Для начала хотелось бы заметить, что когда я встречаю выпускника ВУЗа или даже школы, который, как минимум, на твердую четверку не знает английского, я прихожу в замешательство.
В упор не понимаю, почему до сих пор для всех не очевидно, что знание английского это дверь в цивилизованную компанию, доступ к информации, «окно в мир», так сказать. Учитывая нижайшее качество и школьного, и ВУЗовского образования, что бы я посоветовала ученикам и студентам, это, как минимум, потратить эти годы на изучение языка.
Читать, писать и говорить по-английски
К большому-большому сожалению, все еще громадные массы наших молодых соотечественников и их родителей так и не осознали важность этого предмета. Поэтому в компании продолжают и продолжают приходить новички, которые виновато могут произнести лишь «Дэр Тэйбл» и перевести текст с помощью Google переводчика :-(
Именно поэтому многие компании берут на себя функцию обучения сотрудников английскому за свой – корпоративный – счет. Что я, например, считаю, в корне неверным. Объясню почему. Во-первых, по причинам указанным выше, считаю, что владение иностранным языком – это одно из тех знаний, которое сейчас должно стоять наравне с умением читать, писать и считать. И если человек не удосужился выучить его к 20 годам, то его прямейшая обязанность – наверстать упущенное за свой счет самыми быстрыми темпами. Иначе возможности карьеры будут безвозвратно упущены. Знание языка – это то, что остается с тобой на всю жизнь и оплачиваться оно должно из собственного кармана. Во-вторых, опыт организации обучения в компании говорит о том, что чем больше компания берет на себя ответственность по обучению, тем халатнее относится к этому сотрудник.
На своем горьком опыте
Наша компания перепробовала самые разные формы обучения и в итоге остановилась лишь на предоставлении удобной возможности без финансового участия. Расскажу, как мы к этому пришли. Изначально – лет 8-10 назад – мы тоже присоединились к толпе корпораций, которые дружно в митингах по утрам и вечерам устраивали уроки английского с репетиторами за счет компании. Итог – большая половина участников посещала занятия нерегулярно, тянула остальных вниз, домашние задания не выполняла.
Пытались разделять группы по уровням, дисциплине и т.д. – не помогало. Начинают все рьяно и дружно, на 5-6-х уроках сдуваются и через полгода из группы в 15 человек остается 1-2. Затем решили поставить участников в зависимость от успеваемости. То есть те, кто демонстрировал дисциплину и хорошие отметки, субсидировались. Те, кто прогуливал и не учился, должны были оплатить курс из своего кармана. В этом случае система учета достигла таких бюрократических размеров, что наши HR-ы просто взвыли.
Не говорю уже о том, что управление процессом обучения в большой компании сопряжено с кучей дисциплинарных проблем: отмены преподавателя, перенос дат, перенос комнаты и пр. пр. пр. Иногда складывалось впечатление, что мы не рекламное агентство, а компания по организации курсов обучения.
В итоге мы пришли к выводу, что когда компания берет на себя ответственность и финансовую и организационную, большинство сотрудников воспринимает это как должное, не ценит и в итоге практически перестает пользоваться этим благом. Поэтому в один прекрасный момент мы приняли решение, что прекращаем эту благотворительную деятельность. Сейчас мы просто жестче относимся к отбору людей на работу и даже на позиции секретарей не рассматриваем кандидатов без знания английского.
Если какой-то особый специалист без языка нам сильно интересен, условием приема на работу является его обязательство подтянуть английский за свой счет в максимально короткие сроки. В исключительных случаях мы иногда все же оказываем «языковую» помощь. Например, для директора мы можем оплатить лингафонные курсы, если у него сильно страдает произношение, или оплатить его поездку на ускоренный курс в Англию, чтобы человек просто быстро заговорил. В остальных случаях приняли решение поддерживать желание сотрудников изучать английский лишь разрешением заниматься на территории офиса вне рабочее время.
Как заговорить
Что касается рекомендаций по методикам обучения. Без всяких сомнений, частный репетитор – лучший вариант. Вопрос только в его качестве. К сожалению, мой опыт поиска действительно хорошего репетитора в Киеве очень неудачный. Но все же могу порекомендовать два варианта: педагог старой закалки возраста 60+ с непоколебимыми основами из Бонка или молодой энтузиаст-любитель языка с горящими глазами и со знанием всех возможных современных методик (включая те, которые не лежат тоннами на Петровке).
Усвоив основы грамматики, можно нанять native speaker, который поднатаскает тебя на разговорный. Курсы, которые начинают учить языку через заучивание диалогов, песенок и беседы в группе, считаю неудачными (личный опыт изучения 4-х языков в совокупном количестве 12 попыток тому яркое подтверждение). Несомненно, погружение в среду – это самый быстрый способ заговорить, но зачастую большинство учащихся лишены этой возможности, и грамматику все равно надо учить… В любом случае, готова поделиться советом, какую методику выбрать в какой ситуации, пишите. До следующей встречи!
Иветта Деликатная, начальник службы управления талантами Atlantic Group (рекламный и медиа холдинг, 600 человек). 17 лет на рынке маркетинг-коммуникаций