Настроение украинской политизированной общественности после ловкого финта, который исполнили Порошенко и Яценюк, несколько упало. С одной стороны, публика понимает, что ей просто плюнули в лицо, с другой, ощущает некое бессилие, причем не столько перед порошенко-яценюками, сколько перед грядущими кровавыми революционерами. «Ну, видимо, тогда с вами придется поступать по другому» - говорит публика, качая головой.
Интересно, что ни у кого не возникает сомнений в том, что все это закончится плохо, в том числе и для множества чиновников и политиков. Публика не перестает задавать вопрос: «неужели они не понимают»? Этот вопрос, кстати, задают со времен Древней Греции и Древнего Рима, а может быть и раньше, просто сведения об этом до нас не дошли. Вопрос действительно интересный, ибо история просто переполнена разными версиями одного и того же сюжета — некое государство несется на всех парах к гибели, умные люди спрашивают друг друга «неужели они не понимают?», пытаются воздействовать на правителей, но все заканчивается крахом.
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
В чем тут дело? Ведь мог же тот же Янукович подписать ассоциацию с ЕС, правда? Был бы сейчас президентом на второй ходке. Или Порошенко. Ведь мог же он отправить Яценюка в отставку? Запросто. Более того, все они вполне могли «на деле проводить реформы», интегрироваться в ЕС и заниматься прочей ерундой, которой так жаждет прогрессивная общественность. Совершенно очевидно, что наивные украинцы радовались бы всему этому, как дети и подарили бы нашим можновладцям долгие годы сытой и ничем не омраченной жизни на вершинах властного Олимпа. Ведь можно же так было? Вроде можно. Почему же не делают?
Попробую пояснить. Вот вы смотрите на рынок, скажем, всех этих электроприборов — кофеварок, айфонов, 3-д принтеров. Вроде бы все неплохо, но могло бы быть и лучше. «Пора бы уже давно наладить производство домашних телепортов» — думаете вы, недовольно морща лоб. Ведь можно же наладить? Почему не наладят?
Дело в том, что то, что вы видите, есть единственно возможное состояние рынка для данных условий, причем, чем более свободен рынок, тем это состояние жестче, несвободный рынок еще можно «улучшить в целом» за счет сокращения регулирования, а свободный рынок всегда таков, каков он есть. То, что мы видим на прилавках, является результатом работы «рынка в целом», а не только предприятия, выпустившего товар. Рынок — это огромное количество взаимосвязей между незнакомыми людьми, и меняется он локально, когда предприниматели то тут то там находят новую комбинацию связей на «своем участке», что и позволяет им извлекать прибыль. Совокупность таких локальных изменений и дает нам, в итоге, изменения рынка, в том числе, появление новых товаров. То есть, если рынок не производит домашние телепорты, то это означает, что он не может этого делать при всем желании.
Рынку нельзя приказать. «Наладить» ничего не получится. С государством, как это ни странно, все то же самое. Государство видится многим обычной иерархией, в которой «верхний» слой совершенно свободен в выборе тех или иных действий. На самом деле, это тоже система взаимосвязей, это, прежде всего, схемы по освоению бюджета, основанные на бесчисленном множестве самых разнообразных обязательств. И в ней те, кто кажется вам расположенными на вершине иерархии ничуть не более свободны, чем те, кто внизу. Разумеется, те, кто наверху живут лучше, получают больше, но домашний телепорт они произвести не могут, как бы вам этого не хотелось, потому, что таково состояние связей и взаимозависимостей в «системе в целом».
Для наглядности, представьте себе акробатическую фигуру «пирамида». Насколько свободно могут двигаться ее участники? Более того, очевидно, что если кто-то из них начнет «сильно рыпаться» развалится вся конструкция. Так и здесь. Государства на грани пропасти, к правителям которых обращаются с вопросом «разве вы не понимаете?» просто не способны меняться. Они устойчивы только в этом, несущемся в пропасть, состоянии. Любой участник такой системы просто не будет делать того, что грозит изменить его положение. Да, возможно, активные реформы подарят новую жизнь системе на долгие-долгие годы, но свою прибыль он получает в этом, сегодняшнем состоянии системы, только в этой конфигурации связей и зависимостей. Ну, а пропасть — то такое. Это ведь не обязательно, правда?
И последнее. Все это не означает, что того же Яценюка не отправят в отставку в ближайшее время. Это означает лишь то, что если это случится, значит бюрократические предприниматели на бюрократическом рынке нашли такую конфигурацию связей, в которой система может обойтись без Яценюка.