Украинскому бизнесу пора сбросить социальную маску «хороших парней», надетую ради положительного имиджа в глазах зарубежных партнеров, и взять на вооружение польский социально ответственной экономики
Когда еще несколько лет назад представители украинского крупного бизнеса, сколотившие свои капиталы не особенно вникая в тонкости социальной проблематики и не задаваясь вопросами этичности своего поведения, неожиданно облеклись во фраки и скоропостижно усвоили «хорошие манеры» корпоративной социальной ответственности, это выглядело несколько непривычно. И вызвало явный скепсис и отторжение со стороны общества.
Настороженность к «капиталистической» филантропии сохранилась и по сейдень. Это объяснимо — уровень доверия к бизнесу в обществе сохраняется на предельно низком уровне. Понятно, что проделывать все обязательные реверансы и па в КСО-пируэтах предпринимателей заставляет необходимость соответствия международным стандартам ведения бизнеса, среди которых — и выполнение социальных обязательств на приобретенных иностранных активах, и требования банков-кредиторов по проведению экологического аудита проектов, и поддержание общей тональности беседы в общении с зарубежными партнерами.
В своей проблематике нигилизма доверия Украина не одинока. Например, уровень доверия поляков друг к другу составляет 12%, а доверие правительству выражают только 11% граждан страны (исследования Edelman Trust Barometer, 2008 г.). Однако то же исследование показывает высокий уровень доверия населения к негосударственным институтам: 45% поляков доверяют деловым кругам, 38% — неправительственным организациям, 37% — средствам массовой информации. Эти показатели очень хорошо отражают состояние польского общества и показывают, насколько значимое место в его жизни занимают бизнес и этика и в какой степени они отвечают ожиданиям населения страны.
От локомотивов до частной инициативы
Несмотря на различный уровень развития корпоративной социальной ответственности в разных государствах, находящийся в прямой зависимости от уровня развития экономики, локомотивами в продвижении идей КСО повсеместно выступают крупные корпорации. Представительства компаний с иностранным капиталом первыми вносят в деловую среду стран присутствия этику бизнес-отношений и подчеркивают свою приверженность развитию неэкономических социальных ценностей. Благодаря глобальному влиянию ТНК социально ответственное мышление становится все более распространенным, и этот процесс неизменно затрагивает и Украину.
Выведение проблем соцответственности на общественный уровень обсуждения, реализация социальных программ, оказывающих положительное воздействие на социум, внимание к вопросам бизнес-этики и экологии — все это способствует проникновению идей КСО в украинскую деловую среду. Вслед за крупным бизнесом тренд социальной ответственности бизнеса оказался подхвачен предприятиями из разных сегментов экономики. К середине 2008 г., началу кризисных явлений, правила хорошего тона оказались настолько прочно усвоены частью отечественной предпринимательской среды, что из модного веяния КСО стала превращаться в современный инструмент ведения бизнеса.
Наиболее уязвимым местом КСО является слабое внедрение принципов социальной ответственности в практику малых и средних предприятий, нехватка квалифицированных специалистов по социальной ответственности, недостаточная заинтересованность акционеров и несущественное участие государства в регулировании этого процесса, отмечается в пресс-релизе Глобального договора ООН по поводу оценки степени задействованности инструментов КСО в практику. Причем между уровнем развития экономики и государственным участием прослеживается прямая связь: чем менее развита экономика, тем слабее проявляется роль госаппарата в стимулировании и поддержании бизнес-этики. Украина как раз является ярким примером такого «безучастного» отношения со стороны государства, говорит директор «Центра развития КСО» Марина Сапрыкина.
Формы и стили
Переход к стандартам этичного ведения бизнеса в Польше начался на несколько лет раньше, чем в Украине. Принятие концепции корпоративной социальной ответственности подстегнул динамичный процесс интеграции Польши в Евросоюз. Исследование уровня имплементации КСО в польскую бизнес-практику позволило выделить три группы социально ответственного бизнеса: начальную, среднюю и продвинутую.
