Давайте попробуем допустить, что все, что пишется в различных политических программах, имеет какой-то смысл, может быть реализовано и может даже принести пользу. Но ведь Яценюка когда-нибудь все равно за что-то надо будет выкуривать из его теплого кабинета.
В этом случае мы должны начать с того, что на выборах избиратель голосует за какие-то программы. Их там много, этих программ. Есть программы партий, а еще есть программы отдельно стоящих мажоритарных кандидатов. То есть, количество программ, занесенное народной волей в парламент, равняется 225 плюс количество прошедших партий.
Затем в парламенте образуется большинство — это несколько партийных программ плюс энное количество программ индивидуальных. Давайте поверим в то, что из вот этого всего можно составить некий усредненный документ, который бы устраивал всех участников. Те, кто имел дело с такой деятельностью, знают, что этого сделать нельзя. Но все-таки мы же верим в экстраординарные способности избранников народа, правда? Так что давайте зажмуримся и представим, что это возможно. В результате нашего зажмуривания и титанических депутатских усилий появится «общая» программа большинства, которая называется у нас коалиционным соглашением. Вот это то, что с очень и очень большой натяжкой можно назвать «за что мы боролись на выборах».
И вот теперь на сцену выходит правительство. И выносит свою программу. Стоп, скажете вы, а как же мы, избиратели и все вот это вот? А никак. Вот Семен Семенченко с бесхитростностью неофита тоже удивляется, мол, не писали мы такого в коалиционном соглашении, что тут Яценюк нам рассказывает. Ну, а что мешает Яценюку писать в программе то, что захочет он, а не то, что написал Семенченко? Ровным счетом ничего.
Это первый момент, который нужно понимать, когда вы слышите о программе правительства. Любого правительства, не только этого.
Однако второй момент, который нужно знать о программах, даже интереснее и поучительнее. Состоит он в том, что никто и ничто не обязывает правительство делать то, что написано в программе и, главное — не делать того, чего в ней нет. Ограничения свободы действий правительства, которые впечатлительные французы обнаружили у англичан и назвали разделением властей, имели простую финансовую природу. «Право кармана» было у парламента и для любого действия правительству нужно было выклянчивать там деньги. Государства у англосаксов со временем избавились от этого неприятного недоразумения, а в других местах «разделение властей» всегда было просто более или менее удачной имитацией. Сегодня это такая милая традиция, вроде шотландских килтов и медвежьих шапок у королевских гвардейцев, на них любят пялиться туристы из развивающихся стран, но практического значения они больше не имеют.
Так вот, если вы обратите внимание на нашу печальную действительность, то легко заметите в ней тот факт, что правительства никогда не обращали в своих действиях и бездействиях никакого внимания на всякого рода программы. Это правило верно по отношению ко всем правительствам во все времена. Отличается здесь только степень уважения к нежным чувствам избирателя, проявляемая при этом. С момента, когда деньгами перестал распоряжаться парламент, ничто не останавливало и не останавливает правительства вводить новые налоги и ограничения тогда, когда оно находило это необходимым. Посему, о программе правительства нужно знать одну вещь — к реальным действиям правительства она не имеет отношения и, следовательно, обсуждение ее в этом ключе не имеет смысла.
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
Разумеется, программа несет в себе некие смыслы. Собственно, они бывают двух видов — разного рода «сигналы» и смыслы демократического ритуала. В нашем случае в программе есть сигналы иностранным спонсорам о том, что правительство якобы намерено сокращать расходы, то есть «взяться за ум». Это часть такой игры — сочтут ли спонсоры эти обещания удовлетворительными — зависит, конечно, не только от программы, но и от нее тоже. Ну, а что касается ритуала — то «невыполненные обещания» - это мотор демократии, как процесса. Без него она просто остановится. В любой стране на любых выборах вы услышите о том, что «они нас обманули». И вот для этого момента и имеет значение программа правительства, она нужна, чтобы не быть выполненной. Но тут надо понимать одну принципиально важную вещь. Когда вас бьют в подворотне, это происходит совсем не потому, что вы не дали закурить. Точно так же, когда Яценюка или любого другого начальника в любой другой стране мира, начинают выкуривать из теплого кабинета, происходит это не потому, что он не выполнил свою программу. Но программу ему при этом вспоминают, это уж обязательно, иначе публика перестанет ходить на шоу.