Контракти.ua

Автор: Павел Ковалев —  23619  —  24.04.17
Прогулка Кропивницким: главное, что должен увидеть турист
Прогулка Кропивницким: главное, что должен увидеть турист

Почему этот город так интересен? Что заставляет ощутить на его улицах буквально провалы во времени, оказавшись во временах, когда Елисаветград был одним из самых передовых среди уездных центров Российской империи? Прежде всего – это архитектурный облик города, сформировавшийся как своеобразный феномен, местный вариант эклектики и модерна. Общая сохранность городских кварталов дореволюционной застройки в Кропивницком довольно высокая - в этом легко убедиться, пройдясь по его улицам и улочкам, любуясь красотой уютных, соразмерных человеку, домиков, буквально обступающих вас со всех сторон, и восхищаясь множеством архитектурных шедевров. Этот город соскучился по туристам, он жаждет открыть им свою красоту, десятки лет спрятанную под поверхностным налетом «провинциальности». Контракты подготовили маршрут, проходя которым, можно увидеть основные достопримечательности города. Ну что же, в путь, дорогие друзья!

Откуда есть пошел «елисаветградский феномен»?

Все началось в конце XVIII века, когда власти империи сознательно сделали город центром притяжения коммерчески активного люда: здесь было разрешено селиться всем, кто обязывался заниматься торговлей. Естественно, это привлекло, в первую очередь, евреев, старообрядцев и немцев. Мало того – желающим поселиться в Крепости Святой Елизаветы (как первоначально именовался город) еще и выдавали 150 рублей «подъемных». При таких стартовых условиях Елисаветград быстро стал важнейшим торговым узлом Центральной Украины. К тому же, он долгое время был «воротами» в колонизируемые причерноморские степи, и даже недолго успел побыть столицей Новороссийской губернии.

«Второй Одессой» - по численности населения и общему богатству жителей - Елисаветград не сделался только по двум причинам: он не был портом, а, кроме того, довольно долгое время был военным форпостом для непрекращающихся войн с турками. А военные, как известно, любят дисциплину и строгость, и не очень жалуют шумный и оборотистый торговый люд… Тем не менее, соседство и сосуществование мундиров, лапсердаков, косовороток и сюртуков успешно продолжалось все время дореволюционного бытия города. А после того, как военное значение Елисаветграда уменьшилось, торговая доминанта в его жизни, наконец-то, стала определяющей. Вот тогда-то, во второй половине XIX века, и начался расцвет его архитектуры: богатые негоцианты вовсю похвалялись друг перед другом и гостями из иных городов своими особняками. Да и на общественные здания и инфраструктурные проекты деньги в городе явно имелись.

Здания театра "Иллюзион" и Гостиного двора на ул. Дворцовой (Паученко)

Уже к концу позапрошлого столетия Елисаветград пафосно именовал себя «маленьким Парижем». Конечно, можно скептически усмехнуться – эко загнули господа провинциалы! Впрочем, эти господа в себе были вполне уверены, а благоустройство и красоту города регулярно отмечались в газетах и путеводителях империи. Елисаветград богател с каждым годом: две трети здешних предприятий были задействованы в переработке сельскохозяйственной продукции. Пшеница и сахар – два «кита» агросектора Украины во все времена, и именно они позволили елисаветградскому купечеству, нажив сотни миллионов, заниматься меценатством и благоустройством. Бурно развивалось в городе и машиностроение, связанное с сельским хозяйством: эту продукцию выпускали более десятка заводов, с основном, принадлежавших немцам. Однако самый мощный из них – завод Эльворти - был основан в 1874 году не кем-нибудь, а англичанами (в советское время он стал знаменитым заводом «Красная звезда», в 2016-м историческое название возращено).

Интересные факты:

Всероссийская перепись 1897 года зафиксировала, что в Елисаветграде проживало 61,4 тыс. человек. Это был четвертый по численности населения уездный город империи (после Двинска-Даугавпилса, Либавы-Лиепаи – оба города находятся в Латвии, и соседнего Кременчуга, в котором было всего на две тысячи человек больше). В Елисаветграде жило больше людей, чем в некоторых губернских центрах, к примеру, Чернигове, Херсоне или Полтаве.

