Влад Троицкий — человек, без устали поливающий сухое дерево украинской культуры. Этой осенью он в очередной — уже в третий — раз взрывал провинциальную атмосферу Киева авангардным «Гогольфестом». Влад пытается решить сразу несколько эпохальных задач — вписать Украину в мировой культурный контекст, создать отечественную театральную школу, разбудить в молодежи творческий потенциал. Фестиваль европейского уровня у него уже получился.
Беседовал Сергей Примаков, Контракты UA, фото Дмитрия Дятлова
К: Влад, прежде всего, должен признаться, что
снимаю перед Вами шляпу — организовать такое масштабное мероприятие как
нынешний «Гогольфест» — это дорогого стоит. Только представить, что все
это надо свезти в одно место, вписать в стройное расписание концерты,
спектакли, перфомансы и пр., и пр. Вас можно сразу назначать министром
культуры. Но ради чего Вы лично тратите столько энергии и сил,
отнимаете себя у собственного театра?
В.Т.: Увольте — министерское кресло это не для меня. А
занимаемся мы этим потому, что сейчас нас окружает агрессивная
враждебная среда. И задача ГогольFestа — формирование живой культурной
интеллигентной среды, в которой то, чем мы занимаемся, находило бы
резонанс.
Вторая миссия — открывать Украину как для украинцев, так и для мира.
Пока медиа транслируют образ неудачника: Украина — неудачный проект,
все воруют, все плохо. Мы же хотим показать, что нам есть, чем
гордиться, и самое главное — есть, что делать.
К: Но не слишком ли размах, уровень и продвинутость фестиваля для провинциальной Украины? Своевременно ли?
В.Т.: Мы ставим планку не Украина, планка — это мир.
Без всяких комплексов — извините, у нас нет денег, нас все угнетают.
Нет, у нас изначально противоположная установка: мы — сильная страна, с
глубокими традициями и у нас большое будущее. И это дает другое
настроение, энергию публике, и собственно публика и делает фестиваль.
К: Да, публика на ГогольFestе клевая, праздничная.
В.Т.: Напоминало атмосферу оранжевой револиции?! Атмосфера карнавала, чувство радости.
К: А целевая аудитория — это прежде всего молодежь?
В.Т.: Не физически, а по состоянию души. Ориентация — на активную часть аудитории.
К: В одном из интервью вы нарекали на то, что
наша молодежь активна как зрители, но не активна созидательно. И одна
из ваших задач — сделать молодежь созидательной.
В.Т.: Собственно поэтому ГогольFest — образовательный
проект. Образование заключается в положительном примере. Вот мы и
показываем, что в этой стране можно делать совершенно конкретные вещи.
Приходите и делайте. Для этого не нужны деньги — можно прийти и
показать свои произведения.
К: Вы о том, что визуальная часть фестиваля была составлена в немалой части из работ аматоров?
В.Т.: Да, часть — это open-программа, часть —
курировали галереи. Было много нареканий — мол, не очень высокий
уровень и пр. Я все это ясно понимаю. Но за счет того, что мы привлекли
много молодежи, которая не охвачена галереями, мы получили
непричесанную энергию творчества.
Чтобы пройти между Сциллой и Харибдой, я буду менять концепцию
визуальной программы раз в два года. В следующем году это будет строго
выстроенный кураторский европейский проект, даже не украинский.
Приглашаю мировые фестивали — мультимедийные, художественные — и они
будут формировать визуальную часть.
К: То есть у Вас уже есть концепция следующего года?
В.Т.: Сейчас формируется базис следующего фестиваля и
ГогольFest 2011 года. Чем серьезнее фестиваль, тем длиннее
подготовительный процесс. Звезды и кураторы планируют свой календарь на
год-два.
К: Хотите ли Вы, чтобы ГогольFest стал Киевским биеннале?
В.Т.: Ну, назовешь ты себя биеннале. Насколько я знаю
Украинский дом, Наталья Заболотная, планирует биеннале, может, и
Пинчук. Я бы с радостью объединил бы эти усилия и сделал бы большой
проект — сентябрьское биеннале. Why not?
Что касается театральной части, то сейчас я веду переговоры о
постановке с французскими режиссером и сценографом с украинской труппой.
К: Труппа уже определена?
