Столица Саксонии – некогда значительного и могущественного немецкого королевства, город со славянскими корнями, «Флоренция на Эльбе», место концентрации музеев мирового уровня, город «Сикстинской Мадонны» и памяти про страшную бомбардировку февраля 1945 года. Оказавшись здесь, понимаешь, насколько хрупкой может быть история – ведь человечество могло лишиться всех сокровищ этого города за одну ночь… Дрезден восстанавливают до сих пор, и наверное, его трагедия и медленное, наглядное, возрождение являются лучшим напоминанием уже нескольким поколениям об ужасах, превратности и возмездии войн. Отраженная в серой воде Эльбы панорама города – этого обращенного к востоку «балкона Европы» - прекрасна в своей мрачноватой значительности: здешнее барокко темное, ибо навсегда впитало в себя копоть пожара 1945 года, а песчаник, из которого построены здания, постепенно темнеет и сам по себе. Кропотливо воссозданные значимые здания стоят среди кварталов, чья застройка восстановлена весьма условно, в стилизованном духе, и этим подчеркивают контраст трех времен – прошлого, настоящего и будущего. Контракты.ua приглашают в прогулку этими «тремя ликами времени».
Замок саксонских правителей
Прогулку нашу мы начнем от замка саксонских королей. За 900 лет династии Веттинов (неслыханное постоянство для Европы) они сделали свою резиденцию едва ли не самой богатой «кладовкой Германии».
Восстановление замка закончилось недавно - в 2013 году
Нынешний вид замок приобрел в 1901 году, когда ему придали, в ходе очередной достройки, намеренно готический стиль. В юго-западной части комплекса находится знаменитая коллекция драгоценностей саксонской короны - Grünes Gewölbe («Зеленые своды»; gruenes-gewoelbe.skd.museum; 12 евро). Рядом – собрания гравюр и монет. Собственно, «Своды» и есть самой интересной частью дворца. Открыли для публики часть сокровищницы еще в начале XVIII века. Название эти помещения получили из-за малахитово-зеленой окраски колонн главного зала.
Внутри сокровищницы саксонских правителей
Во время бомбардировки города дворец настолько сильно пострадал, что его восстанавливали уже после объединения Германии, закончив только к 2013 году. Некоторое время часть сокровищ хранилась в СССР, обратно дружественному социалистическому правительству ГДР их вернул Хрущев. Ныне «Зеленые своды» считаются одной из самых, если не самой, богатой коллекцией ювелирных изделий в Европе.
Цвингер – чудо барокко
Сразу же после своего возведения в 1730-х годах прозрачные галереи Цвингера стали символом элегантности и утонченности. Сложный геометрический план, изящество стиля шести двухэтажных павильонов, соединенных между собой галереями – все это настраивает на стилистику XVIII столетия. Цвингер изначально был специальной частью дворцового ансамбля, предназначенного для увеселений и наслаждений. В том числе, для наслаждений высоким искусством.
Элегантность Цвингера стала образцом для множества дворцов в Европе
Название означает «опоясывающая крепость» - и он построен как раз на месте такой крепости, защищавшей некогда подход к основной резиденции саксонских монархов. Цвингер сильно пострадал в 1945-м, но его начали восстанавливать едва ли не в первую очередь, завершив уже к началу 1960-х. Сюда вернулись картины самого знаменитого музея Саксонии – Дрезденской картинной галереи. Здесь «живет» «Сикстинская мадонна» (Мадонна Рафаэля), и не только она.
Галерея старых мастеров – соперница Лувра, Эрмитажа и Британского музея
Крупные закупки произведений итальянского, голландского и французского искусства саксонские короли провели в 1740-х годах. С тех пор собрание галереи (gemaeldegalerie.skd.museum; 14 евро) стало одним из богатейших в Европе, и остается им до сих пор. Здесь можно увидеть не только Мадонну Рафаэля – едва ли не главную «соперницу» Моны Лизы по популярности, но и работы Тициана, Рубенса, Ван Дейка, «Спящую Венеру» Джорджоне, работы Франца Хальса и Ван Эйка, самые большие за пределами Нидерландов коллекции Вермеера и Рейсдайля.
Самая известная картина Рафаэля находится здесь
И, конечно же, здесь представлены великие немецкие живописцы - Дюрер, Кранах, Гольбейн, а также работавший длительное время придворным художником саксонских королей Бернардо Белотто (Каналетто), написавший большое число пейзажей Дрездена и его околиц, по которым, в частности, реставрировались некоторые здания после Второй Мировой.
