В предыдущей колонке мы говорили о том, что в условно “правом” лагере существует два подхода к происхождению и месту государства в обществе. Одни считают государство частью общества (то есть, оно появилось “изнутри”), другие считают его внешним по отношению к обществу образованием (паразитом). В соответствии с этим исходным представлением строится тактика и стратегия. Если государство порождается обществом, его можно и нужно совершенствовать, если это внешний паразит - от него нужно избавляться.
В этой колонке поговорим о том, что имеется в виду под “внешним” и “внутренним”, поскольку этот момент понимается довольно плохо. С одной стороны, в процессе возникновения государства мы часто имеем дело с буквальной, физической “внешнестью”, поскольку государства чаще всего возникают как результат войны. Одна группа людей покоряет другую группу людей. Завоеватели - это внешняя по отношению к покоренным сила.
С другой стороны, гораздо более важным обстоятельством является системная “внешнесть”. Что это означает? В системе элементы связаны определенным образом (подчиняются определенным правилам) и их взаимодействие создает новое качество, которого лишены элементы по отдельности. Некий субъект, который может действовать не подчиняясь правилам системы, является внешним для нее субъектом.
Например, никто из участников экосистемы некоего леса не может вырубить лес. Человек может. В этой роли он является внешним по отношению к экосистеме элементом, он не подчиняется ее правилам (точнее, они на него не действуют). А вот, скажем, в роли потребителя лесных ягод и орехов он является частью системы, так как практически не может влиять на нее и нарушать правила, по которым растут и плодоносят ягоды и орехи.
Человеческое сообщество, как система, многократно увеличивающая богатство его членов, невозможно без правил, которые бы определяли, кто, как и когда может использовать редкие блага. Аналитически мы можем определить, что в основе этой системы лежит принцип самопринадлежности, на котором основан комплекс правил, известных как “права собственности”.
При прочих равных условиях система работает тем эффективнее, чем лучше в ней отрабатывается “защита прав собственности”. Как уже много раз отмечалось в этой колонке, право замечательно справляется с этой задачей. Частная преступность маргинальна, а сложный комплекс правил, поддерживающий борьбу с ней, не нуждается в существовании специальных организаций и каких-то разрушительных сверхусилий, в виде налогов.
“Внешним” для такой системы будет субъект, который сможет безболезненно для себя регулярно нарушать права собственности. Простой аналогией этой ситуации является рак. Раковые клетки, как и частная преступность, постоянно порождаются самим организмом, но они находятся вне системы под названием “здоровый организм” поэтому иммунная система (право) отслеживает и уничтожает их. Рак развивается тогда, когда иммунная система теряет способность отличать “чужих” от “своих”.
Точно так же государство отличает именно безнаказанность в нарушении прав собственности (должен заметить, что на этом аналогия с раком заканчивается). Многие понимают безнаказанность государства как вымогательство, взятки, крышевание и тому подобное. Нет, государство совершает безнаказанную агрессию тогда, когда занимается самой что ни на есть рутинной и “законной” деятельностью - собирает налоги, издает законы и регулирует экономику. Эта деятельность нарушает права собственности и разрушает человеческое сообщество как систему.
Здесь есть еще один момент. Признаком “внешнего” происхождения того или иного института или группы институтов является организация по принуждению, функционирующая на регулярной основе. Такие “внутренние” институты как право и язык не требуют для своей работы никакого регулярного принуждения, которое бы осуществлялось специальной организацией. Роль этой организации как раз и состоит в том, чтобы обеспечивать внешнее положение государства по отношению к обществу. Эта организация должна регулярно, постоянно “взламывать” иммунную систему общества, для того, чтобы существовала сама возможность безнаказанного нарушения правил социума. Для государства такая организация является основой (в России, например, “силовиков” больше, чем предпринимателей), и исчезновение этой организации означает исчезновение государства. Трудно себе представить людей, добровольно платящих налоги.
И последнее. Большая часть непонимания в вопросе “внешнего” или “внутреннего” возникает из-за путаницы между системными закономерностями и конкретными историческими сюжетами. Исторические сюжеты могут быть важны, как иллюстрация, но они не могут служить доказательством в рамках абстрактных концепций.