В этой колонке немного поговорим о вещи, которая кажется очевидной, но для многих почему-то остается тайной за семью печатями. Речь пойдет о налогообложении чиновников.
Простой вопрос — платят ли чиновники (госслужащие) налоги почему-то многих ставит в тупик. Они считают, что действие, называемое «уплатой налогов» само по себе делает некое лицо налогоплательщиком, то есть «наполнителем бюджета». Что интересно, эти же люди страшно переживают за чиновников (называя их «бюджетниками»), когда речь вдруг заходит о сокращении налогов или доходов бюджета. То есть, связь между доходами бюджетников и доходами бюджета для них очевидна, а вот факт того, что чиновник не платит налогов, поскольку получает, благодаря им, свой доход, остается непостижимым.
Простая аналогия этой ситуации, рожденная добрыми людьми на просторах интернета такова: представьте, что некто зачерпывает кружкой из ванны и часть воды из кружки отливает обратно в ванну. Вот этот «отлив» и есть налогообложение чиновника. Вы свой доход получаете в результате добровольного обмена с другими людьми. Часть этого дохода принудительно изымают чиновники, это называется «налог». «Налоги» в широком смысле (то есть, собственно налоги, плата за государственные «услуги», прямые кредиты НБУ, займы) образуют «бюджет» и из этого бюджета, то есть, из ваших налогов, чиновник имеет свой доход. Тот факт, что часть этого дохода он возвращает в бюджет в виде «налога» ничего не меняет в сути происходящего. Можно рассматривать «налоги» в случае чиновника, как своего рода дисконтирование ставки заработной платы. Госслужащие могли бы совершенно официально не платить никаких налогов, получая, может быть, немного меньше за свой «труд».
Думаю, не последнюю роль в отказе признать очевидное играет некоторая нерациональность этой ситуации. Возникает простой вопрос - а зачем тогда это нужно? Если чиновники получают доход из налогов других людей, почему они сами платят налоги? И это действительно интересный и важный вопрос.
Эволюция в процессе расширения государства отобрала весьма специфические налоги как наиболее эффективные для государства. Налоги должны быть незаметными для налогоплательщика, он не должен понимать, сколько и когда он платит, налоговая система в целом должна быть сложной и должна все время меняться. Поэтому преимущество имеют косвенные налоги, налогообложение предприятий, а не физических лиц, в общем, идеальной является ситуация, когда часто невозможно установить, кто же именно несет бремя налогообложения (украинская система близка в этом смысле к идеальной). В таких условиях сделать так, чтобы госслужащий не платил налог довольно нелегко. Если такие налоги, как «подоходный» довольно просто учесть и довольно просто организовать дело так, чтобы определенная категория людей их не платила, то с большинством остальных возникают вопросы. В современной налоговой системе полностью исключить кого-то из налогообложения трудно, если вообще возможно, поскольку, повторю, система развивается так, чтобы никто не смог до конца разобраться в ней и никто не мог уклониться от нее. Жизнь госслужащего, не платящего налоги, превратилась бы в настоящий кошмар, на каждую покупку ему пришлось бы оформлять кучу бумаг, а в магазин ходить с мешком справок. Я, в общем, совсем не против такого поворота событий, но, к сожалению, я тут не решаю.
Это одна причина. Вторая же состоит в том, что освобождение чиновников от налогов (а на заре бюрократической революции такие проекты имели место) сделает очевидным для всех, кто, собственно, является выгодополучателем налогообложения. Если мы платим налоги, а они не платят и свой доход получают из наших налогов, значит, они живут за наш счет. Налогообложение госслужащих маскирует это простое обстоятельство. И, понятное дело, что такое положение дел является результатом эволюции, а не некоего заговора.
И последнее. Госслужащие, особенно пресловутые врачи-учителя, редко выглядят, как бенифициары налогообложения. Глядя на них трудно сказать, что именно они создают эту систему и что она работает в их интересах. Чтобы понять, в чем тут дело, давайте вспомним о том, как действуют люди вне чиновничьего мира, когда они знают, как они могут заработать немножко денег. Я говорю о предприятиях. Предприятия создаются тогда, когда для получения дохода нужны усилия многих людей. Для того, чтобы организатор предприятия получал доход, скажем, в 10 тысяч долларов в месяц, должно работать еще 100 человек, которым нужно платить зарплату от 500 до 2 тысяч долларов. Иначе ничего не получится. Вот все эти врачи-учителя и являются такими вот работниками, только не в системе, создающей блага, а в системе их уничтожающей. То есть, для того, чтобы какой-то мордоворот катался на своем «порше», ̶4̶0̶ ̶т̶ы̶с̶я̶ч̶ ̶о̶д̶н̶и̶х̶ ̶к̶у̶р̶ь̶е̶р̶о̶в̶ огромное количество врачей-учителей должно трудиться «за нищенскую зарплату». Но, в любом случае, все они являются паразитами, прямо заинтересованными в том, чтобы паразитирование продолжалось и расширялось, все они заинтересованы в том, чтобы отбирать у продуктивной части населения как можно больше и как можно дольше.