К сожалению, эту колонку приходится писать в день, когда Кабинет министров «провалил евроинтеграцию». Я стараюсь не писать на эту тему, поскольку не вижу в ней никакой значимости и перспективы, но тут никуда не денешься, ибо таковы законы журналистики — если твой черед писать колонку, то трудно обойти событие, о котором все судачат.
В общем, никуда они не денутся от ассоциации. И даже вступят в ЕС, если он к тому времени не развалится или не развалится Россия. Ведь причина всех этих интеграций — давление России. Пока оно будет, будет движение украинского начальства в сторону начальства в Брюсселе. Ибо начальство, как и все мы, выбирает там, где лучше и где дети учатся. Если не подпишет Янукович — подпишет тот, кто будет после него. Это просто неизбежно.
Это то, что касается начальства. Его перспективы радужны. То, что касается нас, не так радужно, даже наоборот. Вся эта эпопея лишний раз показала удивительную инфантильность украинского общества. Ведь ни для кого не секрет, что «евроинтеграция» понимается здесь только как безвизовый режим плюс надежды на то, что начальство в Брюсселе будет строить начальство в Киеве. Очень грустно наблюдать за этим. Ведь очевидно, что если мы сами не можем «построить» начальство, другое начальство нам не поможет. Решение проблемы януковичей и всех, кто будет после них, состоит только в том, насколько мы сами готовы постоять за себя и не давать им лезть в нашу жизнь.
Грустно наблюдать, как процветает советская черно-белая картина мира. Если ты против ЕС — значит ты за ТС. Почему? Потому, что против ЕС. Грустно читать мнения и комментарии типа «в Евросоюзе не забалуешь!», в которых украинцы явно высказывают свое желание управлять жизнью других украинцев и сожалеют, что украинские чиновники не могут обеспечить им этого удовольствия, а значит, нужны чиновники европейские, у которых не забалуешь.
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
Но самое грустное и смешное то, что взрослые люди всерьез полагают, что европейское качество жизни — это заслуга бюрократов и государственных приказов. Удивительно, что эти люди, выступая за евроинтеграцию и «европейские ценности», не знают, в чем они состоят и не знают, каким образом они возникли. В этом есть удивительная ирония судьбы, ибо то, что мы называем «Западом» или «Европой» есть плод удивительных совпадений и сознательных усилий, суть которых сводится как раз к слабости государства и к силе личности. Нигде больше в мире, где существовали государства, люди не были так свободны, как они были на Западе. Повторю, у этого было множество причин, и возможно главной является высокая конкуренция среди европейского начальства в рамках одной «государственной» территории — тут вам и города, и бароны, и церковь, и короли, гильдии и цеха, а также конкурирующие суды и множество источников права. Вся эта камарилья вынуждена бороться друг с другом, а, следовательно, у простых людей есть время работать друг для друга, и есть время для возникновения и укрепления социальных институтов. Нигде больше не было такой ситуации. Позже в Европе возникли национальные государства, но территория гражданского общества была уже слишком большой для того, чтобы они повторили судьбу восточных деспотий. И эта территория остается еще достаточно большой, чтобы мы говорили о Европе как о процветающем и желанном для нас месте.
Поэтому для «интеграции в Европу» не нужно никуда вступать. Нужно просто быть Европой, то есть, быть свободным, трудолюбивым, не лезть соседу в трусы и быть готовым постоять за свое. Но, увы. Если бы украинцы тратили на борьбу за свою свободу столько же времени, сколько они тратят на то, чтобы заставить других украинцев делать то, что им хочется, никто бы давно не говорил о «евроинтеграции». Киев был бы заполнен гастарбайтерами из Москвы, а Кокс с Квасневским уговаривали бы вступить в ЕС, обещая всевозможные льготы и преференции. Но им бы каждый раз вежливо отказывали, ибо свобода дороже в самом прямом смысле. В общем, видно, не быть нам богатыми и свободными, а быть нам в Евросоюзе. Не судьба.