Контракти.ua

33008  —  13.07.09
Украинцы пока не тратят деньги на крупные товары, но уже не скупятся на развлечения
Украинцы пока не тратят деньги на крупные товары, но уже не скупятся на развлечения

В начале года население запасалось крупами, спичками и солью. Но самые мрачные прогнозы украинцев не оправдались. К весне люди вышли из состояния потребительской депрессии и начали верить в то, что все обойдется. 

Текст: Надежда Гончарук, Контракты

По данным исследования GfK Ukraine, сегодня наблюдается рост индекса потребительских настроений украинцев (далее — ИПН), характеризующего текущее материальное состояние населения, покупательную способность, а также ожидаемые изменения личного благосостояния.

Наивысшая точка пессимизма населения была зафиксирована GfK Ukraine в январе 2009-го — ИПН упал до рекордных 41,8 пункта, хотя буквально в августе прошлого года этот показатель был равен 96 пунктам. Снижение индекса наблюдалось в ноябре минувшего года и продолжалось до января нынешнего. Действительно, тогда у населения были объективные причины так низко оценивать свой текущий и будущий уровень жизни. В начале 2009-го курс доллара вырос до 10 UAH/USD, увеличился уровень безработицы, сократились доходы, импортные товары подорожали в несколько раз.

Глеб Вышлинский, руководитель отдела исследований рынков услуг GfK Ukraine, говорит, что такого резкого падения ИПН не было ни в одном из государств, в которых проводятся подобные опросы. «Более-менее схожая ситуация наблюдалась в Венгрии и странах Балтии, но и там ухудшение настроений было не настолько стремительным», — рассказывает он.

Когда самые пессимистичные прогнозы не оправдались, население начало учиться выживать в новых условиях. Зимой произошло резкое сокращение трат на товары не первой необходимости — розничные продажи автомобилей, крупной бытовой техники и электроники упали в несколько раз. Кроме того, украинцы перешли на дешевое продовольствие, отказавшись от резко подорожавших импортных продуктов. В GfK Ukraine отмечают, что после рекордного падения в январе ИПН к началу мая вырос на треть и составил 65,6 пункта. Среди причин восстановления оптимизма украинцев аналитики компании называют «относительную экономическую стабильность последних месяцев и укрепление курса национальной валюты».

Более того, население Украины оценивает будущее страны выше, чем текущее материальное положение, — показатель экономических ожиданий практически приблизился к докризисному уровню. Многие начали верить в то, что в течение года их личное материальное положение улучшится. По мнению аналитиков инвестиционной компании Astrum, люди становятся все более оптимистичными в прогнозах на ближайший год.

Все меньше украинцев ждут роста инфляции и безработицы. В апреле 2009-го индекс ожидаемой динамики безработицы упал на 16,4 пункта и приблизился к докризисным значениям. Показатель инфляционных ожиданий улучшился на 5,6 пункта и составил 180,2. Такое значение аналитики объясняют укреплением гривни на фоне дальнейшего снижения спроса на большинство товаров и услуг.

Улучшение настроений украинцев вызвано не только объективными причинами. Люди устали от негативных прогнозов, им хочется верить в лучшее. В компании Astrum предостерегают, что рост индекса потребительских настроений при неблагоприятных факторах может прекратиться. Население находится в угнетенном состоянии — на одного оптимиста в стране приходится трое пессимистов. Если отечественную экономику опять начнет штормить, украинцы вновь впадут в коллективную депрессию.

В меру упитанность

В начале 2009-го потребление импортного продовольствия, которое подорожало вдвое по некоторым товарным категориям (например, оливки и кофе), сократилось как минимум на треть. Население запасалось дешевыми продуктами, в частности, крупами и консервами. Магазины подстраивались под новые потребности украинцев — «колониальные товары» уступали место на полках недорогим аналогам либо собственным маркам (private label) розницы. По мнению аналитиков из VIP-Consulting, сокращение ассортимента импортных товаров и продуктов розничных сетей достигало 25–40%.

Тем не менее выручка продуктовой розницы не падала. Ретейлеры не наблюдали снижения стоимости потребительской корзины из-за инфляции. «Покупать не стали меньше, но из-за того что люди предпочитают дешевые продукты, средний чек не растет», — объясняет Войцех Гвардис, директор компании «О’КЕЙ Украина».

К лету 2009-го потребители адаптировались к кризису психологически. «Они не перестали экономить, но в относительно стабильной ситуации позволили себе тратить немного больше, в том числе за счет сэкономленных ранее средств», — рассказывает директор аналитической компании RetailStudio Михаил Грищенко. По словам Глеба Вышлинского, оживление спроса зависит от конкретной категории товаров и от того, насколько велика в ней доля импорта. Там, где она была высока и где произошло резкое повышение цен, — речь идет об оливковом масле, кофе и чае, замороженной рыбе, морепродуктах, — продажи будут расти очень медленно. «Но в целом народ понемногу привыкает к новым ценам, желание экономить постепенно утихает, и соответственно спрос на импортные продукты увеличивается», — говорит г-н Вышлинский.

