Контракти.ua

12878  —  29.10.09
Влад Троицкий: «Задача ГогольFestа — создать новый мейнстрим. Быть интеллигентным и образованным станет модно»
Влад Троицкий: «Задача ГогольFestа — создать новый мейнстрим. Быть интеллигентным и образованным станет модно»

Влад Троицкий — человек, без устали поливающий сухое дерево украинской культуры. Этой осенью он в очередной — уже в третий — раз взрывал провинциальную атмосферу Киева авангардным «Гогольфестом». Влад пытается решить сразу несколько эпохальных задач — вписать Украину в мировой культурный контекст, создать отечественную театральную школу, разбудить в молодежи творческий потенциал. Фестиваль европейского уровня у него уже получился.  

Беседовал Сергей Примаков, Контракты UA, фото Дмитрия Дятлова

К: Влад, прежде всего, должен признаться, что снимаю перед Вами шляпу — организовать такое масштабное мероприятие как нынешний «Гогольфест» — это дорогого стоит. Только представить, что все это надо свезти в одно место, вписать в стройное расписание концерты, спектакли, перфомансы и пр., и пр. Вас можно сразу назначать министром культуры. Но ради чего Вы лично тратите столько энергии и сил, отнимаете себя у собственного театра?
В.Т.: Увольте — министерское кресло это не для меня. А занимаемся мы этим потому, что сейчас нас окружает агрессивная враждебная среда. И задача ГогольFestа — формирование живой культурной интеллигентной среды, в которой то, чем мы занимаемся, находило бы резонанс.
Вторая миссия — открывать Украину как для украинцев, так и для мира. Пока медиа транслируют образ неудачника: Украина — неудачный проект, все воруют, все плохо. Мы же хотим показать, что нам есть, чем гордиться, и самое главное — есть, что делать.

К: Но не слишком ли размах, уровень и продвинутость фестиваля для провинциальной Украины? Своевременно ли?
В.Т.: Мы ставим планку не Украина, планка — это мир. Без всяких комплексов — извините, у нас нет денег, нас все угнетают. Нет, у нас изначально противоположная установка: мы — сильная страна, с глубокими традициями и у нас большое будущее. И это дает другое настроение, энергию публике, и собственно публика и делает фестиваль.

К:  Да, публика на ГогольFestе клевая, праздничная.
В.Т.:  Напоминало атмосферу оранжевой револиции?! Атмосфера карнавала, чувство радости.

К: А целевая аудитория — это прежде всего молодежь?
В.Т.:  Не физически, а по состоянию души. Ориентация — на активную часть аудитории.

К: В одном из интервью вы нарекали на то, что наша молодежь активна как зрители, но не активна созидательно. И одна из ваших задач — сделать молодежь созидательной.
В.Т.:  Собственно поэтому ГогольFest — образовательный проект. Образование заключается в положительном примере. Вот мы и показываем, что в этой стране можно делать совершенно конкретные вещи. Приходите и делайте. Для этого не нужны деньги — можно прийти и показать свои произведения.

К: Вы о том, что визуальная часть фестиваля была составлена в немалой части из работ аматоров?
В.Т.: Да, часть — это open-программа, часть — курировали галереи. Было много нареканий — мол, не очень высокий уровень и пр. Я все это ясно понимаю. Но за счет того, что мы привлекли много молодежи, которая не охвачена галереями, мы получили непричесанную энергию творчества.
Чтобы пройти между Сциллой и Харибдой, я буду менять концепцию визуальной программы раз в два года. В следующем году это будет строго выстроенный кураторский европейский проект, даже не украинский. Приглашаю мировые фестивали — мультимедийные, художественные — и они будут формировать визуальную часть.

К: То есть у Вас уже есть концепция следующего года?
В.Т.: Сейчас формируется базис следующего фестиваля и ГогольFest 2011 года. Чем серьезнее фестиваль, тем длиннее подготовительный процесс. Звезды и кураторы планируют свой календарь на год-два.

К:  Хотите ли Вы, чтобы ГогольFest стал Киевским биеннале?
В.Т.: Ну, назовешь ты себя биеннале. Насколько я знаю Украинский дом, Наталья Заболотная, планирует биеннале, может, и Пинчук. Я бы с радостью объединил бы эти усилия и сделал бы большой проект — сентябрьское биеннале. Why not?
Что касается театральной части, то сейчас я веду переговоры о постановке с французскими режиссером и сценографом с украинской труппой.

