстар»
Лучшие математики Европы среди школьников получили награды от «Киевстар»

Национальный мобильный оператор «Киевстар» в рамках социальной инициативы по поддержке образования в Украине поздравил учеников харьковского и киевского лицеев, которые завоевали множество наград International Mathematical Olympiad’2015 и в командном зачете стали первым в Европе. Шестеро талантливых лицеистов получили в подарок от президента компании современные планшеты с 3G-интернетом.
21.07.15 — 2535

Чернівецький школяр став українським фінансовим генієм
Чернівецький школяр став українським фінансовим генієм

Випускника Глибоцького ліцею з Чернівців Богдана Славуту визнано фінансовим генієм серед українських школярів. За перемогу у всеукраїнській фінансовій олімпіаді школяр отримав 50 000 гривень на подальшу освіту, повідомили Контрактам у прес-службі банку.
20.05.15 — 9494

Українці підтримують проведення масштабних прибирань в країні
Українці підтримують проведення масштабних прибирань в країні

В останню суботу квітня українці вийшли на масштабне прибирання в рамках всесвітнього руху Let's Do It, World!, який охоплює понад 100 країн світу і близько 10 млн учасників. Щоб визначити подальші перспективи цієї та подібних ініціатив в Україні, партнер заходу Кондитерська фабрика «Ярич» провела соцопитування, повідомляють Контракти.
18.05.15 — 2928