Почему после комфортных, обустроенных детских домов и интернатов их выпускники оказываются совсем неприспособленными жить самостоятельно, создавать свои семьи и воспитывать собственных детей.
- Жили-были Мышки-Хохрышки и Кот-Обормот…
- А почему у них фамилии разные? Они же семья…
- Мышки – приемные дети Кота.
- А что значит «приемные»?
- Кот не родной папа Мышек - он их приютил, и теперь они живут вместе. Кот их любит очень.
- А что случилось с их мамой?
- Она пропала, и Мышки-Хохрышки остались одни.
- Мама, а я никогда не буду один?..
Хорошие условия
Вот такой диалог получился у меня с моим 6-летним еще тогда сыном, вместо традиционной вечерней сказки. И я поняла, наконец, как же мне написать текст о посещении школы-интерната и общении с детьми, которые там живут.
Честно, я первый раз в жизни разговаривала с детьми, у которых нет родителей. Нет, они как бы присутствовали в моей жизни – то в театре на соседнем ряду, то на каком-то мероприятии выступали. Но разговаривала в первый раз. Неоднократно в моей журналистской жизни приглашали в какие-то поездки в интернаты и детские дома, чтобы посмотреть, как кто-то из наших партнеров их поддерживает. А уж сколько пресс-релизов и кейсов я прочитала о такой помощи – не перечесть. Но каждый раз, получая приглашение съездить в детский дом с так сказать шефским визитом, срабатывал какой-то внутренний страх, что это будет слишком душещипательно, а помочь детям по-настоящему я не могу, так зачем ехать и в очередной раз убеждаться, что мир суров и неидеален. Да, такая защитная трусость и черствость.
Но вот я, наконец, первый раз в своей уже сорокалетней столичной жизни сидела за одним столом со столичными же детьми-сиротами и пила чай, который они нам заварили и даже ела конфеты и печенье, которыми их кто-то угостил (а, может, и положены им конфеты по меню – не знаю точно). Сидела и думала, что мое стереотипное представление о жизни в детском доме оказалось каким-то уж слишком страшным и ужасным, а действительность совсем иная. Никто на меня не бросался и не просил со слезами на глазах «Мама-мамочка, забери меня отсюда!». Дети современно одеты, сидят в просторной комнате-гостиной (это даже на зал больше похоже) на большом удобном диване и смотрят на огромном плазменном телевизоре фильм то ли про Человека-Паука, то ли про трасформеров. Нас провели по детским комнатам – аккуратные кроватки, приличная детская мебель, игрушки. У каждого ребенка все по-своему – никакого казарменного духа. Да и дети ведут себя раскованно – рассказывают, показывают, но не угождают и не отчитываются. Явно чувствуют себя как дома, а мы просто гости. Особенно меня поразила кухня – о такой кухне все еще мечтают некоторые мои подруги: новая плита, стиральная машинка, всякая утварь. Отлично и заботливо все обустроено.
Директриса
Конечно же, перед тем, как запустить журналиста пообщаться с детьми, с ним быстренько - не дольше часа – пообщалась очень занятая директор Светлана Анатольевна (имя-отчество изменено) и в двух словах рассказала, как уже 27 лет верой и правдой служит благому делу – воспитывает и обучает детей с умственными отклонениями. Да, дети, которые угощали меня чаем, школой и системой здравоохранения причислены к умственно-отсталым: все время общения с ними я подозрительно высматривала эти проявления отклонения от нормы и не находила, но педагоги вздыхали и говорили «да, они у нас проблемные».
Светлана Анатольевна поведала всю историю создания и развития специальной общеобразовательной школы-интернат в одном из районов г. Киева. Сначала дети здесь жили в довольно сложных стандартных условиях, которые нам всем собственно и знакомы по фильмам о детских домах: мальчики отдельно, девочки отдельно, в комнате 6-8 человек, никаких гостиных и кухонь. Но вот уже много лет, как условия и режим в интернате изменились и значительно улучшились: на одном этаже спального корпуса живет группа-семья – мальчики и девочки с первого по десятый класс. Светлана Анатольевна утверждает, что после того, как дети стали «домашними», проблем в интернате почти не стало - ни бегунов, ни серьезных нарушений. И вообще им очень хорошо в интернате.