Елизаветградский трамвай в год открытия

К 1897 году в городе уже были все признаки цивилизации того времени: телеграф, канализация и водопровод с более чем тремя сотнями колонок (к слову, вода была платной). И аккурат в этом же году, 25 июля, в Елисаветграде появился трамвай – четвертый в империи, после киевского (1892), нижегородского (1896) и екатеринославского (днепровского: открылся на месяц раньше, в июне 1897-го). Ни в Петербурге, ни в Москве, ни в Одессе, ни в Варшаве – крупнейших городах, согласно все той же переписи, – этого электрического чуда техники, символизировавшего прогресс так же, как телефон и автомобиль, еще не было. Однако на территории Украины трамвай был пятым по счету, т.к. во Львове, входившим в Австро-Венгрию, его запустили в 1894 году, а в Черновцах – 18 июля 1897 года, не неделю раньше Елисаветграда.

Крепость: город начинался отсюда

В 1754 году на картах украинского Правобережья появился звездообразный многоугольник. Правда, увидеть его причудливую форму с воздуха могли только птицы. Форму крепость сохраняет и сейчас – ее очертания выглядят довольно эффектно, но… увидеть это можно по-прежнему разве что с высоты, желательно – вообще из космоса. Ныне крепость – это отлично сохранившиеся, но основательно заросшие, валы, рвы и бастионы.

Интересный факт:

Крепость Святой Елизаветы – самая большая сохранившаяся в видимых очертаниях земляная крепость в Украине.

На территории «матери города» вот уже более двух столетий – военный госпиталь. После Второй Мировой войны здесь построили эффектный мемориал, в наши дни дополненный стендами на аллее в честь героев АТО.

Крепость лишь однажды напрямую участвовала в войне, выдержав в 1769 году осаду крымского хана во время последнего в истории татарского рейда на украинские земли. Больше отличалась она в борьбе с иными врагами имперского порядка – например, гайдамаками и запорожцами Однако с падением Сечи в 1775 году крепость потеряла стратегическое значение, и в 1784 году была вовсе превращена в военный склад. В зданиях частично сохранившихся казарм, где некогда квартировал полк под командованием молодого генерала Михаила Кутузова, тогда-то и расположился госпиталь.

Греческая церковь: неоскверненная святыня

Фото - П. Ковалев

При подходе к мосту через реку Ингул нас встречает Рождественский собор – памятник архитектуры 1812 года постройки. Храм был заложен в слободе греческих переселенцев возле крепостных укреплений. Он никогда не закрывался, единственный в городе благополучно пережив безбожные советские времена. В нем сохранились не только иконы XVIII века, но даже метрические книги, первые записи в которых датируются 1792 годом. Ныне собор является кафедральным.

Почти напротив храма, на берегу реки, находится примечательное здание Окружного суда, а недалеко, также на набережной – не менее интересное здание Института культуры.

Художественный музей: сокровища в бывшем Пассаже

Фото - П. Ковалев

Перейдя мост, мы практически сразу видим по левую руку импозантное здание, в котором очевидны черты гостиницы или торгового заведения дореволюционных времен. Так и есть: перед нами – «Пассаж Шполянского», построенный в 1893 году, где действительно находились гостиничные номера и шикарные магазины. В советское время здание занимали различные учреждения. А с 1991 года его передали художественному музею (Музей искусствartmuzeum.kr.ua).

В здании сохранились интерьеры фойе и ряда залов. Собрание музея изначально было довольно значительным: грошовитые елисветградские купцы не жалели денег для коллекций, которыми украшали свои «маленькие, но гордые» особняки, а музей начали формировать уже в 1921-м, собрав туда все, что не было разграблено в революционную смуту. Конечно же, большой ущерб собранию был нанесен во времена Второй Мировой войны, но со временем удалось снова выйти на очень высокий уровень коллекционного собрания.

Преображенский собор: бывшая обитель старообрядцев

Фото - П. Ковалев

Если повернуть направо, на улицу Преображенскую, то сразу за рынком мы увидим Спасо-Преображенский собор. Он тоже имел конфессиональную особенность – его построили старообрядцы, община которых в первые 100 лет существования города была очень влиятельна. Храм возвели в 1813 году, когда старообрядцы Елисаветграда пребывали на пике финансового могущества. Однако уже через полвека большинство из них перешло в православие.

В советское время в здании разместили картинную галерею. Отсюда она и «перебралась» в пассаж Шполянского.

Памятник «отцу города»: как один мэр улицу в честь себя называл

Фото - П. Ковалев

Возвращаемся на Большую Перспективную. Далее по улице находится ряд интересных зданий, среди которых особо выделяется почтамт 1893 года постройки на углу с улицей Гоголя. На другой стороне, на месте мэрии (здание в сталинском стиле), до конца 1940-х годов стоял кафедральный Успенский собор. Перед мэрией - памятник Александру Пашутину (1846-1905) – рекордно многолетнему городскому голове (с 1878 года до смерти), классическому «отцу города», а заодно историку и краеведу, автору «Исторического очерка Елисаветграда». Именно при Пашутине сформировался неповторимый стиль городской архитектуры и появились все признаки передовой урбанизации – от водопровода до трамвая.

