Экономический кризис оживляет рынок внутреннего туризма. А вот операторы рынка в сфере выездного туризма в этом году чувствуют себя не очень уверенно. Тенденция-2009: большинство туристов стремятся сэкономить буквально на всем. Бюджет среднестатистического туриста сократился на 10–25%.
Татьяна СТРУК, КОНТРАКТЫ
По данным правительства США, в 2009 году более трети американцев намерены сократить свой отпуск — экономисты уже прогнозируют снижение турпотока в сезон летних каникул на 25%. Мировые курорты не досчитаются отдыхающих и из других стран. Сегодня правительства многих развитых государств пытаются поддержать развитие внутреннего туризма и сделать все возможное для того, чтобы деньги отдыхающих не покинули пределы родины.
В конце мая профильное министерство Австралии кинуло в массы лозунг: «Не путешествуешь — не живешь». Так называется новая программа, пропагандирующая среди австралийцев отдых в родных пенатах. Правительство Канады в течение двух лет предоставит местной комиссии по туризму дополнительные 40 млн в нацвалюте на проекты по развитию внутреннего туризма. Средства пойдут на модернизацию внутренней железнодорожной системы, улучшение туристической инфраструктуры канадского Национального парка, а также на строительство кемпингов и турцентров.
А вот операторы рынка в сфере выездного туризма в этом году чувствуют себя не очень уверенно, несмотря на то что по итогам прошлого года отрасль показала небольшой рост в 2% по сравнению с 2007-м (тогда международный туризм принес странам около $750 млрд). В I половине 2008-го количество путешествующих увеличивалось на 8% каждый квартал. Затем картину подпортил финансовый кризис, повышение цен на нефть в июне–июле и резкие колебания валютных курсов. Еще предстоит оценить ущерб, нанесенный рынку вспышкой свиного гриппа A/H1N1 в Мексике в 2009 году. Мексиканские власти подсчитали, что из-за вируса только Мехико теряет более трети городских доходов.
Международная организация по туризму констатировала падение объемов рынка на 8% по итогам первых двух месяцев 2009-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Фактически, рынок сжался до показателей двухлетней давности. Эксперты Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) подтверждают значительное снижение количества пассажиров. По данным ИАТА, с января по март 2009 года пассажиропоток авиакомпаний сократился приблизительно на 9% и продолжает падать. Заполняемость отелей, по оценке мониторинговой компании Smith Travel Research, снизилась на 10%.
Еще одна тенденция-2009: большинство туристов стремятся сэкономить буквально на всем. Даже жители наиболее благополучных стран все чаще планируют путешествия на близкие расстояния, в том числе в соседние страны, куда можно добраться, к примеру, железнодорожным транспортом. Так, продажи билетов на поезда Eurostar, соединяющие три европейские столицы — Лондон, Париж и Брюссель, — выросли в прошлом году на 10%.
Бюджет среднестатистического туриста сократился на 10–25%. Европейцы, американцы, китайцы все чаще отдают предпочтение относительно демократичным курортам Латвии, Болгарии, Турции, Мальты. В то же время в самых красивых уголках Испании, Великобритании и Греции даже летом будет не весьма людно, если стоимость проживания в отелях радикально не снизится. Исключение — горнолыжные курорты Австрии. Здесь в I квартале кризисного 2009-го наблюдался рост количества туристов.
Для стран Азии прошлый год был удачнее, чем для других регионов. Как считают эксперты, в 2009-м туристы снова потянутся сюда благодаря сравнительно дешевому отдыху. К примеру, Таиланд, по оценкам британской компании Post Office & Travel Services, — одна из наиболее дешевых стран для туристов. Невысокая стоимость туристической корзины в этом году будет также в ЮАР, Египте и Кении, где на трехразовое питание в ресторане, покупку воды, пива, кофе в барах, открыток и газет отдыхающие потратят $64–67 в день. Также сэкономить можно в Венгрии, Швеции и Польше, где местная валюта по отношению к доллару подешевела на 20–40%, а среднеценовые отели снижают стоимость проживания.
Нынешний кризис в туриндустрии отличается от спадов предыдущих лет (после терактов в США и вспышки птичьего гриппа) тем, что люди, вопреки всему, хотят путешествовать. Специалист Всемирного совета по туризму и путешествиям Уфи Ибрагим отмечает появление нового типа отдыхающего — туриста-ценителя. «Ценитель», по версии Уфи Ибрагима, будет искать не экстравагантный способ времяпрепровождения, а хорошее качество отдыха за приемлемую цену.