Когда вы слышите о «непопулярных реформах», знайте, вас обманывают. Вас хотят убедить, что если чиновникам сократить фронт работ, вам будет плохо и что это ваше гипотетическое плохо и есть причина того, что фронт работ не сокращается.
В этой колонке речь пойдет об одном популярном заблуждении, которое описывается словосочетанием «непопулярные реформы». Вы все прекрасно знаете, как это выглядит: человек в пиджаке, сокрушенно покачивая грустным лицом, что-то говорит в телевизоре о том, что нам-таки придется пойти на непопулярные реформы. Дальше тянуть никак нельзя, но реформы такие непопулярные, что аж не могу, но пойти на них придется. После чего, обычно, никто никуда не идет и все дальше спокойно занимаются своими делами.
Это нехождение в непопулярные реформы приобрело за 20 лет уже такие масштабы, что правительство, которое больше всех ничего не делало, гордо наименовало себя «правительством камикадзе». То есть оно не просто ничего не делало (в смысле «непопулярных реформ», конечно), а оно ничего не делало с криком «банзай!»
В чем тут дело? Дело тут в том, что «реформы», о которых я говорю, «непопулярны» не для нас с вами, а для чиновников. Судите сами. Еще в те далекие времена, когда я верил в то, что возможны реформы «сверху», я заметил удивительные превращения, которые случаются с содержанием реформ, когда его начинают озвучивать наши чиновники. Вот тот же, не к ночи будь помянут, МВФ. Он ведь требует, прежде всего, финансовой дисциплины и бездефицитного бюджета, то есть, сколько отняли у людишек, столько и освоили. И без всяких там тайных троп и скрытых ручейков. Это означает, что расходы государства, которые осваивают чиновники, должны быть сокращены. Вместо этого чиновники озвучивают вам: «пенсионный возраст будет увеличен» или «коммунальные тарифы возрастут». Постойте, а почему вы решили, что обязательно нужно поднимать тарифы или пенсионный возраст? Речь идет о сокращении ваших расходов, а как вы это сделаете — вам и карты в руки.
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
И самый простой и 100% срабатывающий выход — это ликвидация всех этих монополек и открытие рынка для всех. То есть: Хочешь быть пенсионным фондом? - Будь им. Хочешь стать «Киевэнерго» или даже, упаси Боже, водоканалом — флаг тебе в руки. И что самое важное - флаг любому в руки, кто захочет заняться тем же бизнесом. Это как сейчас с интернетом. В Украине, кстати, один из самых красивых интернетов в Европе, если вы не в курсе. И все это есть результат счастливого стечения обстоятельств, а именно: благотворного влияния почти повальной компьютерной безграмотности чиновников. Они просто не понимали, что это и зачем и потому не трогали. Если бы чиновники у нас, как в некоторых, более несчастных странах, были компьютерно подкованными, то «услугу интернета» мы бы получали по разрешениям в строго определенное время, а в телевизоре, покачивая грустными лицами, люди в пиджаках рассказывали бы об очередном непопулярном повышении тарифов. Кстати, «тариф» моего провайдера не меняется много лет, чего не скажешь о ценах, в которых деятельно участвует невидимая рука государства. Вот все то же самое, что случилось с украинским интернетом, следует проделать с государственными «услугами» - и все будет хорошо. И всем будет хорошо, кроме чиновников, которые лишатся фронта работ, сопутствующих им бюджетов и коррупции.
Поэтому, когда вы слышите о «непопулярных реформах», знайте, вас обманывают. Вас хотят убедить, что если чиновникам сократить фронт работ, вам будет плохо и что это ваше гипотетическое плохо и есть причина того, что фронт работ не сокращается. И, кстати, пора бы уже журналистам и прочим акулам пера определиться, за кого они. Если они за нас, то на любое покачивание грустным лицом на какой-нибудь пресс-конференции пора бы уже начать адекватно реагировать. Какие еще «непопулярные реформы»? Где непопулярные? Кто вам сказал?