Опера – шедевр архитектора Земпера
Оперный театр в Саксонии был одни из самых известных в Германии, и связан с именами едва ли не всех немецких композиторов трех последних столетий. Здание построено архитектором Готфридом Земпером, и сразу же получило свою неофициальную «приставку» к имени. Земперу, тем самым, явно повезло, в отличие от коллег, строивших, например, аналогичное сооружение в Вене: тамошнюю оперу публика как только не называла, довеля одного из архитекторов до самоубийства, а другого - до сердечного приступа…
Комплекс Дрезденской Оперы - один из крупнейших в Германии
По площади здешний театр был едва ли не наибольшим в Германии, и стал еще больше после реконструкции, завершившейся в 1985 году – к 40-летию со дня разрушения. Собственно, задержка с реставрацией была вызвана тем, что не могли найти чертежи первоначального проекта. Нашли их в той же Вене. К Опере пристроили еще один корпус, по размерам едва ли не такой же, как основное здание, при этом придав сооружению в целом старинный вид (www.semperoper.de).
Хофкирхе – храм-корабль
Эта церковь действительно как бы «выплывает» вперед из всего ансамбля набережной саксонской столицы, и «маякует» своей высокой башней, «задавая тон» восприятию «Флоренции на Эльбе». Считается одним из самых крупных соборов Германии по площади. Сооружалось она с 1739 по 1755 годы, восстановлена после бомбежки к 1962 году, а еще через 10 лет в боковой часовне установили фарфоровый памятник, посвященный всем жертвам этой трагедии. Орган в 1945-м не пострадал (его заблаговременно вывезли из города), и был смонтирован на старом месте в 2002 году.
Главный храм Дрездена задает тон всему ансамблю городского центра
Церковь является местом захоронения 49 правителей Саксонии, кроме Августа ІІ Сильного (правил в 1694-1733 гг.), бывшего одновременно королем Польши. Тот похоронен в Кракове, но в крипте находится его сердце в специальной медной капсуле. По легенде, оно начинает учащено биться, когда мимо проходит красивая женщина – король был известным ловеласом.
«Шествие князей» - самое большое в мире фарфоровое панно
Если где-то в Европе и могло появиться такое огромное панно из фарфора, то только в Дрездене. И поныне оно остается самым большим подобным произведением в мире - 25 тысяч плиток размером 20х20 см, уложенных бесшовно.
Панно чудом уцелело в пожаре 1945-го
Панно – творение относительно недавнее. Появилось оно в 1904-1907 годах. Ранее на его месте была фреска. Впрочем, тема не менялась – оно изображает шествие саксонских князей за почти тысячелетнюю историю рода Веттинов. Изображены практически все значимые правители этого государства.
В 1945-м панно почти не пострадало, и это можно считать настоящим чудом. Заменять пришлось только 200 плиток.
Фрауэнкирхе – символ возрожденного города
Утром 15 февраля 1945 года, когда город все еще горел после бомбардировки, над несчастным центром Дрездена поднялось огромное облако пыли. Не выдержав температуры огненного смерча предыдущих суток, стены храма Святой Богородицы сложились внутрь и рухнули. Самый элегантный храм города, центр его лютеранской общины, перестал существовать на долгие 60 лет.
Такими были руины Фрауэнкирхе целых полвека. Перед ними - памятник Мартину Лютеру
«Ее формы прекрасны, как и полагается даме», - говорили о Фрауэнкирхе даже тогда, когда от этих форм оставались только несколько фрагментов стен. У властей ГДР не было средств на восстановление здания. Груду камней засадили цветами, превратив в антивоенный символ. Время собирать камни пришло в начале 1990-х. К 2005 году Фрауэнкирхе, на 80% созданная заново, опять вознеслась над центральной площадью города (ее фото вынесено как заглавное к тексту). В куполе церкви теперь - смотровая площадка, на которую можно пройти за 8 евро. Внутри часто проходят концерты, а также действует выставка, посвященная трагической истории храма (www.frauenkirche-dresden.de).
Магазин Пфунда – самый красивый молочный магазин Европы
В левобережной части города – Нейштадте, на Bautzner Straße, 79, находится примечательное заведение, ведущее свой отсчет с 1879 года. Это Pfunds Molkerei (www.pfunds.de), где некогда каждый мог увидеть процесс производства молока, начиная с доения коров. Этим гарантировалась экологическая чистота продукта. Со временем о магазине заговорили по всей Саксонии, он стал одной из аттракций и без того переполненного достопримечательностями города.
Интерьер магазина действительно изящен и необычен
Братья Пфунд позднее стали торговать и сгущенкой (впервые в Германии), детским питанием и даже молочным мылом. Здание, существующее ныне, было построено в 1891 году. Магазин закрыли только в 1978 году, когда он уже принадлежал государству. Ныне известный бренд возрожден, и торговля возобновлена. Отделка помещений Pfunds Molkerei дала повод говорить о нем, как со самом красивом молочном магазине Европы.