Интересный факт:

Переименование Пашутиным улице Невской в Пашутинскую во время празднования 25-летия пребывания его в должности городского головы (1903 год) являлось уникальным случаем в истории Российской империи: улицу назвали именем муниципального чиновника не просто при его жизни, но и во время нахождения у власти. Пашутин подписал распоряжение об наименовании улицы в честь себя, что обычно было характерно только для особ царствующей фамилии. Как видим, тщеславие некоторых чиновников, даже самых прогрессивных, и в те времена иногда «зашкаливало».

Затем Большая Перспективная выводит на главную площадь города – Героев Майдана, где все еще возвышается постамент от памятника Кирову (город, по причине своего названия, был одним из немногих, где на центральной площади стоял монумент кому-либо иному из деятелей революции, а не товарищу Ленину).

За углом облсовета: больница известного антрополога

Фото - Р. Маленков

За мрачноватым серым зданием, в котором расположены областные совет и администрация (некогда оно было намного более привлекательным, и даже имело башню с часами), на углу с улицей Черновола, находится бывшая больница Вайсенберга (ул. Чмиленко, 74). Это примечательное здание построено в 1898 году в интересном сочетании неоготики и необарокко.

Самуил Вайсенберг (1867-1928) был не только гинекологом, известным во всей империи (лечиться у него не гнушались и дамы из знатных сословий), но и видным антропологом, изучавшим своих соплеменников, а также караимов и татар. Он хотел выяснить т.н. «хазарский вопрос»: происходят ли евреи восточной Европы от потомков Хазарского каганата – иудаистского государства, разгромленного в Х веке князем Святославом. За эти труды Вайсенберга сделали доктором известнейшего Гейдельбергского университета в Германии.

Конец его жизни был печален: большевики оставили Вайсенбергу одну комнату в его же бывшем доме, а потом и вовсе поселили в коммуналке. От огорчения выдающийся врач и ученый умер 61 года от роду, в бедности и забвении.

Дом со змеями: а был ли тут бордель?

Фото - П. Ковалев

На другой стороне площади Героев Майдана, вдоль Большой Перспективной, стоит ряд старинных зданий, в которых ранее располагались отели. Однако наиболее примечателен дом № 84/37, на углу с улицей Чмиленко, по фасадам которого «сползают» каменные змеи, держащие в пасти яблоко. Понятное дело, что здание со столь двусмысленной символикой породило легенды о нахождении в нем дома терпимости. Так ли это, точно неизвестно. Зато сейчас в доме находятся несколько государственных организаций, а по соседству - торговый центр.

Теперь нам нужно от дома со змеями идти вперед по улице Чмиленко. И вскоре перед нами предстанут главная городская синагога и музыкальная школа № 1.

«Их там таки было»: роль евреев в истории города

Хоральная синагога. Фото - Т. Доненко

Один их самых стильных ансамблей «елисаветградского модерна» – комплекс из Хоральной синагоги и дома раввина (их фото авторства Н. Шестаковой вынесено как заглавное к статье). Сооружения эти строили, соответственно, два самых видных архитектора города тех лет – Яков Паученко и Александр Лишневский (о них мы рассказывали в предыдущей статье, в разделе «Царство кирпичного модерна».)

Синагога в мавританском стиле – безусловно, одна из самых запоминающихся по архитектуре среди своих «сестер» в украинских городах. Она была возведена в 1897 году. С середины 1920-х в здании последовательно размещались рабочие клубы, здесь показывали раритетные фильмы, тренировался известный танцевальный ансамбль «Ятрань». В 1994-м помещение вернули общине, а через четыре года открыли музей «Евреи Елисаветграда» - первый подобного рода в Украине!

Интересные факты:

Евреям в начале XX в. принадлежало большинство мельниц, заводов и табачных фабрик города. На средства Льва Бродского в Елисаветграде была построена упомянутая ранее трамвайная линия. Характерно, что в оконном проеме трамвайного депо была установлена звезда Давида, и весь персонал, включая кондукторов, был еврейским.

Евреи были и пионерами фотодела в городе: к 1915 году все 15 фотоателье принадлежали лицам этой национальности.