В группу «начинающих» (начальный уровень) вошло 40% компаний. Эти компании представляют преимущественно малый и средний бизнес, они характеризуются недостаточностью знаний о КСО и весьма небольшой активностью в этой сфере. 45% предприятий составляют группу «наблюдателей» (средний уровень). Компании этой группы, как правило, практикуют ситуативный диалог со стейкхолдерами и воспринимают КСО в основном как социальную активность на местном уровне. Самая небольшая группа «пионеров» (продвинутый уровень) — 15% — рассматривает КСО-стратегию как часть общей бизнес-стратегии, хорошо идентифицирует стейкхолдеров и поддерживает с ними постоянный диалог (исследование Responsible Business Forum (RBF), Warsaw, 2007 г.)
Несмотря на то что в Украине подобной статистики нет, описательное сравнение КСО-активности польского и украинского бизнеса не в пользу последнего. Как правило, социальная политика отечественных компаний носит бессистемный характер и не является составной частью общей бизнес-стратегии. Финансируя проекты КСО, украинский бизнес все еще преследует цели улучшения корпоративного имиджа и продвижения собственных брендов. Обычно собственниками и топ-менеджментом крупных корпораций социальная ответственность рассматривается как часть стратегии, направленной на обеспечение стабильности бизнеса и повышение стоимости активов. Наряду с расходами на поддержку программ КСО такая политика приносит компаниям определенного рода дивиденды. Однако стандартов социальной ответственности в той или иной степени придерживаются только крупные корпорации и представительства иностранных компаний. В сфере среднего бизнеса, не говоря уже о малом, практика КСО в Украине практически не развита.
По типу реализации политики социальной ответственности украинские компании делятся на три группы. Первую составляют промышленные предприятия горно-металлургического комплекса, химической отрасли, машиностроения и энергетики. Это крупный бизнес, выросший из производственных мощностей советской эпохи и вследствие отраслевых и исторических особенностей несущий наибольшую социальную нагрузку. Советское прошлое и определяет характер реализации социальной политики этими компаниями. Ухудшение конъюнктуры мировых рынков в последнее время привело к ревизии политики социальных обязательств на предприятиях этой группы.
Во вторую группу входят компании с иностранным капиталом, являющиеся наиболее последовательными реализаторами КСО в Украине. Самая высокая концентрация предприятий такого типа наблюдается в банковском секторе, страховой отрасли, АПК. Эти компании имеют возможность перенимать опыт материнских структур, более комплексно выстраивать отношения по всем направлениям КСО, проявлять высокую активность в своих социальных инициативах. У многих структур этой группы есть долгосрочные корпоративные стратегии, неотъемлемой составляющей которых является социальная политика.
Третья группа — это украинские компании новой генерации с отечественным капиталом. Лидеры быстрорастущих рынков и высокотехнологичных отраслей наиболее мобильны в сфере внедрения КСО. Это объясняется отсутствием у них, с одной стороны, обязательств перед социальными структурами как у предприятий с советским прошлым, с другой — зависимости от материнских компаний как у бизнеса иностранного происхождения. Выход этих компаний на международные рынки и вхождение в клуб цивилизованного бизнеса, потребность сотрудничества с зарубежными бизнес-партнерами и необходимость соответствия ожиданиям западных потребителей вынуждает их разрабатывать стратегии КСО с учетом мировых стандартов ведения бизнеса.
Впереди идущий
Безусловно, главной причиной, тормозящей внедрение КСО в практику украинских предприятий, является состояние экономики. Полноценное функционирование принципов корпоративной социальной ответственности возможно лишь в условиях развитой экономики. Бизнес, который еще не стал настолько прибыльным и устойчивым, чтобы часть своих доходов направлять на поддержание социальных проектов, при всем желании не может быть социально ответственным. В ситуации жесткого экономического кризиса и резкого падения экономики предпринимателям все сложнее выдерживать стандарты этического бизнеса.
