Юлия Павиченко, педагог, руководитель, биохимик: Ещё один из часто встречающихся вопросов, которые я получаю в личку и на персональных консультациях. Ещё один вопрос, который не имеет однозначного ответа и потому вызывает чувство тревоги. Ну что ж, давайте разбираться.
Сегодня уже каждый знает, что существует два вида тестов: экспресс и ПЦР (полимеразная цепная реакция). Позволю себе метафорическое обобщение научных данных и попробую описать их с минимум терминологии.
Итак, представьте себе, что в ваш благополучный дом проник злоумышленник. Как идентифицировать личность преступника? Есть два основных способа. Первый – это когда повезло застать его на месте преступления. Поймали бандита, а дальше – дело техники.
Второй – это по оставленным следам. И тут вероятны сложности. Если преступник наследил только отпечатками ботинков, то мы сможем представить его личность лишь в общих чертах. Такой обуви существует сколько угодно и у кого угодно. Возможно, преступник специально надел чужие ботинки и наследил, чтобы нас запутать?
А если злоумышленник был неаккуратен и оставил отпечатки пальцев? Или порезался, когда взламывал замок в двери? Сравнивая такие виды следов с базой данных преступников, можно практически бесспорно утверждать: эта личность была в нашем доме. Была и сплыла. Обнаружить следы преступника ещё не значит обнаружить самого преступника.
К чему вся эта криминальная драма?
Представим себе, что коронавирус – это злоумышленник, который пробрался в наш дом-организм. Пока он орудует на месте преступления, обнаружить его можно с помощью теста ПЦР. Только тут следует помнить, что преступник присутствует не в единственном экземпляре. Там целая армия занимается бандитизмом. Основное место действия этого боевика – дыхательная система. Врачи, как правило, берут мазок из верхних дыхательных путей, запечатывают исследуемый образец в специальные пробирочки и отправляют его в специальные лаборатории для дальнейших манипуляций.
А теперь поставим наше кино на паузу и вспомним, что вирус состоит из белковой оболочки и «мозга» – нуклеиновой кислоты (НК). Представим себе, что анализ пришёл сдавать человек, крепко заражённый вирусом. Ему придётся снять маску и открыть рот. Какова вероятность того, что он будет чихать и кашлять своими вирусами направо и налево, на одежду исследователя и оборудование вокруг него? А теперь попросим наше воображение дорисовать тот уровень защиты, который должна иметь лаборатория по сбору этих мазков и как она должна обрабатываться после каждого пациента. Какая картинка у вас получилась?
Далее в другой лаборатории вирус достанут из пробирочки и «разденут» – снимут белковую оболочку. Для исследования оставят только НК. Голый вирус для человека уже не опасен. Эту чистую НК и пускают дальше в ПЦР. Детали этого процесса опустим. Технологически он уже достаточно хорошо отработан – лишь бы были работающие приборы, качественные реактивы и умелые руки лаборанта. Но, как и в каждом исследовании, здесь возможны ошибки. Поэтому тест ПЦР обычно перепроверяют.
В случае отрицательного результата тест ПЦР покажет, что коронавируса в дыхательных путях не было в момент взятия мазка. Но тест не даст никакой гарантии, что этот злоумышленник не появится в организме завтра или через пару недель. Конечно, теоретически тест ПЦР можно делать хоть каждый день. Но, боюсь, все вместе взятые лаборатории мира не справятся с таким количеством исследований.
Что же такое экспресс-тесты?
Они изучают следы преступника-коронавируса. Такими следами в нашем случае являются продукты деятельности иммунной системы в борьбе с врагом. Это белки, которые называют антителами или иммуноглобулинами. Их много разных видов. Следы в виде иммуноглобулина М (Ig M) – как следы ботинок преступника. Они неспецифические и показывают только, что здесь был чужой. А вот иммуноглобулины G (Ig G) – это уже как отпечатки пальцев. Они точнее позволяют определить личность злоумышленника. Экспресс-тесты бывают разные. Некоторые измеряют только иммуноглобулины М. О чем тогда скажет положительный результат такого исследования?
В истории с антителами-иммуноглобулинами следует упомянуть, что обнаруживают их в крови. А чтобы они появились в результатах теста, вирус должен успеть хорошенько наследить в организме. Если же он только пару дней, как начал осваиваться в дыхательной системе, то экспресс-тест, скорее всего, даст отрицательный результат. А вирус будет продолжать делать своё бандитское дело. Иммуноглобулины как следы могут также обнаруживаться в крови спустя много времени после победы иммунной системы над вирусом.
Подытожим в общих чертах. О чем говорят результаты тестов?
Позитивный результат ПЦР-теста – организм заражён коронавирусом.
Отрицательный результат ПЦР-теста – на момент взятия мазка организм не был заражён коронавирусом.
Позитивный результат экспресс-теста на Ig М – иммунная система активна в борьбе с какой-то инфекцией.
Позитивный результат экспресс-теста на Ig M + Ig G (их часто делают вместе) – иммунная система сражается с коронавирусом или уже когда-то победила его.
Отрицательный результат экспресс-теста на Ig M, Ig G – на момент сдачи крови следов пребывания коронавируса в организме не обнаружено. Однако это не означает, что коронавируса там нет.
И что вы решили, друзья – делать тест или не делать?
P.S. Лично я для себя определилась так. Если вдруг я расхвораюсь, а врачи будут подозревать у меня коронавирусную инфекцию, то я обязательно сделаю ПЦР. В этом случае результат теста поможет врачам правильно определить терапию. Конечно, я непременно поинтересуюсь условиями, в которых мне будут брать анализы – каков уровень защиты в лаборатории. И буду продолжать бесконечно мыть руки.
Желаю всем здоровья!
Автор: Юлия Павиченко, директор лицея «МИР»