Из 24 учебных заведений до революции 11 были еврейскими. Врачи в городе также большей частью были евреи.  

"1919 год. Евреи бегут от погрома". Картина Иссахар-Бер Рыбака (1897-1935)

Такая большая роль и такое процветание еврейской общины не могли оставаться незамеченными и «безнаказанными»: в Елисаветграде произошел целый ряд крупных погромов, связанных с важнейшими событиями в политике империи. Так, погром в апреле 1881 года «приурочили» к убийству народовольцами (среди которых не было ни одного еврея) императора Александра ІІ. После издания Николаем ІІ Манифеста 17 октября 1905 года, провозглашавшего политические свободы, в городе вновь произошел погром. Но наиболее страшный погром случился 15 мая 1919 года: взявшие город части атамана Григорьева убили, по разным данным, от полутора до трех тысяч человек (этот эпизод отражен в приведенной выше картине уроженца Елисаветграда И.-Б. Рыбака). Бесчинства прекратила Красная Армия, что лишний раз убедило ее противников, что большевики и евреи – заодно. Тем более, что два виднейших деятеля большевистской революции – Лев Троцкий (Бронштейн) и Григорий Зиновьев (Радомысльский) – были из здешних краев (Троцкий – из Елисаветградского уезда, Зиновьев – уроженец города).

В 1926 г. в Зиновьевске проживало около 18,5 тыс. евреев (27,6% населения). И даже несмотря на последствия нацистской оккупации, еще в 1979-м евреями, по переписи, называли себя более 5 тысяч человек – около 2% населения города. Потом они почти все выехали или умерли, и в 2001-м евреев насчитали всего 250 человек – 0,1% населения.

Как дом раввина немцев и евреев объединил: парадоксы Елисаветграда

Фото В Чепелика

Стоящий на противоположной стороне улицы Чмиленко дом раввина (в котором, кстати, раввин так и не поселился, сочтя особняк слишком пафосным для себя) символически объединил в своей истории евреев и немцев – выдающихся музыкальных деятелей. Он известен как дом Мейтуса – по имени родившегося здесь композитора Юлия Мейтуса (1903-1997). Его отец был владельцем частной клиники, и при этом страстным меломаном – потому его дом стал центром притяжения всей музыкальной общественности Елисаветграда. Постоянно бывал в гостях у Мейтусов и композитор немецкого происхождения Густав Нейгауз (1847-1938), имевший в городе свою музыкальную школу. Сын Густава – Генрих (1888-1964) - стал известным пианистом и педагогом. Потому музыкальная слава здания «перекрыла» его религиозную и врачебную «репутации»: с 1940 года здесь открылась музыкальная школа. На доме установлены мемориальные доски Генриху Нейгаузу и Юлию Мейтусу.

Повернув от синагоги по улице Пашутинской, через квартал окажемся на пересечении с улицей Паученко (быв. Дворцовой) – главным пешеходным променадом города. Здесь стоят два очень интересных объекта – здания краеведческого музея и бывшей больницы Гольденберга.

Особняк Барского: судьба первой жертвы рэкета

Фото - Р. Маленков

Этот элегантный особняк, принадлежавший промышленнику Абраму Барскому, неизменно привлекает внимание - даже на фоне прочих ярких памятников архитектуры Кропивницкого. Прежде всего, потому, что на фоне, в большинстве своем, краснокирпичных фасадов иных частных и общественных зданий, он окрашен в белый цвет. Во-вторых, декор фасадов безошибочно выдает эпоху модерна, причем самый ее расцвет.

Удивительно, но столь небольшой дом возводился целых 15 лет – с 1895-го по 1910-й. Его архитектором был Александр Лишневский. Внешний декор особняка наполнен смыслами, понятными посвященным – ведь на дворе стояла эпоха символизма, когда каждая строфа в поэзии, мазок кисти или жест скульптуры получал потаенное значение. Наиболее «прозрачна» символика мельничных жерновов – Барский разбогател на мучном бизнесе. Павлины и цветы символизируют процветание, а пеликан, отгоняющий змей от гнезда – семью, заботу и материнство. Конечно же, у особняка, как и полагается столь обильно украшенному сооружению «с историей», есть и своя печально-романтическая легенда: якобы, женские головы на фасаде – с открытыми и закрытыми глазами соответственно - олицетворяют умершую дочь владельца. Но это всего лишь символы дня и ночи.

