Сегодня, на гольф-карте мира практически не осталось «белых» пятен. На неповторимых по красоте изумрудных полях царствует ее величество Игра, имя которой – гольф. Ее история насчитывает более шести веков и пленила почти 60 млн человек во всем мире. В чем же секрет такой популярности?
Все просто: в отличие от большинства видов спорта играть в гольф могут все. Он не для тех, кто сильнее или быстрее, а для тех, кто мудрее. Гольф – это «шахматы в движении». А значит «бить надо не числом, а умением», как советовал великий полководец Александр Васильевич Суворов. Благо, что полей для «битвы» ныне предостаточно.
Всего в мире — около 35 тыс. гольфовых арен, и каждый день открывается как минимум две.
Играют на равнинах и взгорьях, в тропических джунглях и на снегу, в пустыне и на застывшей вулканической лаве. По обе стороны Атлантики, на острове Рождества (около 400 жителей), на Тонга и Самоа. А самую известную трехпаровую лунку (третью) поля Mauna Kea частенько используют для рекламы островов: чтобы ее пройти, бить приходится через океанские волны. Как ни удивительно, но играют и в Гренландии — гольфисты-экстремалы принимают участие в Чемпионате мира по гольфу на льду. В Эмиратах, напротив, в зените славы игра на… песке. На выжженной солнцем земле в гольф-клубе Dubai Country Club разместилось 18-луночное поле Al Awir, которое по своей сути напоминает бесконечную череду необъятных бункеров. В целом «песчаный» гольф получился не хуже «травяного», разве что перед завершающим ударом приходится сначала поработать метлой и убрать «лишний» песок, дабы расчистить дорогу к лунке.
Давно вкусили всю прелесть гольфа и теперь стремятся утолить жажду игры в Южной Корее. Потому к радости армии местных гольфистов в стране скоро появится уникальный комплекс на 540 лунок (или 30 полей международного класса), строительство которого планируют начать в этом году. По своим размерам комплекс будет эквивалентен 2,5 тысячам футбольных полей. Когда проект завершится, он, по замыслу создателей, затмит занесенный в Книгу рекордов Гиннесса 180-луночный China’s Mission Hills GC в Китае.
Догнать и перегнать «рекордсменов» пытаются энтузиасты гольфа в Австралии. На Вечнозеленом континенте решили построить поле длиной 1200 км! По самым скромным подсчетам, чтобы пройти только одну лунку, придется преодолеть более 60 км. Воистину бесконечное удовольствие!
Австралия
В Австралии — более 1,5 тыс. прекрасных гольф-полей, а одним из лучших на континенте считается Royal Melburn Golf Club.
Своим появлением это поле обязано шотландцам. Красота прибрежных дюн покорила Джона Брюса, Тома Финли, Хью Плейфэйра, Уильяма Нокса и Тома Брентнолла, которые в 1891 г. решили построить здесь чемпионское поле на 18 лунок. Чуть позже, осенью 1926-го, легендарный гольф-архитектор Алистер Макензи вместе с Алексом Расселом и Майком Моркомом взялся за реконструкцию существующей арены. Работа продолжалась шесть лет, и в 1932 г. взору восхищенных поклонников гольфа предстали 36 лунок Королевского гольф-клуба Мельбурна, которым и по сей день нет равных в Австралии. В итоге получились три игровых поля – East, West и Composite. Причем маршрут «комбинированного» поля представляет собой альянс 12 лучших лунок West Course и шести East Course.
Шотландия
Самое легендарное поле мира находится в Шотландии, Мекка гольфа — Старое Поле клуба Сент-Эндрюс. За последние 240 лет из примитивной площадки оно превратилось в полный сюрпризов первоклассный «линкс». Так что раунд в Сент-Эндрюсе представляет собой проверку на прочность: цели трудно разглядеть, предсказать отскок мяча — дело безнадежное, бункеры, словно по волшебству, материализуются в пространстве. Добавьте сюда густые заросли дрока и безжалостный морской ветер, меняющий направление мяча по своему усмотрению.
На первый взгляд Old Course – творение самой природы, но в действительности над ним трудилось немало людей. Это их руками были созданы легендарная серия параллельных друг другу «внешних» и «внутренних» фервеев, семь огромных двойных гринов (больше которых вы не найдете ни на одном поле мира) и 112 бункеров, включая уникальный Дорожный, притаившийся на склоне 17-й лунки.
Визитная карточка Old Course – бесчисленное множество коварных препятствий, заставляющих гольфистов демонстрировать чудеса техники и тактики.
Таиланд
Кстати, недавно на Земле был обнаружен еще один Сент-Эндрюс. На юго-востоке Таиланда, где на рубеже веков открыли свой главный оазис гольфа St. Andrews 2000. Дизайнер азиатского гольф-чуда – легендарный британец Десмонд Мюрхед создал ошеломительное по сложности поле. Учитывая естественный характер местности, Мюрхед отчасти постарался скопировать продуваемый ветрами классический шотландский «линкс». Но главное, на St. Andrews 2000 есть две «бесконечные» – по мнению автора проекта и гольфистов – лунки: четвертая (766 м) и тринадцатая (787 м), на которых норматив ударов равен шести! Это и тест на гольф-мастерство, и экзамен «на прочность». Интересная деталь: таиландские гольфисты славятся своей общительностью и предпочитают играть в группах не по четыре, а по шесть человек. Но при этом местные мастера очень сдержаны в проявлении эмоций. Выказать неудовольствие по поводу неудачного удара считается верхом невоспитанности.
