История с эпидемией COVID-19, которая, судя по всему, близится к своему финалу, содержит в себе несколько важных сведений об обществе, в котором мы живем.
Прежде всего, мы в очередной раз убедились в том, что власть политиков и чиновников существует только там и тогда, где люди готовы отдать им эту власть. Причем, очень ценно, что этот эксперимент прошел так сказать в мировом масштабе. Запуганная средствами массовой информации (которые давно уже следовало бы называть производителями страхов и фейков) публика с радостью отдала власть над собой политикам и бюрократам в надежде, что они спасут ее от страшного вируса.
Там, где местная культура не предусматривает того, что политики должны спасать народ от вируса, принимаемые меры были более мягкими (прежде всего, это Южная Корея, Тайвань, Япония). Но гораздо более ясной зависимость власти от ожиданий публики проявляется на уровне идеологии, так как правильно было бы говорить о зависимости политиков не от всех подряд, а от “своей” публики, реальных или предполагаемых групп поддержки.
К примеру, диктатор Лукашенко получит свою легитимность не предпринимая никаких особых мер по борьбе с вирусом, а диктатору Путину для легитимности нужно очередной раз продемонстрировать дорогим россиянам беспощадную (и гротескную до карикатурности) природу государственной власти.
Особенно наглядно этот феномен проявился в США, поскольку там борьба с эпидемиями находится преимущественно во власти штатов. Там наблюдается корреляция жесткости принимаемых мер с партийностью губернаторов. И самое интересное, эта корреляция существует и с количеством жертв. COVID-19 “загадочным” образом значительно больше поражает демократические штаты.
Ну и конечно, самый наглядный пример того, что власть государства существует только в головах его подданных демонстрируют нам прямо сейчас в тех же США, где проходят массовые демонстрации и погромы. Власти и полиция тут же как-то напрочь забыли об эпидемии и о запрете собираться больше трех. Их забывчивость вызвана простым фактом игнорирования этих запретов.
Второй момент, который продемонстрировала эпидемия, прямо следует из первого и он более важен.
Момент этот состоит в том, что мы воочию убедились, и опять-таки, убедились на эксперименте, проведенном в мировом масштабе, что система, в которой политики и и чиновники опираются на “волю народа”, а точнее, на ожидания толпы, опасна и саморазрушительна.
Порочные стимулы абсолютно безответственных политиков и бюрократов вкупе с невежеством “населения” приводят к эпическим результатам как в терминах экономических потерь, так и в терминах человеческих жизней. И самое страшное здесь то, что “стимулы” и “невежество” - это системно заданные, объективно существующие факторы.
Стимулы не меняются от партийности или личности того, кто находится у власти. Политики вообще не подозревают об их существовании, а если бы подозревали, ничего бы не могли с этим поделать. Вложенная в систему безответственность и возможность командовать другими людьми делают эти стимулы побеждающими любые благие намерения.
“Невежество населения” - тоже объективный фактор, он существует совсем не потому, что люди - идиоты, как было бы приятно думать многим. Нет, “невежество” связано с тем, что люди бывают компетентными только в тех сферах деятельности, которыми занимаются профессионально, то есть, там, где они зарабатывают на жизнь. Обо всем остальном, включая политику, они имеют самое смутное представление. В случае политики, эти смутные представления формируют их ожидания, а значит и содержание той политики, которую потом реализуют власти. И это обстоятельство никак нельзя изменить.
Эпидемия продемонстрировала нам, что государства теперь действуют на глобальном уровне, что многократно усиливает причиняемые ими разрушения. В следующий раз государство просто убьет нас из самых лучших намерений, под одобрительные крики трудящихся.
Поэтому, если говорить об уроках эпидемии, то главный урок, который мы можем из нее вынести состоит в том, что человечество больше не может позволить себе сомнительную “роскошь” государства. Это уже вопрос выживания.