Интересные факты:

На самом деле, трагически оборвалась жизнь самого Барского. Богатый негоциант стал одной из первых в Российской империи официально признанных жертв рэкета. Правда, в те годы рэкет носил политическую подоплеку: купцов и промышленников по всей империи активно шантажировали анархисты, большевики и прочие левые, угрожая в противном случае забастовками, терактами и иными «прелестями» борьбы пролетариата (причем обычно о намерениях борцов за счастье народное сам пролетариат ничего не ведал, за исключением идейно озабоченных и финансово прикормленных активистов на предприятиях). Особенной наглостью отличалась именно елисаветградская «ОПГ»: здешние якобы революционеры требовали от крупных купцов города (в первую очередь, своих же соплеменников-евреев) по 500 рублей, а от средних- по 300.

Барский «имел в виду» местных предшественников Мишки Япончика – и за это был показательно убит: 28 августа 1907 года его застрелили из браунинга прямо на выходе из синагоги, на глазах у жены. Так что пожить в особняке заказчику строительства так и не довелось.


Интерьер особняка Барского. Фото - со страницы краеведческого музея в Фейсбук

Сын Абрама Давидовича продал бизнес от греха подальше (у Барского-старшего оказались еще и долги, так что семья попала в очень сложное положение). К слову, наглое убийство столь уважаемого жителя города раскололо еврейскую общину, как и все купеческое сословие Елисаветграда, а заодно вызвало перестановки в местном полицейском управлении.

Музею здание было передано в 1929 году. После военных утрат – десятки тысяч экспонатов были вывезены в Германию или попросту погибли – он снова открылся в 1946-м. А уже в период Независимости экспозиция, во многом, пополнилась за счет знаменитой коллекции Ильина, обнаруженной в доме скромного электрика в 1993 году (о ней рассказывалось в предыдущей статье, в разделе «Тайная комната электрика»). Так что советуем обязательно посетить этот музей (kokm.kr.ua) – ведь иначе невозможно будет составить представление о самой легендарной частной коллекции Украины.

Ныне филиалами музея являются: дом-музей Марка Кропивницкого, «хутор Надия» - родовая усадьба славного рода Тобилевичей, и находящийся на территории хутора единственный в стране музей украинского хореографического искусства.

Нервы лечатся вином: семейный бизнес доктора Гольденберга

Фото - П. Ковалев

Непосредственно на углу улиц Паученко и Пашутинской, под № 45/35, находится историческое здание больницы Исаака Гольденберга, врача-невропатолога. Оно возведено в неомавританском стиле: тут есть и декоративная плитка, и цветной кирпич, и многочисленные украшения по фасаду.

Гольденберг следил за новейшими методами лечения: в его заведении использовались едва ли не самые прогрессивные на то время процедуры: лечебные ванны, комплексный душ, включая душ Шарко, ультрафиолетовое облучение, аэротерапия. Доктор занимался также изучением гипноза, и всерьез рассматривал этот метод как один из «прорывных» в лечении нервных болезней. Слава о нем, также как и о Вайсенберге, шла по всей империи – сюда ехали из Одессы, Екатеринослава, Киева, Житомира и даже столичных городов.

Интересный факт

В первом этаже больницы супруга Исаака Абрамовича держала магазин, где… торговала вином. Семейный бизнес преподносился доктором как необходимая часть методов лечения – считается, что именно он сделал открытие, которое сформулировал так: «алкоголь в малых дозах полезен в любом количестве». Наверное, потому клиника Гольденберга была более популярна, чем иные аналогичные заведения «строгого режима», где больных держали в холодных ваннах, кололи играми и заставляли проходить прочие малоприятные процедуры без всякой компенсации в виде стаканчика-другого отменных вин - как местных, так и европейских.

Далее нам нужно пройти четыре квартала по улице Паученко в сторону возрастания нумерации зданий. Под № 89 мы увидим здание в неорусском стиле. Здесь находится музей художника Александра Осмеркина.

Судьба одного живописца: от Сезанна до Сталина

Фото - Arcitec wiki

Наверное, это самый неожиданный из городских музеев (osmerkinmuseum.kr.ua) – потому что посвящен он человеку, долгое время забытому, не очень известному и сейчас. Однако Александр Осмеркин (1892-1953) был очень популярным художником первой половины ХХ века.