Характерной чертой социально ответственного бизнеса является установление им гармоничных отношений с ведущей группой стейкхолдеров — работниками компании и проведение социально ответственной политики в сфере труда, утверждает эксперт по КСО, директор «МиП Украина» Марина Стародубская. Исследования, проведенные RBF, показывают, что социальные ожидания деловых кругов в Польше в первую очередь касаются улучшений условий труда. Среди руководителей компаний, как обращает внимание менеджер RBF Ивона Курашко, существует понимание того, что справедливое отношение к работникам, соблюдение основных норм и добровольных обязательств повышает мотивированность персонала, эффективность его работы и увеличивает долгосрочную конкурентоспособность бизнеса на рынке труда.
Формированию социально ответственного бизнеса в Польше во многом способствует позиция государства. Четко выстроенная система администрирования налогов и сборов, не позволяющая предпринимателю уклоняться от их уплаты и не загоняющая его в тень, понятное и предсказуемое поведение власти в отношении деловой среды, политика налоговых льгот и компенсаций для социально ответственных компаний создают хорошую основу для честного ведения бизнеса.
Частью этики деловых отношений является поведение компаний в отношении увольняемых сотрудников. Как рассказывает глава Международного союза польских предпринимателей в Украине Стефан Перковский, переобучение и трудоустройство уволенных сотрудников, создание фондов для поддержки работников и их семей в сложный период — это норма поведения среднего и малого бизнеса в Польше.
Широкую поддержку в польском обществе имеют традиции социальной ответственности, связанные с проектами, направленными на поддержку местной общины. Целевой аудиторией таких благотворительных программ, как правило, выступают детские и лечебные учреждения, территории с высоким процентом безработицы. Местный бизнес поддерживает организации и учреждения этих регионов закупкой компьютерной техники, финансированием питания детей и обеспечением их отдыха.
Популярной формой социальной ответственности, получившей широкое распространение в Польше, являются программы так называемого корпоративного волонтерства. Суть их состоит в том, что сотрудники компаний в рабочее время выполняют какую-то общественно полезную работу: трудятся в неприбыльных организациях, детских учреждениях, занимаются благотворительностью. Благодаря компаниям с иностранным капиталом подобная практика присутствует и в Украине, ее применяют в KPMG, Microsoft, других транснациональных корпорациях.
Особенностью польского опыта КСО является внедрение стандартов ответственного бизнеса через предпринимательскую инициативу снизу. Еще в самом начале зарождения КСО профессиональные сообщества выработали отраслевые этические кодексы поведения, которые стали обязательной нормой поведения бизнеса в обществе. Моральный императив, «накрывающий» профессиональную ассоциацию, поставил все предприятия отрасли перед необходимостью соблюдения этических стандартов и обязал компании вести себя ответственно по отношению к продукту, потребителю, партнерам, сотрудникам, местному сообществу. Во главу угла правил ответственного поведения была поставлена забота о восстановлении природных ресурсов, ставшая первоочередной обязанностью бизнеса по отношению к локальной среде обитания.
Поэтому, проводя те или иные работы на территории местной общины, польский предприниматель в первую очередь несет ответственность за поддержание равновесия в природной среде и обязан создать все условия для ее нормального функционирования. Девелопер в Польше, построивший жилой комплекс, параллельно возводит всю инфраструктуру, необходимую для полноценного проживания людей на этой территории, а обязательным условием запуска производства является программа по утилизации отходов, говорит Стефан Перковский.
По общему пути
Конечно, польская практика КСО далека от идеальной, и это то, что объединяет ее с украинской. Как отмечают эксперты RBF, отечественные компании в Польше зачастую еще не воспринимают себя центральными участниками социальных преобразований. Далеко не всегда компании используют весь спектр инструментов и процедур по управлению стратегией корпоративной ответственности. Еще нередко у менеджеров компаний отсутствует понимание того, что корпоративная ответственность представляет собой возможность для повышения конкурентоспособности бизнеса и управления рисками.