Китай
На Востоке бытует мнение, что гольф зародился именно в Китае. Подтверждение тому – древние картины, выставленные в Palace Museum в Пекине. Живописные полотна изображают императора династии Мин, играющего в игру, практически ничем не отличающуюся от современного гольфа: поле, клюшки, лунки нам так знакомы. Еще одно доказательство «китайского» происхождения гольфа – книга, датированная 1282-м годом Old Man Ning Zhi, в которой подробно описаны основополагающие принципы игры для высших особ – Чуйвань. В фолианте рассказывается и об инвентаре, которым правители покоряли лунки: инкрустированных нефритом «императорских драйверах и паттерах» из чистого золота, которые после игры бережно упаковывали в парчовые чехлы. В Европу, согласно азиатской версии, гольф был доставлен «на штыках» монголов, во время их многочисленных военных походов в XIII в.
В последние годы гольф в Китае переживает второе рождение. Не стал исключением и Гонконг, его главное поле– The Hong Kong GC Fanling. Днем рождения «королевского» клуба считают 10 мая 1889 г., а его отцами-основателями – 13 британских энтузиастов гольфа.
Под строительство The Hong Kong GC Fanling – первого в городе гольф-поля — была выбрана долина Happy Valley, где проводились матчи по футболу, поло, хоккею и… военные парады. Гольфистам пришлось не только благоустроить «Счастливые Земли», но и проявить смекалку: на первых порах, согласно договоренности с местными властями, построенные девять лунок по-прежнему регулярно использовалась для смотра войск и спортивных баталий. В такие дни ти, грины и бункеры огораживались специальными переносными конструкциями.
Позже на берегу бухты Deep Water Bay «родилась» еще одна «девятка», которая сразу стала одним из самых популярных мест отдыха местной элиты. Поле-курорт отличалось завидной красотой, к тому же в конце XIX в. клубный дом был единственным местом, где можно было позавтракать, любуясь заливом Виктория. Практически одновременно рос вширь клуб в Happy Valley. Переговоры с местными фермерами увенчались успехом, благодаря чему в 1911 г. поле, получившее название Старое – Old Course, было достроено до 18 лунок. «Новое поле» – New Course открылось в ноябре 1931 г.
Свои коррективы в размеренную жизнь внесла Вторая мировая, в конце которой клуб практически стал банкротом, а поля находились в плачевном состоянии. Члены клуба не только сумели возродить его, но и построили еще одно 18-луночное поле – Eden Course. Отпраздновав вековой юбилей, клуб по праву носит звание одного из лучших гольф-комплексов мира.
Куба
Не менее экзотичной выглядит игра на легендарных гольф-просторах Кубы – Varadero Golf Club. Тем более что не одно десятилетие Остров свободы был абсолютно свободен от… гольфа.
Когда-то на Кубе проводились международные мужские и женские турниры, однако революция «сравняла» с землей живописные гольф-поля. Правда, вопреки всему «буржуазная» игра не была чужда легендарному команданте, и он как-то раз принял участие в турнире. Удивительный матч состоялся в 1962 г. в окрестностях Гаваны. В зоне гольфовых баталий встретились Фидель Кастро и Эрнесто Че Гевара…
Взлет интереса к гольфу на Кубе пришелся на 1940-е гг., когда на остров потянулись ведущие гольфисты мира и состоятельные туристы. А началось все с того, что американский мультимиллионер французского происхождения Ирене Дюпон де Немур решил обосноваться на красивейшем побережье мира.
В 1927 г. 49-летний Дюпон оставил пост президента химического концерна и удалился на берега «жемчужины Антилл». Где и возвел знаменитую усадьбу «Ксанаду». Внутреннее убранство четырехэтажного дворца (11 спален, три террасы, зал для приема гостей) было инкрустировано красным деревом и кедром, специально привезенными из Сантьяго-де-Куба, и керамической плиткой из Европы. Едва ли не с каждого из семи балконов можно было наблюдать за строительством самого современного по тем временам гольф-поля.
Первоначально предполагалось, что в Varadero Golf Club будет чемпионское 18-луночное поле по проекту Герберта Стронга, однако в 1931 г. «к производству» приняли «девятку» Сима Касри. Едва строительные работы успели завершиться, как в сентябре 1933-го ураган практически свел на нет все старания. Больше всех досталось фервеям и гринам 5-й и 9-й лунок. В результате поле было открыто лишь в 1936 г.
Хотя правительство Кастро всегда щедро субсидировало развитие спорта, гольф оказался не у дел. Полю Varadero Golf Club еще посчастливилось – оно уцелело в этой «войне миров», а вот «Ксанаду» 12 декабря 1963 г. из родового гнезда превратилась в ресторан Las Americas.
После того как в стране начали возрождать туристическую индустрию, было решено восстанавливать гольф-поля. Не трудно догадаться, что одними из первых в списке значились гольф-угодия Ирене Дюпона. В 1998 г. «девятку» расширили до 18 лунок, а «Ксанаду» отдали в распоряжение гольфистов. Теперь – это один из самых роскошных в мире клабхаусов.
Само поле (6269 м, пар-72) представляет собой совокупность всех стилей гольфовой архитектуры. Классический – с широкими фервеями и большими гринами. «Модерн» или «парклэнд», когда фервеи узкой лентой ведут к миниатюрным гринам, плотно окруженным бесчисленными бункерами и озерами. И классический «линкс» с прибрежными «продуваемыми» ветрами лунками, чьи очертания повторяют естественный рельеф. Так что в Varadero Golf Club гольфистам приходится демонстрировать весь арсенал технических приемов.
По материалам компании TPG-Travel Professional Group