Музей был открыт в 1994 году в доме, который построил для себя Яков Паученко – родной дядя Осмеркина. Таким образом, здание хранит память сразу о двух выдающихся людях. Увы, оригинальные интерьеры 1899 года были уничтожены при ремонте в 1950-х…

Фото - lib.kr.ua

Кто же такой Александр Осмеркин? Он - ученик Николая Рериха, участник очень влиятельного и новаторского в предреволюционные годы художественного объединения «Бубновый валет». В его творчестве ранних лет, как и в натюрмортах и пейзажах, которые он писал до конца жизни, явно прослеживается влияние Сезанна. Начиная с 1920-х, проникшись идеями революции и социалистического строительства, Осмеркин начинает писать картины на эту тему в реалистической манере – и получает признание властей. Казалось, быть ему до конца дней очередным скучным мэтром, рисующим вождей, пионеров, летчиков и прочих персонажей развитого сталинизма.

Однако в 1947 году Осмеркина все равно обвинили в «пропаганде западной живописи», уволив из всех учебных заведений, где тот преподавал. Однако затем, учитывая известность художника, ему дали шанс исправиться в глазах советской власти, написав картину на производственную тему с красноречивым названием - «Передовые люди автозавода имени Сталина». Два года работы над «творением», которое художник «выдавливал» из себя в страхе остаться голодным и быть репрессированным, не помогли: полотно отвергли. После этого живописца разбил инсульт, и вскоре он умер. Правда, скончался, как настоящий мастер: за мольбертом, с кистью в руках.

Лучшими произведениями Осмеркина так и остались его картины в стиле Сезанна - особенно предреволюционного периода и первой половины 1920-х, когда он творил, не оглядываясь на власть.

Теперь проследуем назад по улице Паученко. Вновь минув особняк Барского, пересекаем Большую Перспективную - и вступаем на самую интересную часть этой улицы.

Выставка стилей: вдоль пешего променада

Дом Харлаба. Фото - М. Красун

По правую руку, на углу с улицей Декабристов, под № 17, находится особняк в неоклассическом стиле. Это бывшее здание Петроградского международного кредитного банка (или дом Харлаба, по имени первого владельца). Это здание (1914 г.) было посленим творением Якова Паученко – он умер, работая над его чертежами. Сейчас здесь находится ресторан.

Напротив, по другой стороне улицы Декабристов, стоит здание областной библиотеки для юношества - бывший особняк Марущака.

Особняк Марущака. Фото - П. Ковалев

Далее идет квартал сразу с несколькими памятниками архитектуры. Бывший дом К. Соколова-Бородкина (№ 5) был построен в середине XIX века по проекту тогдашнего городского архитектора Андрея Достоевского, брата писателя. В 1890-х годах его переоборудовали по отель «Версаль». Под № 7 в наше время располагается корпус школы искусств, а ранее был кинотеатр «Иллюзион». Здание также строил Яков Паученко.

В доме № 9 - бывшем Гостином дворе - находится областное управление СБУ.

Гостиный двор. Фото - М. Красун

Рядом стоит памятный знак елисаветградскому трамваю – колеи первого маршрута шли именно по этой улице.

В целом, фактически каждое здание на этой части улицы заслуживает отдельного рассказа: только вдоль трех кварталов находится около 20 памятников архитектуры, включая перечисленные выше.

Театр: корифеи начинали здесь


Фото - В. Полищук

Улица Паученко вывела нас на площадь перед городским театром. Здание возведено в 1865 году. А 27 октября 1882 года в нем состоялся спектакль «Наталка-Полтавка», где впервые в «золотом составе» сыграла труппа Марка Кропивницкого. В составе труппы были все будущие мэтры сцены - Николай Садовский, Панас Саксаганский, Мария Заньковецкая и иные. На этой славе театр (а с ним теперь и весь город) «едут» до сих пор - достаточно посмотреть хотя бы на адрес театрального сайта: teatr-koryfeiv.com.ua.

Правда, был период, когда город вообще остался без труппы: в 1930-м его коллектив, непонятно почему, перевели в Чернигов. Ждать местным театралам пришлось девять лет – до тех пор, пока в 1939-м создали Кировоградскую область. А областному центру в СССР театр полагался «по рангу». Потому он и был возрожден, получив в 1940-м имя Марка Кропивницкого.

Район Ковалевка: юнкера, Ленин и благотворительность

Вид кавалерийского училища в начале ХХ века

Район, прилегающий к театру с северо-запада, называется Ковалевкой. Здесь в середине XIX века были построены здания Юнкерского Кавалерийского училища (см. раздел первой статьи - «Город кавалеристов и пилотов»). Находящийся в центре района парк долгое время был плацем училища. В центре парка в 1925 году поставили первый в Украине полноценный памятник Ленину (об этом рассказано в соответствующем разделе первой статьи). Ныне в парке находится городская филармония, открытая в 1954 году.

