В октябре в Лондоне состоялись два масштабных события в области искусства: традиционная для этой поры ярмарка искусства Frieze Art Fair и проведенный впервые фестиваль «Дни Украины в Великобритании».
$1 млн – такую нескромную сумму просил немецкий галерист за работу украинского скульптора начала ХХ века Александра Архипенко на ярмарке Frieze Art Fair 2013, проходившей в лондонском Риджентс-парке с 16 по 20 октября. Архипенко – один из немногих отечественных художников, чье имя известно всему миру. Наряду с Пикассо, Браком, Модильяни искусствоведы уже называют и фамилию Архипенко. Впрочем, галерист, рассказывая о гениальности необычной фигурки, называл знаменитого скульптора американцем. На вопрос об Украине и ее искусстве немецкий дилер виновато улыбнулся. Хотя винить его не в чем: о нашей стране мало что известно за рубежом.
Благотворительный фонд Firtash Foundation во главе с Ладой Фирташ и при поддержке Group DF взялся исправлять ситуацию, организовав в Лондоне фестиваль «Дни Украины в Великобритании». Событие было призвано презентовать англичанам украинскую культуру и тем самым улучшить имидж и репутацию нашей страны в глазах Старой Европы. Наши художники были представлены в Saatchi Gallery – одной из самых известных и влиятельных галерей мира. Выставка проходила одновременно с ярмаркой Frieze — период, когда состоятельные почитатели искусства со всего мира стекались именно в Лондон.
Ярмарка Frieze Art Fair – одна из самых масштабных и популярных в мире выставок искусства – проходит в Лондоне каждый октябрь с 2003 года. В этом году экспозиция включала 152 галереи и более 1000 художников из 130 стран мира. Праздности здесь места не было даже на VIP-открытии. Павильон напоминал классическую ярмарку: суета, обсуждения, торг, сделки. Участники действа – профессионалы из мира искусства – коллекционеры, дилеры, кураторы, среди которых знаменитости: Даша Жукова, Рикардо Тиши, Нуми Рапас, Евгения Ниархос, Ларри Гагосян и многие другие.
Одной из самых дорогих работ, представленных на ярмарке, стала «Священное сердце (пурпур/голубой)» Джеффа Кунса в павильоне Ларри Гагосяна. Яркая стальная скульптура Кунса, похожая на конфетку в форме сердца, стоила $22 млн.
Рядом с очень дорогими признанными мастерами на Frieze были представлены работы молодых авторов, чьи произведения оценивались в несколько тысяч долларов. Коллекционеры активно скупали творчество как титанов арт-мира, так и перспективный «молодняк». Ведь, вполне возможно, что завтра именно этот пока еще «зеленый» талант станет новой звездой мира искусства, а цены на его произведения вырастут в разы. К примеру, так случилось с художником колумбийского происхождения Оскаром Маурильо. Его работы еще несколько лет назад можно было купить тысячи за три долларов, а сейчас крупнейшая мировая галерея Дэвида Цвингера просит за некоторые из них $150 тыс. В такой невероятной перспективе и кроется один из главных секретов притягательности инвестиций в искусство.
Параллельно с Frieze в Риджентс-парке функционировала дочерняя выставка Frieze Masters, собравшая 130 топовых галерей. Здесь гости имели возможность полюбоваться шедеврами старых мастеров и работами классиков ХХ века – Анри Матисса, Пабло Пикассо, Джексона Поллока, Герхарда Рихтера. Огромный резонанс и ажиотаж вызвало полотно Питера Брейгеля Младшего «Перепись в Вифлееме» 1611 года в павильоне Джонни ван Хефтена. Оно было продано уже на VIP-открытии за $9,6 млн.
В основном на ярмарке было представлено искусство в его традиционных формах – живописи, скульптуры, фотографии. Инсталляции встречались реже. Во многих случаях они служили дополнением, определенным «антуражем» к работам. Эта тенденция демонстрирует простую истину: даже в духовных ценностях людям нужно его материальное проявление. На рынке спросом пока пользуется то, что можно пощупать, привезти домой, повесить на стенку, полюбоваться. Так что, вопреки прогнозам передовиков от актуального искусства, традиционные формы сдавать позиции не собираются.
Украинских галерей на Frieze представлено не было. Зато Saatchi Gallery в эти осенние дни воистину пропиталась духом украинского искусства. Здесь на выставке украинского искусства 25 топовых отечественных художников представили свои работы в жанре живописи, скульптуры, инсталляции.
Хотя британцев, видавших и маринованных телят Херста, и несвежее белье Трейси Эмин, и черный юмор не ведающих цензуры братьев Чемпмен, удивить достаточно сложно, гостям Saatchi наше искусство пришлось по душе: посетители с неподдельным интересом рассматривали экспозицию и благодушно реагировали на работы. Наши художники показали действительно качественное искусство и уровень, соответствующий критериям мирового арт-рынка.
Но не только украинским художеством была полна Saatchi Gallery: такого количества отечественных олигархов в один день стены галереи еще не принимали. Парадоксально, но чтобы лучше разглядеть творчество своих художников, его нужно показать в Лондоне.
Талант художника — это только половина успеха. Другая половина — за системным продвижением, грамотным менеджментом, финансированием. Здесь работает прямая пропорциональность: чем больше вкладывать и продвигать искусство, тем больше дивидендов оно будет приносить. К примеру, выставка в Saatchi в дальнейшем существенно повлияет на цены работ представленных там художников. Точно так же происходит после продажи работы художника на респектабельном аукционе, ярмарке.
Вложение денег в культуру – всегда инвестиция. В статус, в репутацию, в возможность влияния. Организаторы фестиваля утверждают, что «Дни Украины в Лондоне» — это только первый шаг, и что на достигнутом они останавливаться не собираются. Ведь было бы неплохо, если бы нашу страну ассоциировали с шедеврами художников, а наших художников — с культурно развитой страной.
Максим Волошин, директор галереи «Мистецька збірка»