К:  Труппа уже определена?
В.Т.: У меня не слишком большой выбор. Это сложная сцена, экстремальные условия — Арсенал, и это не денежная история, так что актеры академических театров на это вряд ли пойдут. Это могут быть актеры театра «Крыжовник» (Новый театр на Печерске — прим. ред.), или актеры Димы Богомазова, или «Даха»…
Вообще для меня большая проблема формирование украинского шоукейса театральной программы, потому что, приглашая европейских кураторов, я должен показывать тот продукт, который потенциально может быть интересен этим фестивалям. Их не очень интересуют  репертуарные спектакли наших академических сцен. В то же время моя задача — привлечь молодую режиссерскую поросль, а ее катастрофически мало. Им негде и не на чем тренироваться, и они не настолько активны, чтобы делать независимые хулиганские постановки. Их надо учить.

 

Влад Троицкий: «Духовность должна быть, но нельзя быть скотски-серьезным. Надо относиться, в том числе и к себе, с юмором».


К:  Одна из задач ГогольFestа — наряду с образовательной — синхронизировать наше общество с европейским, создать единый культурный контекст?
В.Т.:  Нельзя ничего калькировать. У нас есть своя история — она сложная, со своими нюансами. Важно понимать, что происходит в мире, знать, а не просто утверждать, что мы такие уникальные и талановытые. И при наличии этого знания вести диалог на равных. Не пытаясь копировать, но понимая все технологии.
Сейчас наш театральный мир — это вещь в себе, замкнутая консервативная среда. Она сложно идет на какие-то инновационные вещи, поэтому и Жолдак не удерживается. Те люди, которых 10 лет назад называли «будущим украинского театра» почти все благополучно выехали из страны.  Никто из них не стал здесь руководителем театра. Олег Липцын где-то (создал Театральный клуб Олега Липцына, сейчас работает в США и Франции — прим. ред.), Валера Бильченко где-то (создал и руководил Киевским Экспериментальным театром до 1997 года, сейчас читает лекции в Германии — прим. ред.), Григорий Гладий, Аттила (Аттила Виднянский), который работает в Венгрии и так далее.  Исключение разве что Виталий Малахов (Театр на Подоле — прим. Ред.) и Кучинский во Львове.

К: А программа классической музыки следующего года для Вас также сложна?
В.Т.:  Кстати, в Украине не самая плохая ситуация в академической музыке. У нас сильная школа  — и исполнительская, и композиторская. Но эти люди, скорее всего, будут уезжать, потому что в Украине они находятся в маргинальной зоне — их никто не знает, они не являются здесь авторитетами.

К: Но публика же ломилась на концерты классической музыки на фестивале.
В.Т.:  Да, был биток, публике это нужно. Но, ни о Максе Шалыгине, ни о Вике Полевой, ни о Славе Луневе (украинские композиторы — прим. ред.) практически никто ничего не знает. Собственно поэтому я и хочу запустить понятие нового мейнстрима — модно быть интеллигентным образованным, слушающим хорошую музыку, читающим хорошие книги, смотрящим хорошее кино и хороший театр.

К: Влад, Вы неоднократно говорили, что ГогольFest — это молл, фестиваль фестивалей и пр. Но чего там не может быть?
В.Т.:  Пошлятины, попсы, откровенно коммерческого искусства. Это за гранью.

К: Один из важных для фестиваля вопросов — останется ли у вас «Мистецький арсенал».
В.Т.:  Очень хочется на это надеяться. Не понятно, кто будет во главе, какая будет стратегия в культуре. Недавно появилась идея раздать Арсенал на отдельные инвестпроекты под культуру — тому же Пинчуку, Воронову. И, с одной стороны, это правильно, если государство не может тянуть такой объект, но, с другой, если его разберут на отдельные пространства, то потеряется целостность громадного помещения. Нельзя реконструировать отдельную часть, должно быть единое энергообеспечение, инфраструктура. Могут быть партнерские отношения государства с некими частными институциями, но все равно нужен очень внятный игрок со стороны государства, который понимает, зачем он это делает.

