Количество участников рейтинга социально ответственных компаний в 2011 году несколько уменьшилось, однако их стратегии КСО качественно изменились.
После финансово-экономического кризиса, в котором Украина оказалась среди наиболее пострадавших стран, отечественная экономика демонстрирует постепенное восстановление. Однако динамика пока остается гораздо слабее желаемой. Возобновление экономического роста обеспечено в основном улучшением конъюнктуры на традиционных экспортных рынках Украины. Внутренний рынок восстанавливается крайне медленно. Но несмотря на сложности посткризисного периода, самые «сознательные» представители украинского бизнеса не сошли с заявленного ранее социально-экономического курса и продолжают содействовать решению социальных проблем наравне с финансовыми.
Редакция журнала «ГVардия» приветствует всех участников рейтинга социальной ответственности 2011 года и заявляет, что данные компании являются примером развития социальной ответственности украинского бизнеса.
В 2011 году к участию в проекте традиционно были приглашены компании, вошедшие в рейтинг «ГVардия 500». Анкеты прислали 39 компаний, что на 9,3% меньше, чем в 2010 году. И хотя динамика количества участников рейтинга пока имеет нисходящую тенденцию, главным является то, что украинский бизнес все-таки находит возможность в посткризисном периоде позиционировать себя социально ответственным.
В этом году редакция не вносила изменения в методику оценки, что позволяет проводить прямое сравнение с прошлогодним рейтингом не только количественных показателей, но и качественного наполнения всех его составляющих.
В рейтинг социальной ответственности 2011 года вошли компании с разным уровнем внедрения КСО:
1) участники, демонстрирующие базовый уровень, который предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата);
2) участники с уровнем социальной ответственности бизнеса, который предполагает обеспечение персонала адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение квалификации, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы;
3) участники с высшим уровнем ответственности, который предполагает спонсорство и корпоративную благотворительность, содействие охране окружающей среды, взаимодействие с местным сообществом и местной властью, готовность участвовать в кризисных ситуациях, ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).
Гонка за лидером
Лидерство в рейтинге социально ответственных компаний 2011 года сохранил прошлогодний победитель — ЗАО «Систем Кэпитал Менеджмент» с общим баллом 79,25, второе место — у ЧАО «Киевстар Дж. Эс. Эм.», на третью позицию вышла группа компаний «НИКО», шагнув на 13 ступенек вперед по сравнению с 2010-м.
Следует отметить, что максимальная оценка рейтинга снизилась на четыре балла по сравнению с 2010 годом. Это произошло в основном вследствие уменьшения доли социальных отчислений в доходности лидирующих компаний, что повлекло сужение значений поправочного коэффициента в формуле расчета оценок. Но минимальная оценка при этом увеличилась на 7 баллов, что свидетельствует о качественном росте социальной деятельности компаний, вошедших в рейтинг.
Приятно, что среди участников появилось десять новичков. В этом году они составляют четвертую часть компаний, вошедших в основной рейтинг. Причем компания «МТС Украина» сразу заняла четвертую ступеньку. Уверенно вошла в рейтинг и компания «Мироновский хлебопродукт» (14-я позиция).
Бессменными остались лидеры и в рейтингах по видам деятельности: сектор товарного производства возглавляет АО «Оболонь», а сферу услуг — ЧАО «Киевстар Дж. Эс. Эм.».
На наш взгляд, положительным является тот факт, что в 2011 году уменьшился диапазон балльных оценок компаний в секторе товарного производства: разница между минимумом и максимумом составляет около 30 баллов, и это свидетельство стремления сравняться с лидерами.
В финансовом же секторе произошли изменения: первую ступеньку заняла НАСК «Оранта», за ней два новичка — банки «Хрещатик» и «Финансы и Кредит». Как позитивный фактор в рейтинге финансового сектора можно отметить значительное увеличение оценки лидера, которая выросла на 8 баллов, а также минимальной оценки — рост на 9 баллов.
Тенденции
Подготовка социального отчета в среде украинского бизнеса пока не очень популярна. По информации Центра развития КСО, только 8,3% отечественных компаний публикуют отдельный нефинансовый отчет. Еще 13,2% отображают социальные показатели в регулярном финансовом отчете. По данным исследования «ГVардии», 37,8% компаний, вошедших в рейтинг 2011 года, в принципе регулярно готовят социальную отчетность, однако отчетности 2010 года не предоставил ни один участник.
Тем не менее позитивные тенденции есть: в этом году наблюдается стремление компаний к большей открытости — почти половина участников рейтинга (46% против 37% в 2010-м) предоставили информацию о размерах социальных инвестиций, подробно указав статьи затрат. Средняя величина процента социальных отчислений в отношении к величине чистого дохода компаний в 2011 году составляет 1,2%. Максимальный результат по этой позиции продемонстрировала компания СП «НИБУЛОН» — 4,8%.
Что касается направлений социальных инвестиций, то в 2011 году более 41% компаний, представленных в рейтинге, используют в своем арсенале все шесть основных направлений КСО, которые учтены в методике рейтинга: развитие персонала, охрана труда и здоровья, охрана окружающей среды и ресурсосбережение, поддержка добросовестной деловой практики и этического поведения, программы развития сообществ, благотворительность и меценатство. Пять направлений практикуют около 18% компаний, четыре — 20,5%, от одного до трех направлений — свыше 20%.
В отличие от предыдущего периода, в 2011 году наиболее массовым направлением КСО стало развитие персонала — такие программы реализуют более 92% компаний. Вторую позицию по популярности занимает направление охраны труда и здоровья — его развивают 89,5% компаний-участников.
Направление благотворительности переместилось на третью позицию — 86,84%.
Высокий процентучастников рейтинга работает в сфере охраны окружающей среды — 76,3%, а также поддерживает добросовестную деловую практику и этическое поведение — 74,6%.
Анализ использования компаниями благотворительности как составляющей КСО-стратегии показал, что около 13% компаний работают по пяти направлениям, более чем 15% — по четырем, два-три направления используют около 30% компаний.
Порядок популярных направлений благотворительности в этом году не изменился, произошли только небольшие количественные изменения. Так, социальную сферу представляют практически все компании-участники (97,4%), что на 9% больше, чем в 2010 году. Более половины участников рейтинга поддерживают сферу науки и образования, а также культуру и искусство. Экология составляет 45% среди направлений благотворительности, спорт — 34%.
Подводя итоги рейтинга социальной ответственности 2011 года, следует отметить, что КСО в Украине продолжает развиваться, несмотря на сравнительно слабое влияние социальных программ на формирование репутации отечественных компаний. Надеемся, что проект «ГVардия. Рейтинг социально ответственных компаний» будет и дальше способствовать изменению мировоззрения украинского бизнеса и повышению репутационной составляющей компаний-участников.
Елена Фещенко, декан факультета заочных форм обучения Института международной экономики и информационных технологий МАУП, к. э. н.