Любители исторических романов наверняка помнят ситуации, когда прячущегося героя настигает погоня, раздается стук в дверь и крик «откройте, именем короля!».
Это самое «имя короля» стало настоящим штампом в приключенческой литературе и соответствующем кинематографе. Характерной деталью является тот факт, что в подавляющем большинстве случаев имя короля оказывает прямо противоположное ожидаемому действие, то есть, герой, вместо того, чтобы покорно сдаться, стремится покинуть помещение со всей возможной скоростью и сноровкой.
Так обстояли дела совсем недавно — еще в 18-м и даже в 19-м веке. Закон и правосудие вершили «именем короля», что демонстрировало всем, кто тут хозяин и кто устанавливает правила. Однако, несмотря на весь свой суверенитет, в реальности король был лишь одним из источников правил. Церкви, местные лорды, города, гильдии и прочие многочисленные ассоциации тоже создавали свои правила, не говоря уже об обычном праве и традициях. «Имя короля» позволяло четко различать, с каким правилом мы имеем дело в данном случае и если у вас были проблемы с королем, это еще не означало, что вы попали в полную и окончательную халепу.
Затем, по причинам, на которых мы не будем останавливаться, «государство» отделилось от королей и прочих начальников. Это отделение породила вовремя извлеченная из небытия античная идея «должность существует отдельно от человека». То есть, в сознании людей постепенно утвердилась мысль о том, что существует некое «государство вообще» и что оно, по определению, позитивно и должно заботиться о вас и вашем здоровье.
На самом деле, конечно, никакого «государства вообще» в живой природе никто не видел. Есть все те же короли, только теперь выступающие в маске «государства вообще». Государство стало единственным источником большинства «легальных» правил и арбитром даже в тех случаях, когда правила устанавливает не оно.
Случилась очень важная вещь. Если раньше вы четко понимали, что королевские законы и указы — хорошие или плохие — есть продукт деятельности короля и производятся в его интересах, то теперь король существует отдельно от некоего «государства», а то, что должно делать это «правильное» государство является предметом индивидуальных и массовых фантазий. Теперь вы полностью безоружны перед королем. Современный человек, услышав «именем короля!» (точнее — «именем государства») больше не выпрыгивает в окно, а покорно сдается, ибо, возможно, король и плохой, но государство всегда хорошее, «закон есть закон» и прочее бла-бла-бла. Более того, современный человек регулярно посещает выборы, на которых предается фантазиям о том, каким должно быть это абстрактное государство, и эти фантазии потом реализуют конкретные короли. Реализация фантазий всегда вызывает недовольство у тех, кто видит в ней угрозу, что подстегивает желание опять пойти на выборы и так до бесконечности, точнее, до полного и окончательного порабощения.
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
Отделив себя от вымышленного «абстрактного» государства, реальные короли многократно усилили свою власть и продолжают ее усиливать, причем при радостном повизгивании и руками тех, у кого эта власть отбирается.
Здесь я хочу сразу предупредить очевидный вопрос о «Западе» и, в частности, о «законопослушности» тамошнего народа. Государство не может создать ничего, в том числе, и правила. Правила создают люди, потому, что это облегчает их жизнь и по этой же причине они следуют им. Государство может лишь присвоить уже существующие правила и вмешиваться в создание и поддержание правил, наказывая и поощряя кого попало. Однако в реальности, в случае несовпадения с практикой, будут действовать не те правила, которые создает государство, а некие легальные и полулегальные вариации на тему, больше отражающие действительные предпочтения и потребности людей. Это хорошо знают практикующие юристы. Так вот, законопослушность «запада» означает лишь, что люди там еще способны взаимодействовать непосредственно между собой, создавать правила и следовать им, а государство пока еще не настолько сильно.
И здесь мы прямо переходим к Украине. Практически никто не оспаривает утверждение, что украинцы почти не способны создавать и поддерживать долговременные горизонтальные связи, что неудивительно, учитывая 300 лет российской империи и 70 лет коммунизма, которые тщательнейшим образом уничтожали именно эту способность и ее носителей.
В такой ситуации все, что понимается под «законом», отождествляется только и исключительно с «государством вообще». Украинец живет в мире, в котором есть хорошее абстрактное «государство вообще» и плохие короли, которые нагло игнорируют, преступно бездействуют, воруют и вообще ведут себя кое-как. Для того, чтобы наступило благорастворение воздухов, нужно всячески усиливать «государство вообще», усиливать «законы» и принимать их как можно больше.
Понятно, что это катастрофа, ибо никакого «государства вообще» в природе не существует, а существует только Янукович. Усиливая абстрактное государство, вы даете все больше власти конкретному Януковичу. И никак иначе.
Поскольку «государство вообще» есть только и исключительно феномен сознания, привычка думать определенным образом, вдолбленная в голову со школьной скамьи, то и избавиться от него можно, изменив свое отношение к происходящему. Могу посоветовать думать о разных законах, как о реализуемых «именем Януковича». Очень помогает. И, конечно, есть проверочные упражнения. Пока вы оцениваете законы и прочие действия власти с точки зрения их воздействия на других людей, вы находитесь в плену мифа абстрактного государства. Как только вы начинаете примерять их исключительно к себе — это означает, что дела пошли на поправку. Не важно, курю я или нет, есть у меня порнуха или нет, все эти принимаемые абстрактным государством «законы» расширяют власть конкретного Януковича и, значит, самым непосредственным образом направлены против меня.