Музей Бундесвера – символика «человеческого измерения»
Реформировать саму концепцию военного музея, превратив его не в обычное собрание оружия и описаний битв, а в центр изучения человека на войне, и всех аспектов воинского быта – где, как не послевоенной Германии, возможно было претворять подобную концепцию? Некогда обычная, хотя и очень крупная, военная коллекция саксонских правителей («успешно» проигрывавших все войны), а затем – музей сухопутной армии Вермахта, ныне этот музей (www.mhmbw.de; цены - не более 7 евро) интересен как символичностью своей архитектуры, так и подходом к экспозиции.
Смелое архитектурное решение делает силуэт музея очень запоминающимся
Бывший арсенал на Olbrichtplatz, 2 в Нейштадте перестроил в 2003 году американский архитектор Даниел Либескинд. И сегодня эффект от восприятия здания поразителен: в него как бы разрезает 80-метровая стеклянная стрела, острие которой направлено на городской стадион Дрездена, куда упала первая бомба 13 февраля 1945 года. Сверху символичность «вставки» выглядит еще отчетливей - это одновременно и направление удара, и бумажный голубь мира, пронзающий былой музей воинской славы Рейха.
«Стрела», она же «голубь мира»
Что касается концепции музея, то тут присутствуют темы, которые совершенно не ждешь увидеть в подобного рода экспозиции – «солдатский фольклор», «военные в музыке», «военные в моде». О наполненности же сугубо военной коллекции говорит только тот факт, что она насчитывает более миллиона предметов, в которых отражена едва ли не вся военная история германских земель.
Йенице – «роза Каира» в центре Дрездена
«Ну вот, мусульмане уже и здесь понастроили», - довелось мне услышать от туристов, увидевших издали необычное здание, отчетливо напоминающее мечеть – и купол соответствующей формы налицо, и минареты имеются. Однако с «исламской угрозой» здание никак не может ассоциироваться – разве что можно лишний раз осудить архитектора и заказчика за неуместность подобных строений в исторической части города. Впрочем, Герман-Мартин Хаммицш, который его построил, был исключен из саксонского союза архитекторов как раз за этот «эксперимент».
Удивительное строение в центре Дрездена
На самом деле, «мечеть» с труднопроизносимым названием – бывшая табачная фабрика. Купол выполнен из цветного стекла, а под минареты замаскированы трубы. Ее решил возвести фабрикант Хуго Цетц по образцу одной из мечетей Каира. Название же фабрики – греческое. Йенице (Yenidze) – городок, откуда привозили сырье. Роскошь отделки внешних стен фабрики поражает и сейчас. Полюбоваться им можно на правом берегу Эльбы, на Weißeritzstraße, 3. Тут давно уже не делают сигареты: в здании расположены офисы, дискотека, а под куполом – ресторан. У строения есть сайт - www.yenidze.eu.
Что еще нужно увидеть в Дрездене
Вдоль правого берега, на месте бастионов городской крепости, еще в XVIII веке, был создан бульвар, именуемый «террасой Брюля» по имени саксонского премьер-министра, его обустроившего. Бульвар также называется вот уже 200 лет «балконом Европы», так как обращен в «славянские дали», на восток. Набережную неоднократно улучшали и перестраивали несколько раз, а тем временем на противоположной стороне реки возвели величественные здания министерств саксонского государства, отчего вид на левый берег стал гармонировать с ансамблем правого.
Вид на террасу Брюля и мост Августа. Видны башня дворца, Хофкирхе и Опера
Переходя в Нейштадт, вы наверняка воспользуетесь старейшим городским мостом – мостом Августа, построенным в середине XVIII столетия. Ныне он реконструируется. «Дрезден, наконец я увидел тебя», - сказал некогда Наполеон, проходя по нему. Императора, знавшего толк в архитектуре, можно было понять – на тот момент центр города был новостройкой, сиявшей белым цветом камня.
Сразу за мостом вас встречает конный позолоченный памятник королю Августу Сильному – тому самому, чье сердце похоронено в кафедральном соборе.
Курфюрст Август браво скачет в сторону Польши - ведь он был избран тамошним королем
В Нейштадте, помимо молочного магазина и музея бундесвера, нужно обратить внимание на церковь Трех Королей на Hauptstrasse, 23, внутри которой находится обгорелый алтарь из песчаника, уцелевший после бомбардировки.
Конечно, это далеко не все интересные места Дрездена - тем более, что его пригороды и более дальние окрестности не менее примечательны. О них – следующем очерке.
Павел Ковалев