Контракти.ua

10150  —  04.02.10
Ответственное будущее
Ответственное будущее

Отечественные компании не смогут получить финансирования на рынках капитала, если они не будут социально ответственными

 

От филантропии к эффективной стратегии
В Украине, как и в других развитых странах, в последние два года социальные инициативы компаний начали активно развиваться, хотя отечественный бизнес пришел к этому не сразу. В период экономического кризиса задачами для социально ответственного бизнеса были уплата налогов и хотя бы минимальная концентрация внимания руководства на самых насущных для граждан страны проблемах. До недавнего времени инициатива отечественных компаний сводилась лишь к узким сферам поддержки общества, к примеру: к покупке компьютеров для школ или одежды и игрушек для интернатов, выделению средств на охрану здоровья граждан, реже — на строительство местных дорог или газификацию населенных пунктов. Чаще всего благотворительностью были вынуждены заниматься градообразующие предприятия в силу давления местных властей.
Особенно отечественные компании заботились о местных жителях в период предвыборных агитаций. Социальная поддержка имела различные формы, в основном предоставление товаров и услуг, денежных пожертвований, в том числе на духовное возрождение и пр. Одним словом, корпоративные социальные инициативы не были частью стратегий компаний и не всегда брали на себя обязательства быль социально ответственными на длительный срок. Часто КСО компаний сводилась лишь к обычной филантропии.
По мере развития бизнеса (концентрации и накопления капитала), а также внедрения международных стандартов корпоративного управления собственники и руководство компаний начали более планомерно заниматься поддержкой общественно-полезных дел. Именно корпоративное управление в последние годы трансформируется в управление компанией как открытой системой, постоянно подверженной внешнему воздействию окружающей деловой среды. Поэтому общие собрания акционеров, совет директоров и правления просто вынуждены находить адекватные ответы и постоянно учитывать интересы всех заинтересованных сторон, особенно в социально-политической, экологической и других сферах. Бизнес осознал, что существует целый ряд экономических преимуществ в социальной ответственности: КСО способствует росту стоимости бренда компании и объемов продаж продукции, улучшению имиджа, дает более широкие возможности мотивации собственного персонала и пр. Корпоративно социально ответственная компания более привлекательна для внешних инвесторов. К тому же западные экономисты после ряда банкротств в последние годы начали активно оперировать понятиями нефинансовых рисков, которые напрямую связаны с КСО компании. Проще говоря, это риски, возникающие в ходе проведения тех мероприятий, которые не воспринимаются обществом. Поэтому без внедрения в общую стратегию компании корпоративных социальных инициатив развитие бизнеса значительно сдерживается. К примеру, в США в основе практики социальной корпоративной ответственности компаний лежат следующие принципы:
—благотворительность (предоставление материальных средств и ресурсов для решения определенных социальных проблем);
—благотворительный маркетинг (предоставление уже оговоренной доли прибыли от продаж на благотворительные акции);
— социальный корпоративный маркетинг (внутрикорпоративные изменения, направленные на решения социальных проблем);
—волонтерское движение (направленное на оказание помощи или решение проблем как на уровне общества в целом, так и на уровне конкретных территориальных общин);
—социально ответственные принципы ведения бизнеса (построение корпоративной стратегии развития компании, основанной на социальных приоритетах). Поэтому именно четко продуманная стратегия КСО позволяет компании развиваться и эффективно управлять нефинансовыми рисками.

В глобальной сети
Среди первых отечественных компаний, в открытую заявивших о своей социальной ответственности, были UMC («МТС»), «Киевстар», «МакДональдз Украина», «Ниссан Мотор Украина», «Оболонь», «Сименс Украина», «Системы быстрого питания», «Тетра Пак», «ТНК-ВР» в Украине, «Укрсоцбанк», ГК «Фокстрот», «XXI Век», «Эйвон Косметикс Юкрейн», «Эрнст & Янг», Intel Microelectronics, Leo Burnett Ukraine, «Евроиндекс» и другие. Как видим, первыми о своей социальной ответственности заявили непромышленные компании, ориентированные на массового потребителя и имеющие большое количество клиентов. Вывод прост: принося пользу обществу, компания завоевывает новых потребителей и активно развивается.
И это закономерно, ведь КСО рассматривается этими компаниями как особый вклад в развитие общества, защиту окружающей среды, формирование этических отношений на рынке, поддержку и профессиональный рост собственного персонала, что соответствует и принципам Глобального договора ООН. Напомним, принципы договора предусматривают такие обязанности деловых кругов:
• защищать международные права человека в сферах их влияния;
• поддерживать свободу ассоциаций и эффективное признание права на коллективный договор;
• поддерживать ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда;
• поддерживать ликвидацию дискриминации при найме на работу и в профессиональной деятельности ;
• поддерживать ответственный подход к экологическим вопросам;
• бороться со всеми проявлениями коррупции.
Соблюдение принципов КСО происходит на добровольной основе без членских взносов. Штаб-квартира в Нью-Йорке лишь проверяет компании на предмет чистоты их финансовых операций. Поэтому участниками Глобального договора ООН в дальнейшем может стать огромное количество отечественных компаний.
Вторая группа компаний, также претендующих на статус социально ответственных в Украине, — крупные управленческие компании финансово_промышленных групп, подконтрольные отдельным олигархам. Эти компании, как правило, целенаправленно занимаются благотворительной деятельностью, а сам спектр форм социальной поддержки общества настолько широк, что его практически сложно представить в одной статье.
Тем не менее у этих компаний, а точнее, у их собственников есть желание перейти от практики актов доброй воли к последовательной стратегии социальной ответственности. Эта тенденция уже наметилась. К примеру, учрежденный еще в 2005 г. компанией «Систем Кэпитал Менеджмент» Рината Ахметова благотворительный фонд «Развитие Украины» свою миссию определяет как заботу о стране, подкрепляя ее социальными и оздоровительными программами. В Украине также широко известны проекты социальной ответственности Виктора Пинчука. В 2006 г. был создан фонд его имени, цель которого содействовать модернизации Украины и поддерживать появление новой генерации отечественных лидеров, стремящихся служить своей стране. Для ее достижения были отобраны шесть направлений деятельности: здоровье, образование, культура, права человека, Украина в мире и духовное возрождение. Уже сейчас можно прогнозировать, что в будущем таких компаний будет намного больше.