Комлекс сооружений, где некогда обучали бравых кавалеристов, включает трехэтажный дворец, штабной и учебный корпус, манеж и конюшни. Он все также принадлежит военным: с 2013 года в главном здании находится лицей соотвествующего профиля.

За парком, в жилой части района, есть еще несколько примечательных объектов. Так, на улице Олефиренко, 14, стоит Покровская церковь, построенная в неовизантийском стиле в 1849 году (проект архитектора К. Тона). В советские времена храм использовался как склад.

От храма, по той же улице Олефиренко, проходящей вдоль границы парка, подходим к зданию под № 6. Училище, наследником которого является машиностроительный колледж, сыграло очень большую роль в жизни города. Оно появилось в 1870-х годах благодаря стараниям упоминавшегося городского головы Пашутина. С конца 1890-х учебное заведение расположено в этом, специально для него построенном, здании. В период Первой Мировой в этом помещении находились различные эвакуированные учреждения и военные части.

Фото - П. Ковалев

Прекратив работу после событий 1918-20 годов, учебное заведение было возрождено в 1930-м как техникум сельскохозяйственного машиностроения, и с тех пор, за исключением перерыва во время немецкой оккупации, деятельности своей не прекращает.

Славу Реального училища составили как его выдающиеся преподаватели, так и ученики. Тут читали лекции филолог Виктор Григорович (1815-76), памятник которому стоит перед зданием, историк Владимир Ястребов (1855-98), естествоиспытатель Гавриил Близнин (1838-1901). Это учебное заведение закончили такие известные люди, как актеры Николай Садовский (1856-1933), Панас Саксаганский (1859-1940), Гнат Юра (1888-1966), композитор и дирижер Кароль Шимановский (1882-1937), поэт Евгений Маланюк (1897-1968), писатель Юрий Яновский (1902-1954), меценат и издатель Евгений Чикаленко (1861-1929), политолог и историк Ольгерд Бочковский (1885-1939), академик-машиностроитель Георгий Проскура (1876-1958), уже упоминавшийся художник Александр Осмеркин.

Святая Анна для Елисаветграда: история благородной женщины


Больница Св. Анны. Фото - Р. Маленков

Далее идем один квартал вперед, на улицу Анны Дмитрян, 1. Ныне в этих стенах – роддом. Что вполне символично: у здания изначально была «женская» история. Больница Святой Анны, первый камень в фундамент которой заложили в 1902 году, была построена на средства благотворительницы греческого происхождения Анны Матраки (по мужу – Дмитрян; 1843-1913). Эта уроженка города Новомиргорода (Кировоградская область), овдовев в 41 год, и вскоре после этого потеряв еще и дочь, отдала нажитый совместно с покойным мужем капитал, а также наследство отца, на благотворительность - в частности, профинансировав строительство двух медицинских заведений (вторую возвели в ее родном городе).

Первым архитектором здания стал Александр Лишневский, но Анне Михайловне его чертежи не понравились, и она отдала предпочтение проекту Якова Паученко. Здание строилось два года, и было готово к 1904-му.

Больницу возвели в 200 метрах от ее собственного особняка, который также сохранился до наших дней. Так как имя умершей дочери госпожи Дмитрян также было Анна, то больницу назвали именем святой покровительницы обеих женщин.

Интересные факты

Анна Михайловна принимала активное участие в планировании здания: например, она постоянно подчеркивала необходимость возведения на территории отдельного жилья для врачей. Она предлагала разбить сквер с аллеями, освещаемыми в ночное время электрическими фонарями, инициировала строительство фонтана, который, кроме эстетической цели, служил еще и своеобразным кондиционером. Дмитрян настояла, чтобы на полу больничных палат, поверх терракотовой плитки, настелили еще и дубовый паркет, дабы улучшить тепловой режим. Когда возникла проблема с утеплением труб водяного отопления, Анна Михайловна выбрала из нескольких способов качественный и дорогой - с использованием асбестового теста.

От здания бывшей больницы наш путь лежит на улицу Чикаленко, 1, где расположен музей завода Эльворти (известного до 2016 года под названием «Красная звезда»).

Принесенные британским ветром: как два англичанина Елисаветград прославили

Фото - lom49.io.ua

Британцы Роберт (1846-1925) и Томас (1847-1891) Эльворти в 1874 году основали в городе предприятие по выпуску сельхозмашин. В Елисаветграде они оказались, в общем-то, случайно, объезжая аграрное районы России и выбирая место для завода. Решающими факторами для них стала близость железной дороги, наличие дешевой рабочей силы и расположение в центре огромного сельскохозяйственного края. К тому же, в соседнем Кременчуге уже было несколько таких заводов, и конкуренция там была бы весьма велика, а вот в тихом Елисаветграде можно было надеяться на быструю «раскрутку». Что братьям и удалось.

