Автор этой колонки не очень любит расхожие цитаты, особенно в заголовках. Неправильно это. Прощает меня только то, что эти слова буквально описывают действия нового украинского президента и, как говорится, лучше просто не скажешь. Я, конечно, не о переговорах, в которых Путин договаривается с Путиным. Я о более важных вещах, а именно, о том, как видит себе президент «все вот это вот» - общество, политический процесс и свое место в нем.
Яснее всего эти представления отражаются в конституциях. Вот как раз подоспела очередная серия изменений в Конституцию, и в ней отразилось то, что отразилось. Читатель легко найдет эти изменения в Сети, я лишь прокомментирую. Собственно, в них три основных момента. Первый — ликвидация императивного мандата. То есть, выборы по партийным спискам, за которые так ратует Порошенко, теряют всякий смысл, ибо смысл выборов — формирование большинства и правительства. Если императивного мандата нет, то депутаты после избрания вольны гулять, как им вздумается, и, следовательно, коалиция большинства, а значит и правительство, формируется не по результатам выборов, а по результатам «терок» и давления со стороны администрации.
Второй момент — влияние президента на назначения силовиков и премьера. Из текста, который гуляет по Сети, можно сделать вывод, что влияние это возрастает. Особенно это касается премьера, так как теперь при назначении предлагается формула «вносит с учетом предложения коалиции» (вместо «вносит по предложению коалиции»). То есть, если президенту не удалось намутить с коалицией, то с «учетом» ее неправильных предложений президент все равно может внести «правильную» кандидатуру.
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
Третий момент — это многострадальное местное самоуправление. Выдавать предложения Порошенко за «рост полномочий» местного самоуправления могут только фантасты или активисты МММ. «Изменения» сводятся к тому, что области переименовываются в регионы, а вместо администраций президента теперь у нас будут представители президента фактически с теми же самыми функциями. Даже появление исполкомов ничего по существу не меняет, ибо суть проблемы состоит не в способе избрания и не в форме подчиненности. Суть проблемы «местного самоуправления» – в бюджетном процессе, в ситуации, когда деньги текут сначала из регионов в центр, а затем из центра в регионы. Поскольку все полномочия связаны с тратами, то «объем полномочий», который реально имеют местные власти в такой системе, есть величина подвижная и зависящая от постоянного торга между регионами и центром. Именно эта подвижность, неизбежная подковерность в принятии решений и возможность устроить торг в любой момент и порождает нашу мега-коррупцию и политическую вакханалию. Об изменениях можно будет говорить только тогда, когда регионы будут осуществлять свои полномочия исключительно за счет собственного, никак не связанного с Киевом бюджета.
В общем, налицо неприкрытый возврат к временам Леонида Даниловича, когда президент был главным «решалой», имел власть, объемы которой он устанавливал по собственному желанию и ответственность, стремящуюся к нулю. Заметьте, Порошенко не собирается выигрывать парламентские выборы. Если коалицию в любой момент можно составить из бегающих в поисках лучшей доли тушек, то напрягаться на выборах с какими-то партиями и списками совсем необязательно. То есть, фактически, правила политического приличия, вся эта открытость, прозрачность и честная политическая борьба, которых ждет от президента прогрессивная общественность, откровенно...ээээ.....игнорируются в проекте изменений в Конституцию.
Моя реплика «ничего не поняли, ничему не научились» адресована тем, кто считает, что обстоятельства способны заставить политиков и государство действовать «адекватно» - проводить реформы, сокращать свою власть. Это очень распространенная точка зрения, но, как видим, ошибочна. Ничто само по себе не может «заставить» государство меняться в полезную для людей сторону. Вспомним тех же роялистов и революционеров во Франции — революция установила порядки, которые, скажем так, мало отличались от «старого режима». При этом погибло много людей. Наполеон устроил фактически мировую войну и все ради того, чтобы ничего не изменилось. Государство — это не Порошенко и даже не Наполеон. Это чиновники, их «бизнес» и другие зависящие от них люди. Все события истории всегда заканчиваются торжеством именно их интереса. Им все равно, в какие цвета покрашена верхушка айсберга. Украина — значит Украина. Придет Путин — будут служить Путину. Придут революционеры — еще лучше, «наводить порядок» – любимая работа, под которую всегда можно получить приличный бюджет, не говоря о многочисленных бонусах. В общем, цитируя слова одного молодого императора над свежезадушенным отцом, «все будет как при бабушке». Всегда. Во веки веков. Аминь.