80% польских менеджеров, согласно исследованиям RBF, считают мотивами и целью КСО — улучшение имиджа компании, 50% понимают КСО как социальную помощь и благотворительность. Недостаточное осознание всех потенциальных выгод и ценностей, которые может принести КСО, приводит к тому, что основные усилия компаний направлены на финансирование инициатив местных сообществ. В итоге КСО-деятельность оказывается сфокусирована на социальных программах.
Формы реализации КСО в бизнес-рактике предприятий традиционны. Ряд организаций, преимущественно крупные корпорации, разрабатывают стратегию КСО как часть общей бизнес-стратегии. Так делают, например, в PwC, работающей как в Польше, так и в Украине. Другие структуры с целью разделения социальных инициатив c основной бизнес-деятельностью компании идут по пути создания фондов. Такую позицию в Польше занимают BRE Bank, CitiHandlowy, TP Group. В Украине подобная практика характерна для концерна «НИКО», холдинга СКM.
Идя по третьему пути, компании сосредотачивают свою социальную активность на отдельных аспектах КСО, в основном связанных с местными общинами. Такая практика наиболее распространена в польской бизнес-среде и активно реализуется в Украине. Интеграция «малыми шагами» приносит свои плоды. Начинаясь с активности в отношении сотрудников и местного сообщества, она постепенно распространяется и на другие рыночные аспекты деятельности: отношения с партнерами, поставщиками, окружающей средой.
Глобально устремляясь
Доля компаний в Украине, осуществляющих планомерное финансирование программ КСО, пока незначительна. Тем не менее за короткий промежуток времени украинский бизнес значительно продвинулся в применении системного подхода к КСО. Катализатором процесса стало начавшееся в 2006 г. внедрение в Украине принципов Глобального договора ООН и присоединение к нему отечественных и иностранных компаний, работающих в Украине.
На данный момент инициативу ГД в Украине поддержали 128 компаний, из которых 49 являются неприбыльными организациями и профессиональными объединениями, а 79 представляют в основном крупный бизнес. Число компаний, присоединившихся к ГД в Польше, намного меньше — 55, причем половина из них — 27 — относятся к среднему и малому бизнесу. Малое по сравнению с Украиной число подписантов ГД в Польше говорит о том, что не формат ГД определяет этичность местного бизнеса. Философия социальной ответственности давно укоренилась в среде польского предпринимательства и не нуждается во внешних флажках. Кроме того, высокий процент компаний с небольшим капиталом, добровольно поддерживающих принципы ответственного бизнеса, в комплексе с развитыми традициями социальных инициатив на местном уровне свидетельствует о формировании в Польше социально ориентированной экономики.
Конечно, польский опыт КСО в таком виде не состоялся бы, если бы не мощная поддержка со стороны ЕС, финансирующего при поддержке ВБ, ПРООН, Еврокомиссии большое количество проектов, направленных на имплементацию стандартов КСО. Наряду с интересом со стороны правительственных структур и активной деятельностью неправительственных организаций такая поддержка создает благоприятный фон для продвижения принципов ответственного бизнеса в польское деловое сообщество.
Практика социальной ответственности свидетельствует о том, что этичное поведение польского бизнеса, в отличие от украинского, — это не социальная маска, необходимая для создания положительного образа «хороших парней» в глазах зарубежных партнеров. И не «моральный кодекс строителя коммунизма», которому бизнес следует ради своего спасения. Это скорее эндогенный фактор существования бизнеса, его норма жизни и внутренняя потребность. И это то, к чему следует стремиться украинскому ответственному бизнесу: думать не о том, сколько отдал, а о том, что сделал.
Текст: Виктория Гранина