К устойчивому развитию
Сегодня практически все социологические опросы указывают на то, что у значительной части населения отношение к бизнесу, прежде всего к его собственникам, все еще отрицательное. Поэтому повышение уровня КСО компаний и внедрение мировых стандартов социального партнерства, на наш взгляд, может изменить ситуацию. Корпоративная социальная ответственность в Украине со временем станет обычной нормой.
К тому же сама тема КСО компаний для нашей страны очень актуальна, поскольку от нее напрямую зависит дальнейший стабильный экономический рост Украины. В то же время, по нашему мнению, государство пока не занимается поиском этических и правовых норм, которые бы способствовали развитию бизнес-культуры в сфере социальной ответственности. Ведь международный опыт, особенно европейских стран, а также США, Японии свидетельствует, что построение системы социально ответственной компании начинается с изменения отношений внутри самой компании между работниками, менеджерами и акционерами. После этого возможно найти более эффективные точки соприкосновения с окружающей средой. Опрос отечественных компаний, вошедший в перечень «ГVардии», показал, что персонал компании должен уметь управлять корпоративно социально ответственными процессами внутри компании, вести постоянный диалог с заинтересованными лицами, уметь составлять отчет по социальной ответственности. Как правило, социально ориентированная компания часто осуществляет плановые PR-коммуникации.
В развитых странах, таких как Франция, Канада, Южная Африка, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса делается много попыток и стремлений перевода социальной отчетности компаний в обязательную норму. Многие зарубежные компании (в Украине пока редкость) публикуют социальные отчеты с целью повышения своей репутации или необходимостью избежать необъективных оценок в прессе. Существует специальная международная система принципов и показателей отчетности в области устойчивого развития бизнеса (Global Reporting Initiative).
Более эффективным способом повышения участия компаний в социальных мероприятиях является также система льгот, которую может предоставлять государство. К примеру, во многих странах существуют льготы в случае вложения компанией средств в образование, науку, медицину, создание экологически чистых технологий и пр.
В общем, устойчивое развитие отечественных компаний невозможно без социальной ответственности. Практика декларирования своих целей в сфере корпоративной социальной ответственности со временем в Украине станет частью не только стратегий, но и инвестиционных процессов. Ведь опять же мировой опыт свидетельствует, что многие крупные международные инвестиционные фонды с миллиардным капиталом отказываются финансировать компании, не являющиеся корпоративно социально ответственными.

Автор: Дмитрий Баюра, к.э.н., доцент кафедры теоретической и прикладной экономики КНУ им. Т.Шевченко, специально для журнала «ГVардия»

Статьи по теме
Лучшие математики Европы среди школьников получили награды от «Киевстар»
Лучшие математики Европы среди школьников получили награды от «Киевстар»

Национальный мобильный оператор «Киевстар» в рамках социальной инициативы по поддержке образования в Украине поздравил учеников харьковского и киевского лицеев, которые завоевали множество наград International Mathematical Olympiad’2015 и в командном зачете стали первым в Европе. Шестеро талантливых лицеистов получили в подарок от президента компании современные планшеты с 3G-интернетом.
21.07.15 — 2535

Чернівецький школяр став українським фінансовим генієм
Чернівецький школяр став українським фінансовим генієм

Випускника Глибоцького ліцею з Чернівців Богдана Славуту визнано фінансовим генієм серед українських школярів. За перемогу у всеукраїнській фінансовій олімпіаді школяр отримав 50 000 гривень на подальшу освіту, повідомили Контрактам у прес-службі банку.
20.05.15 — 9494

Українці підтримують проведення масштабних прибирань в країні
Українці підтримують проведення масштабних прибирань в країні

В останню суботу квітня українці вийшли на масштабне прибирання в рамках всесвітнього руху Let's Do It, World!, який охоплює понад 100 країн світу і близько 10 млн учасників. Щоб визначити подальші перспективи цієї та подібних ініціатив в Україні, партнер заходу Кондитерська фабрика «Ярич» провела соцопитування, повідомляють Контракти.
18.05.15 — 2928