Контракти.ua

113196  —  31.03.16
Фейсбук или картошка?
Фейсбук или картошка?

Однажды, во времена далекой молодости, автор этих строк — тогда начинающий политик — ехал на какое-то мероприятие в город Харьков. Ехал я в одном купе вместе с интересным человеком. Он много старше меня и, понятное дело, мудрее. Человек этот (к счастью, не ставший никаким начальником) обладал “западными» знаниями, которых мне тогда очень не хватало.



Владимир
Золоторев

гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.

Я мучил его расспросами о формировании правительства, процедурах выражения доверия, партийных выборах и прочих радостях демократии. Мне тогда казалось, да что там — я был уверен в том, что знай я все это, я смогу принести пользу, изменить, так сказать мир, к лучшему. И я был уверен, что все вокруг тоже так считают. Каково же было мое удивление, когда на третьем часу беседы этот человек вдруг сказал: «Володя, вот оно вам надо? Весна на улице, девушки, то да се, а вы тут со своим парламентским большинством да институтом президента». Ну, то есть, я не ручаюсь за дословную передачу высказывания, но смысл был такой.

Меня, понятное дело, такой подход сильно удивил. И дело тут не в том, что мой собеседник был груб или устал от моих вопросов, мы сменили тему и общались еще долго, а в том, что он совершенно искренне не понимал важности «всего вот этого вот». Я хорошо запомнил этот случай, поскольку такая реакция в кругах прогрессивной общественности была совершенно немыслимым делом.

Мне пришлось таки разобраться с тонкостями избирательных систем, процедур формирования правительств и их отставки, с нюансами президентских и парламентских моделей и прочая и прочая и прочая. На это ушли долгие годы, которые я свято верил в необходимость получения этих знаний и в возможность их позитивного применения. В результате, теперь я знаю, что все это не имеет ровно никакого значения и не стоит времени, потраченного на его изучение. Более того, я понимаю, какой огромный вред причиняет нам всем политическая система (и это дает мне самоуспокаивающее оправдание, что лучше все-таки, понимать, как она работает). Но мне до сих пор любопытно, как бы сложилась моя жизнь, если бы я тогда спохватился и сказал себе «И правда! Чего это я? Весна, то да се, а я тут с министрами да конституциями».

Теперь, когда я читаю фейсбучную ленту, мне хочется задать вопрос моего попутчика всем, кто пишет о реформе прокуратуры, шокиных и прочих саквалеридзе, всем, кто с видом знатока высчитывает величину «оптимального налогообложения», всем, кто озабочен копателями янтаря и контрабандистами, всем этим людям, возможно, вполне искренне полагающим, что от их деятельности может быть какая-то польза, всех их я хочу спросить — ребята, а оно вам надо? Весна на дворе, а вы тут ерундой занимаетесь.

Но, разумеется, я понимаю, что они не уймутся и не прекратят свои опасные глупости, хотя, конечно, хотелось бы верить в то, что можно спасти пару невинных душ. И здесь возникает следующий вопрос — обязательно ли нужно тратить хороший кусок своей жизни на изучение политики и всего, что с ней связано, включая непосредственное участие в процессе для того, чтобы понять, что все это не нужно и вредно? Обязательно ли нужно «разочаровываться» или можно просто сразу не «очаровываться»? Ведь если осознать вред, который приносит система, можно только изучив ее, то ситуация практически безнадежна. На одного разочаровавшегося всегда найдется несколько очаровавшихся, которые спят и видят, как бы дорваться до рычагов и причинить добро окружающим. Есть ли в этом процессе очарования и разочарования какая-то динамика и если да, то какая и по каким признакам ее можно наблюдать?

