Контракти.ua

2687  —  22.10.15
Берегите будущее!
Берегите будущее!

Вчера Марти МакФлай прибыл из прошлого в 2015 год. Это событие стало хорошим поводом для публики запостить демотиваторы, а для медиа — порассуждать на тему «Будущее и мы». Автор этих строк тоже не может отказать себе в удовольствии написать пару слов об этом.

Я хочу сказать о трех вещах. Первая и самая важная — мы с вами постоянно живем в будущем. В данном случае я имею в виду не философские игры вокруг того, что такое настоящее, прошлое и будущее, я говорю о совершенно практичных и повседневных вещах. Наша жизнь направлена в будущее и, собственно, проходит она там. То, что мы делаем сегодня, всегда имеет некую цель, удаленную от этой деятельности во времени. Мы всегда делаем «для того, чтобы». Так вот это «чтобы» отделено от настоящего секундами, месяцами или годами. Человек живет своими планами на будущее и они, в общем-то, и составляют его жизнь. Владимир Леви гениально назвал свою книгу «Куда жить». Это очень верная формулировка. Каждый может привести примеры того, как люди, которым некуда было больше жить, ломались, спивались и умирали. Равно как и наоборот — люди, которым есть куда жить, у которых есть важные для них цели и планы, преодолевают преграды и болезни, живут долго и счастливо.

Но мы сейчас не о психологии, а, скорее, о праксиологии. Простая аналогия человеческой жизни — это включенный фонарик, поставленный лампочкой вверх. Вот этот луч, направленный в бесконечность, и есть наша жизнь в данный момент времени. Осознание того, что 99% нашей сегодняшней жизни на самом деле проходит в будущем (точнее, в нашем представлении о нем), ошарашивает. У нас просто нет другого опыта, и мы полагаем это естественным, но ничего естественного тут нет. Эта жизнь в будущем присуща только человеку, и эта удивительная возможность обеспечивается ... другими людьми, тем, что мы называем социумом.

Нагляднее всего это проявляется в экономике. Люди в каком-нибудь конструкторском бюро разрабатывают вещь, которая будет доступна через 10 лет. То есть они уверены в том, что в будущем огромное количество обстоятельств, связанных с производством, маркетингом и тому подобным, будет таким, что сегодня имеет смысл заниматься этой разработкой. Да что там конструкторы! Вот вы покупаете осенью вещи на лето (будущее, разумеется), копите деньги на отпуск, планируете сменить жилье на более комфортное лет через пять. И бывает так, что ваши планы сбываются. Почему? Потому что есть огромное количество других людей, которые тоже планируют и хотят, чтобы их планы сбылись. Все вместе вы поддерживаете условия, в которых планирование вообще возможно, и главными из этих условий является минимизация агрессии, неотвратимое наказание за агрессию, все эти «не убий» и «не укради». Ведь агрессия делает планирование невозможным. Остается только выживание. Война всех против всех, которую постоянно разжигает государство, вплоть до «настоящей» войны, сокращает наши временные горизонты, мы не знаем, что будет завтра, стараемся ничего не планировать надолго, соответственно, сложные вещи не производятся, сложные проекты не реализуются, жизнь упрощается, и человек низводится до уровня животного.



Владимир
Золоторев

гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.

И это вторая вещь, о которой я хотел сказать. Государственное регулирование и войны нарушают наши планы и нашу способность жить в будущем прямо сегодня. Мы должны понимать, насколько мы связаны друг с другом и насколько сильной является наша зависимость друг от друга, понимать, насколько тонкой является ткань социума, ткань, которую каждый из нас плетет своими действиями, направленными в будущее. Мы должны понимать, что государство не является частью этого сложного процесса, ведь оно национализирует издержки своей деятельности (то есть, перекладывает их на нас) и приватизирует всю прибыль. Соответственно, нельзя рассматривать государство иначе, как внешнюю и враждебную силу.

И, наконец, третье. Нассим Талеб очень беспокоится по поводу стремления человека прогнозировать. Он считает это каким-то первородным грехом, порождающим «черных лебедей». Однако в стремлении прогнозировать нет ничего плохого. Более того, если мы понимаем, что человек живет в будущем, то становится очевидным, что он не может не прогнозировать, это его естественное состояние, собственно, его повседневная жизнь — это и есть один большой прогноз.

Значительно хуже обстоит дело с возможностями прогноза. Давайте вернемся к нашим конструкторам, которые конструируют нечто, доступное через 10 лет. Давайте представим, что им вдруг пришла в голову идея сделать точный прогноз в отношении своего товара. Учесть все возможные обстоятельства. Мы понимаем, что даже просто выяснить, в чем состоят эти «все возможные обстоятельства», невозможно, не говоря уже о том, чтобы их качественно проанализировать. Но, заметим, невозможность прогноза никого не останавливает! Наших конструкторов интересуют разве что оценки будущего спроса и перспективы конкурентов. В итоге мы все работаем так, как будто нам известны точнейшие прогнозы будущего. Это возможно только потому, что существует социум, который обеспечивает постоянную координацию и корректировку наших планов. Попросту говоря, другие люди, преследуя свои цели, скорее всего, будут вести себя определенным образом, постоянно корректируя наши действия и устраняя ошибки. Это делает нашу деятельность, особенно долгосрочную деятельность, возможной. Если бы социум был просто набором индивидов, рационально планирующих свои действия, как это представляет себе мейнстримная экономика, мы бы до сих пор ходили в шкурах. Именно взаимные связи, взаимное действие и взаимная зависимость позволяют нам избегать кошмара точного прогнозирования последствий каждого нашего шага.

И последнее - человек ошибается в прогнозах и относительно себя, и относительно общества в целом. Можно даже сказать, что большинство прогнозов оказываются ошибочными. Но это, как правило, не отражается на качестве его жизни. Кино про Марти МакФлая хорошо иллюстрирует этот момент. В фантастическом 2015 году есть летающие скейтборды и автомобили, видеофоны и пространственные 3-D эффекты. Так представляли будущее авторы фильма. Они основывались на мысли о том, что «было бы круто, если бы». Реальное будущее получилось несколько другим. Оказалось, что людям не так важно видеть телефонного собеседника, как иметь доступную связь с ним из любой точки Земли. В фантастическом 2015-м нет интернета и 3-D печати. Реальный социум поработал на славу. Я бы хотел все-таки жить в нашем, а не в фантастическом 2015 году.

Статьи по теме
Главный урок эпидемии: человечество больше не может позволить себе государство
Главный урок эпидемии: человечество больше не может позволить себе государство

История с эпидемией COVID-19, которая, судя по всему, близится к своему финалу, содержит в себе несколько важных сведений об обществе, в котором мы живем.
04.06.20 — 9796

Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают? (часть 2)
Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают? (часть 2)

В предыдущей колонке мы говорили о том, что гиперреакция на вирус политиков и чиновников объясняется стимулами, которые воздействуют на них. Поскольку эти стимулы одинаковы во всем мире, то и реакция политиков одинакова.
28.05.20 — 4623

Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают?
Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают?

В этой колонке поговорим о том, как люди объясняют себе действия властей по блокаде экономики и прочему закручиванию гаек в эпоху коронавируса. Почему это важно? Это важно потому, что попытки рационализации каких-либо действий неизбежно приводят к “достраиванию” реальности до состояния в котором эти действия являются нормальными, а значит и предсказуемыми. И уже в рамках этой “достроенной” реальности люди планируют свои ответы на ситуацию. Адекватное понимание порождает адекватный ответ.
21.05.20 — 3988