В.Т.: У меня не слишком большой выбор. Это сложная
сцена, экстремальные условия — Арсенал, и это не денежная история, так
что актеры академических театров на это вряд ли пойдут. Это могут быть
актеры театра «Крыжовник» (Новый театр на Печерске — прим. ред.), или
актеры Димы Богомазова, или «Даха»…
Вообще для меня большая проблема формирование украинского шоукейса
театральной программы, потому что, приглашая европейских кураторов, я
должен показывать тот продукт, который потенциально может быть
интересен этим фестивалям. Их не очень интересуют репертуарные
спектакли наших академических сцен. В то же время моя задача — привлечь
молодую режиссерскую поросль, а ее катастрофически мало. Им негде и не
на чем тренироваться, и они не настолько активны, чтобы делать
независимые хулиганские постановки. Их надо учить.
Влад Троицкий: «Духовность должна быть, но нельзя быть скотски-серьезным. Надо относиться, в том числе и к себе, с юмором».
К: Одна из задач ГогольFestа — наряду с
образовательной — синхронизировать наше общество с европейским, создать
единый культурный контекст?
В.Т.: Нельзя ничего калькировать. У нас есть своя
история — она сложная, со своими нюансами. Важно понимать, что
происходит в мире, знать, а не просто утверждать, что мы такие
уникальные и талановытые. И при наличии этого знания вести диалог на
равных. Не пытаясь копировать, но понимая все технологии.
Сейчас наш театральный мир — это вещь в себе, замкнутая консервативная
среда. Она сложно идет на какие-то инновационные вещи, поэтому и Жолдак
не удерживается. Те люди, которых 10 лет назад называли «будущим
украинского театра» почти все благополучно выехали из страны. Никто из
них не стал здесь руководителем театра. Олег Липцын где-то (создал
Театральный клуб Олега Липцына, сейчас работает в США и Франции — прим.
ред.), Валера Бильченко где-то (создал и руководил Киевским
Экспериментальным театром до 1997 года, сейчас читает лекции в Германии
— прим. ред.), Григорий Гладий, Аттила (Аттила Виднянский), который
работает в Венгрии и так далее. Исключение разве что Виталий Малахов
(Театр на Подоле — прим. Ред.) и Кучинский во Львове.
К: А программа классической музыки следующего года для Вас также сложна?
В.Т.: Кстати, в Украине не самая плохая ситуация в
академической музыке. У нас сильная школа — и исполнительская, и
композиторская. Но эти люди, скорее всего, будут уезжать, потому что в
Украине они находятся в маргинальной зоне — их никто не знает, они не
являются здесь авторитетами.
К: Но публика же ломилась на концерты классической музыки на фестивале.
В.Т.: Да, был биток, публике это нужно. Но, ни о
Максе Шалыгине, ни о Вике Полевой, ни о Славе Луневе (украинские
композиторы — прим. ред.) практически никто ничего не знает. Собственно
поэтому я и хочу запустить понятие нового мейнстрима — модно быть
интеллигентным образованным, слушающим хорошую музыку, читающим хорошие
книги, смотрящим хорошее кино и хороший театр.
К: Влад, Вы неоднократно говорили, что ГогольFest — это молл, фестиваль фестивалей и пр. Но чего там не может быть?
В.Т.: Пошлятины, попсы, откровенно коммерческого искусства. Это за гранью.
К: Один из важных для фестиваля вопросов — останется ли у вас «Мистецький арсенал».
В.Т.: Очень хочется на это надеяться. Не понятно, кто
будет во главе, какая будет стратегия в культуре. Недавно появилась
идея раздать Арсенал на отдельные инвестпроекты под культуру — тому же
Пинчуку, Воронову. И, с одной стороны, это правильно, если государство
не может тянуть такой объект, но, с другой, если его разберут на
отдельные пространства, то потеряется целостность громадного помещения.
Нельзя реконструировать отдельную часть, должно быть единое
энергообеспечение, инфраструктура. Могут быть партнерские отношения
государства с некими частными институциями, но все равно нужен очень
внятный игрок со стороны государства, который понимает, зачем он это
делает.
К: Будут ли на следующем ГогольFestе звезды?
В.Т.: Мы не ставим себе задачу приглашать суперзвезд.
