В начале года население запасалось крупами, спичками и солью. Но самые мрачные прогнозы украинцев не оправдались. К весне люди вышли из состояния потребительской депрессии и начали верить в то, что все обойдется.
Текст: Надежда Гончарук, Контракты
По данным исследования GfK Ukraine, сегодня наблюдается рост индекса потребительских настроений украинцев (далее — ИПН), характеризующего текущее материальное состояние населения, покупательную способность, а также ожидаемые изменения личного благосостояния.
Наивысшая точка пессимизма населения была зафиксирована GfK Ukraine в январе 2009-го — ИПН упал до рекордных 41,8 пункта, хотя буквально в августе прошлого года этот показатель был равен 96 пунктам. Снижение индекса наблюдалось в ноябре минувшего года и продолжалось до января нынешнего. Действительно, тогда у населения были объективные причины так низко оценивать свой текущий и будущий уровень жизни. В начале 2009-го курс доллара вырос до 10 UAH/USD, увеличился уровень безработицы, сократились доходы, импортные товары подорожали в несколько раз.
Глеб Вышлинский, руководитель отдела исследований рынков услуг GfK Ukraine, говорит, что такого резкого падения ИПН не было ни в одном из государств, в которых проводятся подобные опросы. «Более-менее схожая ситуация наблюдалась в Венгрии и странах Балтии, но и там ухудшение настроений было не настолько стремительным», — рассказывает он.
Когда самые пессимистичные прогнозы не оправдались, население начало учиться выживать в новых условиях. Зимой произошло резкое сокращение трат на товары не первой необходимости — розничные продажи автомобилей, крупной бытовой техники и электроники упали в несколько раз. Кроме того, украинцы перешли на дешевое продовольствие, отказавшись от резко подорожавших импортных продуктов. В GfK Ukraine отмечают, что после рекордного падения в январе ИПН к началу мая вырос на треть и составил 65,6 пункта. Среди причин восстановления оптимизма украинцев аналитики компании называют «относительную экономическую стабильность последних месяцев и укрепление курса национальной валюты».
Более того, население Украины оценивает будущее страны выше, чем текущее материальное положение, — показатель экономических ожиданий практически приблизился к докризисному уровню. Многие начали верить в то, что в течение года их личное материальное положение улучшится. По мнению аналитиков инвестиционной компании Astrum, люди становятся все более оптимистичными в прогнозах на ближайший год.
Все меньше украинцев ждут роста инфляции и безработицы. В апреле 2009-го индекс ожидаемой динамики безработицы упал на 16,4 пункта и приблизился к докризисным значениям. Показатель инфляционных ожиданий улучшился на 5,6 пункта и составил 180,2. Такое значение аналитики объясняют укреплением гривни на фоне дальнейшего снижения спроса на большинство товаров и услуг.
Улучшение настроений украинцев вызвано не только объективными причинами. Люди устали от негативных прогнозов, им хочется верить в лучшее. В компании Astrum предостерегают, что рост индекса потребительских настроений при неблагоприятных факторах может прекратиться. Население находится в угнетенном состоянии — на одного оптимиста в стране приходится трое пессимистов. Если отечественную экономику опять начнет штормить, украинцы вновь впадут в коллективную депрессию.
В меру упитанность
В начале 2009-го потребление импортного продовольствия, которое подорожало вдвое по некоторым товарным категориям (например, оливки и кофе), сократилось как минимум на треть. Население запасалось дешевыми продуктами, в частности, крупами и консервами. Магазины подстраивались под новые потребности украинцев — «колониальные товары» уступали место на полках недорогим аналогам либо собственным маркам (private label) розницы. По мнению аналитиков из VIP-Consulting, сокращение ассортимента импортных товаров и продуктов розничных сетей достигало 25–40%.
Тем не менее выручка продуктовой розницы не падала. Ретейлеры не наблюдали снижения стоимости потребительской корзины из-за инфляции. «Покупать не стали меньше, но из-за того что люди предпочитают дешевые продукты, средний чек не растет», — объясняет Войцех Гвардис, директор компании «О’КЕЙ Украина».