«Я тоже за то, чтобы ребенок жил в семье. Но не каждый ребенок может жить в семье, - сокрушалась Светлана Анатольевна. - Почему? У меня психически нездоровые дети, у многих есть еще дополнительные проблемы. С ними должны работать только специалисты: дефектолог, логопед, психолог. Какая семья этому ребенку может это обеспечить? Только школа это обеспечит. Поэтому я не за то, чтобы создавать интернаты. Нет. Но я не за то, чтобы их уничтожать. Попадая в семью, такие дети становятся изгоями. У нас были случаи, когда наши дети сбегали из домов семейного типа. Очень тяжело такого ребенка определить в семью – потенциальные родители не настроены на таких проблемных детей. Я работаю здесь 26 лет (пошел 27-й год): за все это время – 27 деток усыновили родители за рубежом. Национального усыновления не было в течение всех этих лет».
Сложные случаи
Последним утверждением Светлана Анатольевна меня просто пригвоздила к стулу: собственно, мы с представителями Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины» пришли в интернат, чтобы познакомиться с двумя детьми-сиротами и помочь им найти родителей. Дело в том, что эта школа-интернат последний год существует, как учреждение для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а уже со следующего учебного года переходит в статус просто специального учебного заведения, где дети смогут находиться только 5 дней в неделю. В интернате осталось всего 9 детей-сирот, все остальные дети живут в семьях и на выходные их есть, кому и куда забирать. Семерых ребят из этих девяти согласны усыновить или взять под опеку родственники, а вот двоим очень нужны приемные родители, которые бы, как минимум, помогли ребятам в сложной жизненной ситуации: 12-летней Лизе и 15-летнему Вадиму.
То, что у ребят возраст проблемный для усыновления, я и сама понимала – моему старшему сыну уже 19 и все прелести общения с тинейджером я пережила на личном опыте. Мои опасения подтвердила и Дарья Касьянова, руководитель программы «Сиротству нет» Фонда Рината Ахметова: «Детей старше трех лет родители готовы усыновлять – мифы о трудностях такого усыновления уже развеяны, да и детей-сирот младше трех лет в стране почти нет. Но усыновления детей старше 10 лет по-прежнему, скорее, уникальный случай, чем тенденция».
И вот пью я чай, расспрашиваю Вадима о том, почему ему нравится неведомая мне ранее игра флорбол (это такой хоккей в зале, как оказалось), - а Вадим в нее отлично играет и даже побеждал на городских, кажется, соревнованиях – и думаю, ведь через год этого мальчика с его штампом «умственно отсталый», несмотря на чрезвычайно смышленые глаза, выбросят во взрослую жизнь, и все благополучие интерната останется в прошлом. В этих смышленых глазах не было ни капли надежды, что я помогу ему найти родителей. «До 13-ти лет дети в детских домах в каждом взрослом видят своего потенциального папу или маму, а потом разочаровываются и становятся даже агрессивными по отношению к другим детям, к которым приходят усыновители», - объяснила мне потом Даша Касьянова.
Дети, которым нужна школа жизни
Да, взрослые не хотят усыновлять проблемных детей: подростков, умственно-отсталых, со сложными патологиями. Можно ли их в этом винить? Вряд ли. Усыновить даже здорового пятилетнего или семилетнего ребенка – это значит взвалить на себя огромную ответственность и не рассчитывать на поддержку от кого-либо. К сожалению. Государство никак не помогает родителям-усыновителям – родителям-воспитателям помогает (детским домам семейного типа и приемным семьям), а этим нет. При усыновлении, как и при рождении ребенка, выдается одноразовая государственная помощь в размере 30000 грн., а с 1-го июля помощь увеличится до 41000 грн. То есть со всеми своими проблемами и сомнениями вы обречены остаться один на один, а государство с вас только спросит – каждый год вы должны будете отчитываться инспектору, а достаточно ли хорошо вы заботитесь о ребенке, не лучше ли будет его вернуть в детский дом или интернат.