Однако, как утверждает Михаил Грищенко, население продолжает искать возможности сэкономить (реагирует на акции, снижения цен, предпочитает более дешевые товары private lable) и старается не покупать дорогую импортную продукцию. Некоторый всплеск покупательской активности в продуктовом ретейле и в сфере развлечений можно объяснить не только улучшением потребительских настроений, но и сезонными факторами. Начиная с мая люди готовятся к отпускам и тратят отложенные средства.

Ретейлеры соглашаются с тем, что летом обороты точек на юге страны, в частности, в Крыму, растут. Татьяна Бабенко, начальник отдела корпоративных коммуникаций компании «МЕТРО Кэш энд Керри Украина» говорит: «С открытием летнего сезона значительно повышаются продажи наших магазинов в Одессе, Симферополе из-за увеличения объемов закупок представителями местного отельного, ресторанного и кейтерингового бизнеса».

Война машин

В январе–мае 2009-го общий розничный товарооборот снизился на 19,5% год к году, данные Госкомстата. Тогда как по итогам января–апреля падение составило 16,9%. В денежном выражении совокупный объем розничных продаж в мае составил 17,88 млрд грн — минимальный показатель с начала года.

 

В первую очередь общее падение товарооборота произошло из-за резкого ограничения трат населения на непродуктовую группу товаров, в частности, автомобили, крупную и мелкую бытовую технику и электронику. «В сегменте непродовольственных товаров стараемся заменить более дорогие модели на более дешевые, при этом сохраняем ведущие бренды в ассортименте и проводим периодически акции по снижению цен», — говорит Татьяна Бабенко. По словам Войцеха Гвардиса, продажи товаров non-food падают по сравнению с продуктовой группой.

«Если раньше соотношение продовольственные/непродовольственные товары было 60/40, то сейчас — 70/30», — рассказывает г-н Гвардис.

По данным исследования GfK Ukraine, в I квартале 2009-го объем продаж потребительской электроники и фототоваров в денежном эквиваленте упал на 22,5% год к году (в частности, кинескопных телевизоров — на 35%, автомагнитол — на 48%). Рынок крупной бытовой техники в количественном выражении просел на 44%, а в деньгах уменьшился всего на 14%. Выручка розницы упала ненамного из-за роста цен на крупную бытовую технику, вызванного девальвацией гривни. «Почти половину продаж в I квартале 2009-го составили модели позапрошлого года. Ретейлеры повышали цены на устаревшую технику», — объясняет Андрей Осадчий, аналитик GfK Ukraine. Рынок мобильных телефонов также оказался одним из наиболее пострадавших. По результатам первых четырех месяцев 2009-го продажи сотовых терминалов в количественном выражении упали на 58% и на 71,6% в денежном выражении год к году, данные Unitrade Group.

Однако население перестало покупать технику и автомобили не из-за отсутствия денег. По оценкам Федеральной резервной системы США, в Украине сосредоточено не менее 4% всех наличных долларов. Это значит, что на руках у людей находится около $40 млрд. По данным последнего опроса Международного центра перспективных исследований, 18% респондентов предпочитают не транжирить сбережения. Хотя год назад этот показатель был вдвое меньшим и составлял 9%.          

Пока же украинцы приобретают небольшие сувениры. Индустрия развлечений также переживает подъем. В январе–мае 2009-го количество посетителей кинотеатров выросло на треть год к году и составило 6,276 млн зрителей, данные Международной ассоциации производителей и дистрибьюторов. Растет посещаемость недорогих кафе. Эксперты прогнозируют, что в текущем году гривневый оборот украинского ресторанного рынка увеличится на 7–8% — до 19 млрд грн. Неплохо раскупаются компьютерные игры — продолжения популярных хитов прошлых лет.

 
Статьи по теме
Закарпаття: райський відпочинок можливий
Закарпаття: райський відпочинок можливий

Відпочинок має дарувати незабутні враження, тому щороку, щойно з'являється нагода, дуже хочеться поїхати куди-небудь. Варіантів для туристів-непосид — багато. Якщо ви збираєтеся на відпочинок, але не знаєте який маршрут обрати, тоді Карпати відпочинок з дітьми Воєводино — це те, що треба!
02.09.23 — 516

"Я хочу вигнати ту наволоч зі своєї землі": у Мережі з'явився трейлер фільму про війну в Україні

Вихід на екрани воєнного екшину "Снайпер. Білий Ворон" запланований на День Незалежності України.
31.07.22 — 1427

«Головне, щоб вона дочекалася»: Юлія Галушка розповіла, що зробить одразу після перемоги
«Головне, щоб вона дочекалася»: Юлія Галушка розповіла, що зробить одразу після перемоги

Війна розлучила мільйони сімей та змусила хвилюватися за життя одне одного. Ведуча новин «Сьогодні» на каналі «Україна» Юлія Галушка зізналась, про зустріч із ким мріє найбільше.
01.04.22 — 1506