Контракти.ua

Автор: Владимир Золотoрев —  10714  —  05.06.14
Частный патриотизм против патриотизма курильщика
Частный патриотизм против патриотизма курильщика

Автор этих строк всегда был русофобом. Подозреваю, что я уже родился русофобом. Помню, как буквально с младенчества все исконно-посконно-домотканное в кокошнике вызывало у меня резкое неприятие, а от песни Людмилы Зыкиной «издалека долго течет река Волга» хотелось бежать как можно дальше, прямо до канадской границы.

Будучи школьником младших классов, я никак не мог осознать «исторического величия русского народа». Даже за железным занавесом у советского школьника никак не вырисовывалось это величие, а вырисовывалось что-то совсем наоборот. Не верил я также в «великую отечественную войну». Я был уверен, что ее придумали. Никаких выводов я из этого не делал, с удовольствием играл в войнушку за «наших» против «немцев», просто не верил и все. Если придумали — значит так надо, подумаешь, что тут такого. А не верил я потому, что в кино «наши» проигрывали «немцам» только когда у них заканчивались патроны (немцы при этом не заканчивались). Ну или, сами понимаете, во всем оказывался виноват предатель. Взгляд на карту, где гордая одна шестая суши (это не название суши-бара, это один из титулов СССР) нависала над «сколько там той Германии» подсказывал, что немцы должны закончиться быстрее, чем патроны. Уже позже, когда я познакомился с настоящими ветеранами (мои деды не дожили), я понял, что война таки была, но в остальном я не сильно ошибался. К этому времени Брежнев уже начал маркетинговую кампанию, известную нам теперь по слогану «дедывоевали». Фильм «Освобождение» объяснил всем желающим, что подвиг русского народа в этой войне состоял в том, что он потерял 20 миллионов. Потерял бы больше – подвиг считался бы еще больше. В общем, все это было отвратительно.

Позже я узнал, что есть такие люди — патриоты – и что они называют таких как я «русофобами». Это никак меня не тронуло и, уже будучи закоренелым русофобом, я быстро и легко стал еще и украинофобом, поскольку вновь обретенные патриоты местного разлива объяснили мне, что я манкурт, запроданец и москаль, и что именно я сплюндрував тут все и спаплюжив. Нужно сказать, я даже несколько горжусь званием украинофоба, поскольку учитывая мой русофобский опыт, это означает, что я все делаю правильно.



Владимир
Золоторев

гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.

Пишу я это вот для чего. Украинцы, с моей точки зрения, люди куда более свободолюбивые, чем русские. И более того, они прикладывают усилия и борются за свою свободу. Но война и распространяемые ею миазмы патриотизма могут перечеркнуть всю эту борьбу. Самое страшное в такой войне — превратиться в своего противника. Это и есть полное и окончательное поражение.

И тут возникает проблема — как донести до читателя эту мысль? Не будешь же нудно объяснять «вот это — патриотизм здорового человека, а вот это — патриотизм курильщика». Мне кажется, что действовать нужно так: сказать, что патриотизм, как и собственность, бывает только частным. Патриотизм – это мнение частного лица по поводу того, как должны себя вести другие частные лица. И все.

Более того, будучи социальным существом, человек не может не иметь некого идеального представления об обществе. У каждого оно есть. Но при этом нет никакого критерия, по которому можно определить более «правильное» представление. И не потому, что это трудно, а потому, что в природе не существует объекта, о котором это представление складывается. «Общество», «страна», «родина» – вымышленные конструкции, которые живут в голове каждого из нас. Со стороны нельзя подойти и объективно сказать, соответствуют ли чьи-то представления о родине реальности или нет, поскольку такой реальности не существует.

Можно сказать, что каждый человек — патриот, кроме тех, кто живет на необитаемом острове. Человек не может не быть патриотом, поскольку у него всегда есть идеи о том, как тут все должно быть устроено. Нарушение его представлений о мироустройстве и о сообществе, в котором он живет, вызывает сопротивление. Путин и КамАЗы ватников лезут не просто в Украину, а в мою частную жизнь, в том числе и в мои представления о том, как должно быть «здесь у нас у всех». И именно это представление заставляет меня негодовать и сопротивляться, а не бежать встречать их хлебом-солью. Именно это представление каждый из нас и называет «Украиной».

Это частный патриотизм. Но существует ли другой, «неправильный» патриотизм, так сказать, «патриотизм курильщика»? Как я уже сказал, тут та же история, что и с собственностью. Под маской «государственной», «коммунальной» или «общественной» собственности всегда выступает все та же частная собственность, распорядителями которой являются, как правило, чиновники. Точно так же в случае патриотизма частное мнение частного лица пытаются скрыть под маской «родины». И делается это не просто так. Если вам говорят «это патриотично» – это означает, что представление говорящего о других людях более правильно, чем наше представление. Ну а с мысли о том, что кто-то может распоряжаться нами и нашим поведением и начинается несвобода. Заметьте, кстати, что «патриоты» очень любят повторять, что «родина у нас одна». На самом деле, родина у каждого своя в своей собственной голове. Если бы у нас были одинаковые представления о родине, то мы бы назывались роботами, не было бы цивилизации, да и жизни не было бы, а было бы простое энергопотребление.

Сейчас у нас в стране время выбора. Вот частный патриотизм, а вот патриотизм курильщика. Подходим, не стесняемся, выбираем.

Статьи по теме
Главный урок эпидемии: человечество больше не может позволить себе государство
Главный урок эпидемии: человечество больше не может позволить себе государство

История с эпидемией COVID-19, которая, судя по всему, близится к своему финалу, содержит в себе несколько важных сведений об обществе, в котором мы живем.
04.06.20 — 9796

Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают? (часть 2)
Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают? (часть 2)

В предыдущей колонке мы говорили о том, что гиперреакция на вирус политиков и чиновников объясняется стимулами, которые воздействуют на них. Поскольку эти стимулы одинаковы во всем мире, то и реакция политиков одинакова.
28.05.20 — 4623

Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают?
Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают?

В этой колонке поговорим о том, как люди объясняют себе действия властей по блокаде экономики и прочему закручиванию гаек в эпоху коронавируса. Почему это важно? Это важно потому, что попытки рационализации каких-либо действий неизбежно приводят к “достраиванию” реальности до состояния в котором эти действия являются нормальными, а значит и предсказуемыми. И уже в рамках этой “достроенной” реальности люди планируют свои ответы на ситуацию. Адекватное понимание порождает адекватный ответ.
21.05.20 — 3988