Наше государство уже очень давно и профессионально выращивает детей-сирот, которые потом рожают следующих сирот. Очень удобно: система постоянно поставляет сама себе новых воспитанников – директора, учителя, нянечки остаются при своих рабочих местах. Ну, не уничтожать же то, что так чудесно работает: детей кормят 5-6 раз в сутки, они обуты, одеты, у них удобные спальни и огромные телевизоры, к ним постоянно приезжают с концертами и подарками спонсоры. А то, что эти дети в 16 лет будут выброшены во взрослый мир, который они представляют только по вот этим концертам и подаркам, так ведь это уже совсем из другой оперы – это не проблемы интернатной системы. Это уже по части совсем других ведомств – МВД и Минздрава.
Если вы хотите сделать что-то для ребенка-сироты (не для всех сирот, а для одного), сначала прочтите книгу, которую написал выпускник интерната Ростислав Галелюк «Путевка №3507 [Мозаика памяти]», а потом решайте, как и чем вы можете быть полезны этому Человеку. Ведь вы и, правда, хотите, чтобы он вырос настоящим человеком – не просил, не ждал помощи от кого-то, а добивался, достигал, переживал трудности и, наконец, сам помогал, и это было бы его истинной потребностью. И когда-нибудь в нашей стране не будет ни одного одинокого ребенка.
PS: Вадима мы на месте не застали, мальчишка активный, любит заниматься спортом. Среди его увлечений и баскетбол, и волейбол, и настольный теннис, и футбол, и даже такой интересный вид спорта, как флорбол (это что-то наподобие хоккея, играют клюшками на траве с пластмассовым мячиком). Вадим со своими друзьями принимают участие в соревнованиях в г. Киеве по флорболу и настольному теннису и даже занимают призовые места. Вадим с друзьями любит смотреть разные фильмы, особенно фантастику и боевики (любят смотреть, как актеры делают разные трюки). В будущем Вадим хочет стать автомехаником. Ему нравится возиться с разными механическими деталями. Один из его любимых предметов – это труд, там дети учатся обувному и столярному делу, а также шить на электрической швейной машинке. Для Вадима пришить пуговицы – это пара пустяков. Еще один любимый предмет в школе – это математика. Вадим, как и другие дети, ходит самостоятельно в ближайший магазин за продуктами, чтобы потом из них приготовить какое-то блюдо для себя и других детей (в те дни, когда его очередь дежурить по кухне). Рядом со школой-интернатом находится большой парк. Детей водят в парк, учат ориентироваться на месте, словом «выживать в сложных условиях». Вадим очень любит эти походы и старается находиться поближе к учителю, чтобы запомнить все, что он говорит и чему учит. Анкету Вадима можно посмотреть на портале «Сиротству нет».
Лиза девочка очень застенчивая и при встрече отводит глаза. Но когда проникнется доверием, становится очень общительной. Рассказывает о своих любимых игрушках (плюшевый мишка) и школьных предметах: математика и украинский язык. Лиза даже показала нам свой дневник: по математике и украинскому языку – 8,9,10 балов. Лиза сейчас учится в третьем классе. Она пока плохо разговаривает, и ей нужны занятия с логопедом, но видно, что она очень старается.
В школу-интернат приходят волонтеры и учат детей красиво рисовать, Лиза любит рисовать вместе с ними. Также Лизе нравится смотреть мультики, самый любимый – «Маша и медведь», больше всего Лизе нравится мишка, потому что он очень заботливый, переживает за Машу и хочет ее чему-то научить. Лиза очень бережно относится к своим вещам, аккуратно складывает свои игрушки, заколки. На улице девочками со своими друзьями любит играть в прятки и кататься на качелях. Анкету Лизы можно посмотреть на портале «Сиротству нет».