Многие ощутили на себе изменение финансового положения. 76% опрошенных (города 100+, 400 человек) считают, что ситуация ухудшилась (инфляция и рост цен, потеря работы, задержка зарплаты и в целом атмосфера в стране). Но, несмотря на это, украинцы не готовы к ухудшению качества жизни. «Похоже, что современный украинец понимает сложность текущей ситуации, но он не готов расставаться с тем, что у него было. Он готов прилагать усилия, чтобы сохранять качество жизни», - утверждает Юлия Масиенко, директор по исследованиям InMind . «Кто-то сокращает расходы, кто-то экономит, а кто-то откладывает меньше. Но, тем не менее, говорить о глобальном кризисе мы не можем. Более того, в сравнении с прошлым годом и по состоянию на июнь 2014 депозитов в Украине стало больше».
Потребитель стал и хочет в будущем выглядеть более патриотичным – этому подтверждение запросов Google по любой национальной символике (вышиванка, гимн Украины, флаг и т.д.). Тренд «Made in Ukraine» растет и будет продолжать расти в ближайший год. Более 90% опрошенных говорят о том, что они знают о существовании бойкота российских товаров. Из них 60% утверждают, что они поддерживают его отказом в потреблении.
«Один из важных и основных трендов, который появился у потребителя – включенная социальная ответственность. Украинцы перестали отвечать только за себя и поняли, что наше благосостояние зависит от благосостояния огромного количества людей, которые пострадали от текущих обстоятельств», - отмечает Катерина Василенко, директор по развитию бизнеса Dentsu Aegis Network Ukraine.
На вопрос «Насколько приятно чувствовать себя украинцем?», 67% ответили, что очень приятно. При этом для практически половины респондентов (47%) быть украинцем стало приятнее в течение именно последнего года. Для потребителя опыт социально ответственных действий компании – это не абстрактное понятие, а то, что является повседневностью. Поэтому брендам это важно помнить и понимать.
Наш потребитель становится умнее. Он учится рационально тратить деньги. В Украине появился тренд smart consumption.
В ходе исследования было обнаружено, что в равной степени присутствуют инструменты экономии классические (акции, программы лояльности) и инновационные. Достаточно большое количество людей осознанно понимают, что они могут купить тот же товар, минуя третьих лиц и ритейл. Нужно просто приложить усилия и купить у поставщика, отказавшись от услуг посредника. Это новое поведение для украинского потребителя.
Важный момент: в ситуации кризиса, если мы говорим о факторах выбора продукта, товаров, услуги – цена остается важным моментом, но не в ущерб качеству, т.к. потребитель не хочет уходить в дешевые продукты.
Для современного украинца (65% опрошенных) важна страна-производитель: продукт сделан в Украине или нет. 66% обращает внимание на рекомендации знакомых, 44% аудитории – на участие товара в социальных акциях. Судить о социальной ответственности компании потребитель будет намного серьезнее обычного, ведь многие самостоятельно принимали участие в социальных проектах.
Потрет украинца 2.0
Современный потребитель хочет чувствовать себя украинцем, хочет, чтобы его страна развивалась и росла, хочет потреблять национальные товары и чтобы эти товары были настолько качественные, чтобы он гордился страной-производителем.
Он становится ответственным гражданином и готов брать ответственность не только за себя, он становится активным участником жизни страны (не только в области митингов). «Задача нас, как специалистов рекламного рынка, помочь украинскому покупателю развиваться, осваивать наиболее передовые модели потребления, вдохновлять его на новые достижения и тогда «версия 2.1» порадует нас еще больше» - уверенно заявляет Катерина Василенко, директор по развитию бизнеса Dentsu Aegis Network Ukraine.