К: Будут ли на следующем ГогольFestе звезды?
В.Т.: Мы не ставим себе задачу приглашать суперзвезд. Сначала я думал о приглашении Кастелуччи (Ромео Кастелуччи — итальянский режиссер-авангардист и гностик — прим. ред.), Остермайера (Томас Остермайер — художественный руководитель берлинского театра «Шаубюне» — прим. ред.), того же Васильева (Анатолий Васильев, создал театр «Школа драматического искусства» в Москве, в последнее время работает во Франции — прим. ред.). Но я понимаю, во-первых, что в рамках Арсенала мы не обеспечим им райдера. И второе — соревноваться с Эдинбургом или Авиньоном с их 30- 40-миллионными бюджетами просто нелепо. У нас другой формат — мы ищем новые труппы, те, что еще не забронзовели. Они может забронзовеют позже. Мы ищем будущее.
Очень хочу на следующий год пригласить «Нейман Банд» (Майкл Нейман - англ. композитор-минималист, известен благодаря музыке к фильмам Гринуэя — прим. ред.). Хочется в рамках ГогольFestа сделать такой подарок Киеву. Хотелось бы Филиппа Гласа (амер. композитор-минималист, опера «Эйнштейн на пляже» и др. — прим. ред.) пригласить, Райха (Стив Райх — мэтр минималистической музыки, эпопея «Пещера» и пр. — прим. ред.).

К: Вы говорили, что на нынешний «Гогольфест» должны были приехать кураторы из Эдинбурга и Авиньона?
В.Т.: С Авиньоном не сложилось. Приехал директор фестиваля из Нанта — это второй после Авиньона театральный фестиваль. И вот мы с ними сговорились и делаем полную гастроль «Даха» в 2011 году в Нант.

К:  Как они оценили уровень ГогольFestа?
В.Т.: Всех гостей поражала атмосфера, потому что у Европы — при всей прекрасности Эдинбурга и Авиньона — есть некая усталость и пресыщенность. А тут голодные люди — и раз праздник на твоей улице. Это дает совершенно другой резонанс спектаклям, они начинают звучать в заряженном энергетически пространстве.

К: Влад, Вы говорили, что бюджет фестиваля — это $500 тыс., и из бюджета вы получили порядка 500 тыс. грн.?
В.Т.:  Реальный бюджет этого фестиваля ближе к $600 тыс. Из 400 тыс. грн., которые обещает выделить министерство автоматически вычитается 10%, то есть остается 360. Аренда Оперы под Раду Поклитару — это еще минус 100 тыс. Итого у нас осталось 260 тыс. грн., которые до нас еще не дошли — их еще нет.

К: Но выбить даже эти деньги из чиновников, которые привыкли финансировать консервативное искусство, на совершенно противоположное — на авангард…
В.Т.:  Худо-бедно, да Н. Гоголю 200 лет, и все попытки Министерства культуры сделать что-нибудь заметное не обернулись ничем. Поэтому было бы совершенно глупо не поддержать готовый продукт. Кроме того, я благодарен Игорю Дидковскому (директор «Мистецького арсенала» - прим. ред.), потому что этого всего без него бы не происходило. Это беспрецедентная ситуация, когда запускают безбашенную компанию на стройку, на государственный объект, и они там что-то творят. Поэтому я говорю — спасибо.

К: А вы продолжаете заниматься собственным бизнесом? Вы говорили, что финансируете фестиваль, в том числе, и из своих средств.
В.Т.: Я — миноритарий. По сути, я беру кредит у своих партнеров под свои будущие доходы, с точки зрения банальной логики делаю очень опрометчивые шаги. Но я не такой богатый, чтобы соревноваться с олигархами.

К: Но единомышленников вы умеете находить. Евгений Уткин настолько увлечен «Гогольфестом»
В.Т.:  Женя — системный меценат. Он столько лет поддерживает Jazz in Kiev и кучу артовских проектов, но таких людей не так много. Большинству наших меценатов важно выехать на белом коне — вот я весь такой прекрасный. Наши попытки найти каких-то союзников — и Женя пытался — пока не увенчались успехом.

К: Какой вам зритель милее — искушенный или нет?
В.Т.: Мало того, что мы делали фестиваль, мы еще и репетировали — немножко шили — «Эдипа». И фактически на публике был первый прогон. Искушенные зрители сказали, что им понравилось. Но там был один сотрудник «Основа Солсиф», который говорил — я вообще в театр не хожу, и охранники, которые, как вы понимаете, тоже в театр не часто ходят. Так вот они сказали, что всю ночь не спали, потому что это произвело на них такое впечатление. Вдруг в том рабочем мусоре, фактически без декораций, рождается другое высказывание — и этическое, и эстетическое, которое переворачивает каждого. Поэтому… Мне важен искренний зритель. Искушенный, слава Богу. Главное, чтоб у него не было мысли, что я все знаю.

К: Нескушный?
В.Т.: Профессиональному критику, если он смотрит 300-400 спектаклей в год, очень сложно. Я им очень сочувствую. Я понимаю, что это невыносимо. Я бы не смог. Но хочется верить, что когда ты встречаешься с настоящим искусством, в тебе просыпается ребенок, а потом уже включается профессионал, анализирует, говорит — это оттуда, это оттуда, такие контексты, такая семантика и пр. Но это afterparty, party должно быть на чувствах. Вот такой мне зритель нужен. Ну, понятно, умный и открытый.