У меня есть одна гипотеза на этот счет. Смотрите. Прогрессивная общественность — это только вершина айсберга. Активная его вершина. Система же держится, прежде всего, на согласии пассивного большинства. Когда оно верит в такие вещи, как «иначе нельзя», «нужно голосовать за патриотов», «в следующий раз обязательно получится» и т. п., дела у системы идут хорошо. Обычно такие режимы спокойны и уверены в себе, их политическая жизнь течет ровно, новости сообщают преимущественно о событиях где-нибудь в других странах. Дискуссии и проявление нервозности есть верные признаки потери легитимности. Подчеркиваю — причинно-следственная связь именно такова — где-то в таинственных недрах «общественного сознания» появляется недоверие, а снаружи это проявляется как некое нездоровое возбуждение в общественных делах. Возбуждение это является реакцией политической машины на потерю доверия и, прежде всего, внимания к себе. Механика проста — невозбужденный политик и невозбужденная партия просто не получают места у корыта, потому, что их унылые или заумные речи больше не привлекают внимания. Яркий грим и пестрые одежды, все эти ужимки и прыжки являются верным признаком того, что система теряет легитимность. Сегодня это общемировая болезнь. Уровень трэша растет повсеместно. Когда я смотрю на ИГИЛ, я с ужасом думаю, каким будет следующее воплощение мирового зла, что нужно сделать, чтобы заставить людей и дальше смотреть в телевизоры и верить в правильность политических методов.

Так вот, похоже, что несмотря на активность прогрессивной общественности, процесс все-таки идет в сторону делегитимизации, свидетельством чего является уверенно возрастающий градус нашего политического фарса, все эти Шокины Шредингера, отстреливающиеся от танковых подразделений и авиации прокуроры и прочие безобразия, вся эта вызывающая отвращение трагикомедия. И это вполне закономерно. Мне потребовалось много времени на понимание того, что к чему, но это было мирное и относительно спокойное время. Теперь время уплотнилось и наполнилось событиями. За последние годы украинцы пережили множество разочарований и интересного, как говорят, эксперимента. Они прогнали президента, они жили без милиции (и ничего плохого не случилось), они знают цену «международному праву», они увидели истинную «силу» Запада в лице ЕС и Обамы. Основания их мира оказались непрочными и фальшивыми. Все это не столько рефлексируется и осмысливается, сколько влияет непосредственно на поведение людей. Они начинают игнорировать политическую машину. Она же чутко улавливает эти настроения и реагирует на них повышением градуса трэша и угара. Правда, у всего есть предел. Вполне возможно, что финал уже не за горами, меня, по крайней мере, украинский трэш совсем не трогает, он уже давно не вызывает даже кривой ухмылки. И то, что градус его растет, говорит о том, что таких как я становится больше. В общем, выбирая между писанием гневных «доколе» и картошкой отдайте предпочтение картошке. Оно на свежем воздухе и для здоровья полезнее.

Статьи по теме
Главный урок эпидемии: человечество больше не может позволить себе государство
Главный урок эпидемии: человечество больше не может позволить себе государство

История с эпидемией COVID-19, которая, судя по всему, близится к своему финалу, содержит в себе несколько важных сведений об обществе, в котором мы живем.
04.06.20 — 9651

Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают? (часть 2)
Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают? (часть 2)

В предыдущей колонке мы говорили о том, что гиперреакция на вирус политиков и чиновников объясняется стимулами, которые воздействуют на них. Поскольку эти стимулы одинаковы во всем мире, то и реакция политиков одинакова.
28.05.20 — 4446

Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают?
Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают?

В этой колонке поговорим о том, как люди объясняют себе действия властей по блокаде экономики и прочему закручиванию гаек в эпоху коронавируса. Почему это важно? Это важно потому, что попытки рационализации каких-либо действий неизбежно приводят к “достраиванию” реальности до состояния в котором эти действия являются нормальными, а значит и предсказуемыми. И уже в рамках этой “достроенной” реальности люди планируют свои ответы на ситуацию. Адекватное понимание порождает адекватный ответ.
21.05.20 — 3819