К лету 2009-го потребители адаптировались к кризису психологически. «Они не перестали экономить, но в относительно стабильной ситуации позволили себе тратить немного больше, в том числе за счет сэкономленных ранее средств», — рассказывает директор аналитической компании RetailStudio Михаил Грищенко. По словам Глеба Вышлинского, оживление спроса зависит от конкретной категории товаров и от того, насколько велика в ней доля импорта. Там, где она была высока и где произошло резкое повышение цен, — речь идет об оливковом масле, кофе и чае, замороженной рыбе, морепродуктах, — продажи будут расти очень медленно. «Но в целом народ понемногу привыкает к новым ценам, желание экономить постепенно утихает, и соответственно спрос на импортные продукты увеличивается», — говорит г-н Вышлинский.
Однако, как утверждает Михаил Грищенко, население продолжает искать возможности сэкономить (реагирует на акции, снижения цен, предпочитает более дешевые товары private lable) и старается не покупать дорогую импортную продукцию. Некоторый всплеск покупательской активности в продуктовом ретейле и в сфере развлечений можно объяснить не только улучшением потребительских настроений, но и сезонными факторами. Начиная с мая люди готовятся к отпускам и тратят отложенные средства.
Ретейлеры соглашаются с тем, что летом обороты точек на юге страны, в частности, в Крыму, растут. Татьяна Бабенко, начальник отдела корпоративных коммуникаций компании «МЕТРО Кэш энд Керри Украина» говорит: «С открытием летнего сезона значительно повышаются продажи наших магазинов в Одессе, Симферополе из-за увеличения объемов закупок представителями местного отельного, ресторанного и кейтерингового бизнеса».
Война машин
В январе–мае 2009-го общий розничный товарооборот снизился на 19,5% год к году, данные Госкомстата. Тогда как по итогам января–апреля падение составило 16,9%. В денежном выражении совокупный объем розничных продаж в мае составил 17,88 млрд грн — минимальный показатель с начала года.
В первую очередь общее падение товарооборота произошло из-за резкого ограничения трат населения на непродуктовую группу товаров, в частности, автомобили, крупную и мелкую бытовую технику и электронику. «В сегменте непродовольственных товаров стараемся заменить более дорогие модели на более дешевые, при этом сохраняем ведущие бренды в ассортименте и проводим периодически акции по снижению цен», — говорит Татьяна Бабенко. По словам Войцеха Гвардиса, продажи товаров non-food падают по сравнению с продуктовой группой.
«Если раньше соотношение продовольственные/непродовольственные товары было 60/40, то сейчас — 70/30», — рассказывает г-н Гвардис.
По данным исследования GfK Ukraine, в I квартале 2009-го объем продаж потребительской электроники и фототоваров в денежном эквиваленте упал на 22,5% год к году (в частности, кинескопных телевизоров — на 35%, автомагнитол — на 48%). Рынок крупной бытовой техники в количественном выражении просел на 44%, а в деньгах уменьшился всего на 14%. Выручка розницы упала ненамного из-за роста цен на крупную бытовую технику, вызванного девальвацией гривни. «Почти половину продаж в I квартале 2009-го составили модели позапрошлого года. Ретейлеры повышали цены на устаревшую технику», — объясняет Андрей Осадчий, аналитик GfK Ukraine. Рынок мобильных телефонов также оказался одним из наиболее пострадавших. По результатам первых четырех месяцев 2009-го продажи сотовых терминалов в количественном выражении упали на 58% и на 71,6% в денежном выражении год к году, данные Unitrade Group.
Однако население перестало покупать технику и автомобили не из-за отсутствия денег. По оценкам Федеральной резервной системы США, в Украине сосредоточено не менее 4% всех наличных долларов. Это значит, что на руках у людей находится около $40 млрд. По данным последнего опроса Международного центра перспективных исследований, 18% респондентов предпочитают не транжирить сбережения. Хотя год назад этот показатель был вдвое меньшим и составлял 9%.
Пока же украинцы приобретают небольшие сувениры. Индустрия развлечений также переживает подъем. В январе–мае 2009-го количество посетителей кинотеатров выросло на треть год к году и составило 6,276 млн зрителей, данные Международной ассоциации производителей и дистрибьюторов. Растет посещаемость недорогих кафе. Эксперты прогнозируют, что в текущем году гривневый оборот украинского ресторанного рынка увеличится на 7–8% — до 19 млрд грн. Неплохо раскупаются компьютерные игры — продолжения популярных хитов прошлых лет.