Сначала я думал о приглашении Кастелуччи (Ромео Кастелуччи —
итальянский режиссер-авангардист и гностик — прим. ред.), Остермайера
(Томас Остермайер — художественный руководитель берлинского театра
«Шаубюне» — прим. ред.), того же Васильева (Анатолий Васильев, создал
театр «Школа драматического искусства» в Москве, в последнее время
работает во Франции — прим. ред.). Но я понимаю, во-первых, что в
рамках Арсенала мы не обеспечим им райдера. И второе — соревноваться с
Эдинбургом или Авиньоном с их 30- 40-миллионными бюджетами просто
нелепо. У нас другой формат — мы ищем новые труппы, те, что еще не
забронзовели. Они может забронзовеют позже. Мы ищем будущее.
Очень хочу на следующий год пригласить «Нейман Банд» (Майкл Нейман -
англ. композитор-минималист, известен благодаря музыке к фильмам
Гринуэя — прим. ред.). Хочется в рамках ГогольFestа сделать такой
подарок Киеву. Хотелось бы Филиппа Гласа (амер. композитор-минималист,
опера «Эйнштейн на пляже» и др. — прим. ред.) пригласить, Райха (Стив
Райх — мэтр минималистической музыки, эпопея «Пещера» и пр. — прим.
ред.).
К: Вы говорили, что на нынешний «Гогольфест» должны были приехать кураторы из Эдинбурга и Авиньона?
В.Т.: С Авиньоном не сложилось. Приехал директор
фестиваля из Нанта — это второй после Авиньона театральный фестиваль. И
вот мы с ними сговорились и делаем полную гастроль «Даха» в 2011 году в
Нант.
К: Как они оценили уровень ГогольFestа?
В.Т.: Всех гостей поражала атмосфера, потому что у
Европы — при всей прекрасности Эдинбурга и Авиньона — есть некая
усталость и пресыщенность. А тут голодные люди — и раз праздник на
твоей улице. Это дает совершенно другой резонанс спектаклям, они
начинают звучать в заряженном энергетически пространстве.
К: Влад, Вы говорили, что бюджет фестиваля — это $500 тыс., и из бюджета вы получили порядка 500 тыс. грн.?
В.Т.: Реальный бюджет этого фестиваля ближе к $600
тыс. Из 400 тыс. грн., которые обещает выделить министерство
автоматически вычитается 10%, то есть остается 360. Аренда Оперы под
Раду Поклитару — это еще минус 100 тыс. Итого у нас осталось 260 тыс.
грн., которые до нас еще не дошли — их еще нет.
К: Но выбить даже эти деньги из чиновников,
которые привыкли финансировать консервативное искусство, на совершенно
противоположное — на авангард…
В.Т.: Худо-бедно, да Н. Гоголю 200 лет, и все попытки
Министерства культуры сделать что-нибудь заметное не обернулись ничем.
Поэтому было бы совершенно глупо не поддержать готовый продукт. Кроме
того, я благодарен Игорю Дидковскому (директор «Мистецького арсенала» -
прим. ред.), потому что этого всего без него бы не происходило. Это
беспрецедентная ситуация, когда запускают безбашенную компанию на
стройку, на государственный объект, и они там что-то творят. Поэтому я
говорю — спасибо.
К: А вы продолжаете заниматься собственным бизнесом? Вы говорили, что финансируете фестиваль, в том числе, и из своих средств.
В.Т.: Я — миноритарий. По сути, я беру кредит у своих
партнеров под свои будущие доходы, с точки зрения банальной логики
делаю очень опрометчивые шаги. Но я не такой богатый, чтобы
соревноваться с олигархами.
К: Но единомышленников вы умеете находить. Евгений Уткин настолько увлечен «Гогольфестом»
В.Т.: Женя — системный меценат. Он столько лет
поддерживает Jazz in Kiev и кучу артовских проектов, но таких людей не
так много. Большинству наших меценатов важно выехать на белом коне —
вот я весь такой прекрасный. Наши попытки найти каких-то союзников — и
Женя пытался — пока не увенчались успехом.
К: Какой вам зритель милее — искушенный или нет?