Первые модели сельскохозяйственных машин британцы собирали, конструировали и продавали сами. Роберт играл роль главного конструктора, а Томас – менеджера. Вскоре продукция английского качества начала пользоваться большим успехом, что отметили их главные конкуренты на инженерном поприще – немецкие фабриканты. Уже через десяток лет фирма открыла свои филиалы в родной братьям Британии, а позже – и в США. Это был безусловный успех – о Елисаветграде заговорили за океаном. Город стал восприниматься как промышленный центр, заслуживающих инвестиций.

Роберт уехал в Англию в 1913-м, и заводом управляли его доверенные лица. Семья Эльворти владела предприятием до большевистской революции, после которой, понятное дело, производство было национализировано. Но и при советской власти завод свою деятельность успешно продолжил – например, здесь собирали едва ли не первые в УССР трактора. Продукция предприятия востребована и сейчас.

В начале 2000-х в доме, где жил Роберт с супругой и находилась контора заводоуправления, открыли музей (elvorti.com/museam), а перед ним установили памятник этим двум замечательным джентльменам.

От завода Эльворти можно отправиться назад - в район Большой Перспективной, на площадь Дружбы Народов при пересечении с улицей Маланюка, где стоят два современных символа города - памятник Ангелу-хранителю (2004 год) и Благовещенский собор (2014 год).

И не забудьте посетить парк миллиона тюльпанов!


Дендропарк в пору цветения тюльпанов. Фото - lookmytrips

Прогулку по Кропивницкому стоит завершить поездкой в здешний Дендропарк (dendropark.com.ua) - один из самых известных парков такого рода в областных центрах Украины. Для этого вам снова нужно на другой берег Ингула, через уже знакомый мост, мимо Греческой церкви и заезда на Елисаветградскую крепость.

Дендропарк открылся в 1958 году на площади 45 га. Уже в 1972 году он стал памятником природы, но настоящая слава к нему пришла в наши дни. Дело в том, что к середине 2000-х его реконструировали, причем кардинально, высадив множество сортов тюльпанов, закупленных в Нидерландах. Сейчас в дендропарке насчитывается свыше 100 сортов различных цветов и оттенков: фиолетовые, черные, зеленые, красные, фиолетово-белые… Есть тут и тюльпаны, именуемые "попугаями" - похожие на большие маки. Число ежегодно расцветающих тут тюльпанов доходит до 2 миллионов!

В 2008 году дендропарк был признан лучшим парком в Украине. На его территории находится развлекательная зона с более чем 40 аттракционами. И конечно же, здесь множество кафе и ресторанов. В одном из них и стоит восстановить силы после насыщенной прогулки по «самому центральному городу Украины», который дарит свои неожиданные сокровища каждому, кто почтит его своим вниманием.

Павел Ковалев

Статьи по теме
«Матусина копія»: Лілія Ребрик показала перші кроки доньки на танцювальному паркеті
«Матусина копія»: Лілія Ребрик показала перші кроки доньки на танцювальному паркеті

Ведуча програми «Ранок з Україною» на каналі «Україна» й акторка Лілія Ребрик поділилась зворушливим відео, на якому її старша донька Діана тільки починає займатись танцями.
21.09.21 — 1308

«Ти моя підтримка»: Лілія Ребрик вийшла на сцену театру разом з чоловіком
«Ти моя підтримка»: Лілія Ребрик вийшла на сцену театру разом з чоловіком

Ведуча програми «Ранок з Україною» на каналі «Україна» й акторка Лілія Ребрик зіграла головну роль у новій виставі «Ін’єкція безсмертя». Її героїня прожила не одне життя, адже вона – безсмертна. Лілія розповіла про підготовку до прем’єри, а також про спільну роботу з чоловіком Андрієм Диким, який поставив хореографію для цієї вистави.
14.09.21 — 1096

Для празднования 400-летия Хотинской битвы организуют трехдневный фестиваль
Для празднования 400-летия Хотинской битвы организуют трехдневный фестиваль

В Государственном историко-архитектурном заповеднике «Хотинская крепость» готовятся к празднованию 400-летия Хотинской битвы, состоявшейся в 1621 году. В начале осени там планируют организовать трехдневный фестиваль.
20.01.21 — 1614