К: Существуют разные режиссерские версии, какие им нужны актеры. Вы говорили, что Вам нужны, опять же понятно, что талантливые, но с бекграундом — чтобы человек читал Томаса Манна и Библию. Вы таких находите?
В.Т.:  Нахожу, в Театральном я собрал какую-то компанию (некоторое время Влад Троицкий вел курс в Университете им. Карпенко-Карого — прим. ред.), и постепенно прикрепляются, приживаются новые. В «Дах» ведь может любой войти. Но «Дах» — это не только репетиции и спектакли. Это тотальное включение — это функционирование театра, организация фестиваля, сложнейшие openair перфомансы. В актере, безусловно, важна личность. Когда я прихожу в театр, за героями пьесы, персонажами, я должен увидеть личность, и она должна мне быть интересна. Чтобы через тексты автора мерцала собственная мысль актера. Это большая редкость. Это надо воспитывать.
Тем более ведь у нас, что такое актер. Пошел в сериалы, стал медийным лицом, вот оно счастье и пришло — деньги и известность. Но к реальному актерству это не имеет отношения. Серьезного кино практически нет в Украине. Театр пока не является универсальным выразителем мыслей интеллигенции. Но, как говорится, поливай сухое дерево и верь — оно расцветет.

К: Труд, труд, ежедневный труд?...
В.Т.: Второй вопрос — что делать это надо без идиотического чувства миссионерства, без иступленной духовности. Духовность должна быть, но нельзя быть скотски-серьезным. Надо относиться, в том числе и к себе, с юмором.

К:  Влад, а Ваше открытое письмо-обращение к украинским политикам — это был серьезный шаг?
В.Т.: Я понимал, что это утопия. Но, с другой стороны, человек я достаточно прагматичный и знаю, что культура для страны часто важнее экономики. Первая ласточка была от штаба Тимошенко. Пока она пошла на встречу с нами первая и единственная. Я сразу сказал, что буду разговаривать только с первым лицом, участие в их предвыборной кампании мне неинтересно — я не буду в ней участвовать ни брэндом фестиваля, ни лично я. Меня интересует стратегия, чтобы я мог планировать работу фестиваля на годы. Я по-прежнему открыт для партнерства.


ДОСЬЕ:
Влад Троицкий — основатель и художественный руководитель Центра современного искусства «ДАХ» (открыт в 1995 году), президент и организатор фестиваля ГогольFest (с 2007 года), создал этно-хаус группу «ДахаБраха». Среди театральных проектов цикл «Україна містична», цикл «…семь дней с Идиотом…», «Чонгор и Тюнде» (Театр им. М. Верешмарты, Венгрия), «ГогольПС» (г.Кечькемед, Венгрия) и др.
Родился в Улан-Удэ в 1964 году. Закончил аспирантуру КПИ (радиотехнический факультет), режиссерский факультет ГИТИС в Москве. Преподавал в Киевском университете театра и кино им. Карпенко-Карого.

 

Статьи по теме
У серпні зустрічайте фестиваль високого мистецтва “Bouquet Kyiv Stage -2024”
У серпні зустрічайте фестиваль високого мистецтва “Bouquet Kyiv Stage -2024”

15-18 серпня 2024 року на території заповідника “Софія Київська” відбудеться вже сьомий поспіль щорічний фестиваль високого мистецтва «Bouquet Kyiv Stage». Цьогорічний фестиваль традиційно об’єднає українське візуальне мистецтво, музику, театр, кіно та бесіди під Ясенем. Більше того, цього року фестиваль стане мистецьким проявом єдності всіх українців та об’єднає у серці Києва українські міста – Харків, Одесу, Херсон, Миколаїв, а також Крим.
30.07 — 322

Закарпаття: райський відпочинок можливий
Закарпаття: райський відпочинок можливий

Відпочинок має дарувати незабутні враження, тому щороку, щойно з'являється нагода, дуже хочеться поїхати куди-небудь. Варіантів для туристів-непосид — багато. Якщо ви збираєтеся на відпочинок, але не знаєте який маршрут обрати, тоді Карпати відпочинок з дітьми Воєводино — це те, що треба!
02.09.23 — 640

"Я хочу вигнати ту наволоч зі своєї землі": у Мережі з'явився трейлер фільму про війну в Україні

Вихід на екрани воєнного екшину "Снайпер. Білий Ворон" запланований на День Незалежності України.
31.07.22 — 1622