В.Т.: Мало того, что мы делали фестиваль, мы еще и
репетировали — немножко шили — «Эдипа». И фактически на публике был
первый прогон. Искушенные зрители сказали, что им понравилось. Но там
был один сотрудник «Основа Солсиф», который говорил — я вообще в театр
не хожу, и охранники, которые, как вы понимаете, тоже в театр не часто
ходят. Так вот они сказали, что всю ночь не спали, потому что это
произвело на них такое впечатление. Вдруг в том рабочем мусоре,
фактически без декораций, рождается другое высказывание — и этическое,
и эстетическое, которое переворачивает каждого. Поэтому… Мне важен
искренний зритель. Искушенный, слава Богу. Главное, чтоб у него не было
мысли, что я все знаю.
К: Нескушный?
В.Т.: Профессиональному критику, если он смотрит
300-400 спектаклей в год, очень сложно. Я им очень сочувствую. Я
понимаю, что это невыносимо. Я бы не смог. Но хочется верить, что когда
ты встречаешься с настоящим искусством, в тебе просыпается ребенок, а
потом уже включается профессионал, анализирует, говорит — это оттуда,
это оттуда, такие контексты, такая семантика и пр. Но это afterparty,
party должно быть на чувствах. Вот такой мне зритель нужен. Ну,
понятно, умный и открытый.
К: Существуют разные режиссерские версии, какие
им нужны актеры. Вы говорили, что Вам нужны, опять же понятно, что
талантливые, но с бекграундом — чтобы человек читал Томаса Манна и
Библию. Вы таких находите?
В.Т.: Нахожу, в Театральном я собрал какую-то
компанию (некоторое время Влад Троицкий вел курс в Университете им.
Карпенко-Карого — прим. ред.), и постепенно прикрепляются, приживаются
новые. В «Дах» ведь может любой войти. Но «Дах» — это не только
репетиции и спектакли. Это тотальное включение — это функционирование
театра, организация фестиваля, сложнейшие openair перфомансы. В актере,
безусловно, важна личность. Когда я прихожу в театр, за героями пьесы,
персонажами, я должен увидеть личность, и она должна мне быть
интересна. Чтобы через тексты автора мерцала собственная мысль актера.
Это большая редкость. Это надо воспитывать.
Тем более ведь у нас, что такое актер. Пошел в сериалы, стал медийным
лицом, вот оно счастье и пришло — деньги и известность. Но к реальному
актерству это не имеет отношения. Серьезного кино практически нет в
Украине. Театр пока не является универсальным выразителем мыслей
интеллигенции. Но, как говорится, поливай сухое дерево и верь — оно
расцветет.
К: Труд, труд, ежедневный труд?...
В.Т.: Второй вопрос — что делать это надо без
идиотического чувства миссионерства, без иступленной духовности.
Духовность должна быть, но нельзя быть скотски-серьезным. Надо
относиться, в том числе и к себе, с юмором.
К: Влад, а Ваше открытое письмо-обращение к украинским политикам — это был серьезный шаг?
В.Т.: Я понимал, что это утопия. Но, с другой стороны,
человек я достаточно прагматичный и знаю, что культура для страны часто
важнее экономики. Первая ласточка была от штаба Тимошенко. Пока она
пошла на встречу с нами первая и единственная. Я сразу сказал, что буду
разговаривать только с первым лицом, участие в их предвыборной кампании
мне неинтересно — я не буду в ней участвовать ни брэндом фестиваля, ни
лично я. Меня интересует стратегия, чтобы я мог планировать работу
фестиваля на годы. Я по-прежнему открыт для партнерства.
ДОСЬЕ:
Влад Троицкий — основатель и художественный руководитель Центра
современного искусства «ДАХ» (открыт в 1995 году), президент и
организатор фестиваля ГогольFest (с 2007 года), создал этно-хаус группу
«ДахаБраха». Среди театральных проектов цикл «Україна містична», цикл
«…семь дней с Идиотом…», «Чонгор и Тюнде» (Театр им. М. Верешмарты,
Венгрия), «ГогольПС» (г.Кечькемед, Венгрия) и др.
Родился в Улан-Удэ в 1964 году. Закончил аспирантуру КПИ
(радиотехнический факультет), режиссерский факультет ГИТИС в Москве.
Преподавал в Киевском университете театра и кино им. Карпенко-Карого.