Контракти.ua

4209  —  23.08.12
«Общественную собственность» нужно называть чиновничьей
«Общественную собственность» нужно называть чиновничьей

Когда слова соответствуют реальности, с такой реальностью проще иметь дело, понимать и изменять ее, если надо. Однако, часто бывает, что слова скрывают реальное состояние дел и выдают одно за другое.

Например, слова «государственная» или «общественная» собственность. Многим эти словосочетания греют душу и заставляют верить, что возможно некое справедливое, в «интересах всего народа» распоряжение некими ресурсами.

К сожалению (или к счастью) это не так. Не существует никакой самостоятельной «общественной» собственности. Существует только частная собственность, а «общественная собственность» - это частная собственность чиновников.

Разумеется, о собственности и связанных с ней проблемах можно написать не одну книгу. В рамках короткой колонки я просто хочу указать на то, что «общественной» собственности нет, не вдаваясь в изыски юридической казуистики и экономических анализов.

Собственность есть некий ресурс, которым владеет и распоряжается для получения дохода некий собственник. Форма этого дохода может быть самой разной — от банальных денег до эстетских восторгов от обладания, скажем, редкой картиной. Однако, суть собственности универсальна, она существует только в рамках деятельности индивидов и для целей этой деятельности.

Думаю, тезис о частной собственности чиновников будет проще понять, если мы увидим, как получается доход чиновника. Возьмем случай идеального, некоррумпированного чиновника. Он работает ради удовлетворения начальства (этот принцип действует и для корпораций, но не будем пока усложнять). Точно также и владельцы другой частной собственности используют ее для удовлетворения самих себя (жилье) или других людей — скажем, владелец поля пшеницы получает свой доход от удовлетворения чувства голода других людей.



Владимир
Золоторев

гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.

Сравним две ситуации. Первая. Владелец ресторана продает ресторан и землю, на которой он расположен, человеку, который снесет ресторан и построит заправку. Вторая. Чиновники продают землю с парком на ней частному лицу, который вырубит парк и построит торговый центр. Что происходит в этой ситуации? Владельцы собственности передают ее тем людям, которые могут распорядиться ей с большей (как они считают) прибылью. Они оценивают полученную от сделки денежную сумму, выше, чем доход от продолжения использования собственности. И продажа ресторана, и продажа парка случится только в этом случае. Вспоминая о том, что доход чиновников получается от удовлетворения начальства, мы увидим, что парки и прочие «общественные» места существуют не потому, что добрые чиновники заботятся об общественном благе, а потому, что они оценивают наличие парка выше, чем его отсутствие. Наличие парка означает, как минимум, наличие чиновника, за ним приглядывающего, продажа парка означает ликвидацию чиновника. Когда альтернативы будут оцениваться чиновниками иначе (например, в неспокойные времена) парк будет немедленно продан, невзирая ни на какую «общественность» и «общественную собственность».

Считается, что «общественная» собственность управляется в интересах «общества», в противоположность «частной», в которой частник «может вытворять все, что хочет». Это действительно так, только в обратном смысле. И владелец частной собственности, и чиновник используют ее для максимизации прибыли. Однако, классический частник зависит от решений и потребностей других людей. Потребители пшеницы управляют ее производством. Если потребности, скажем, в выращивании сои будут выше, то владелец земли узнает об этом через цены и примет решение — выращивать или нет ему сою вместо пшеницы. Решения потребителей, которые они диктуют собственникам, скажем так, подтверждены тем, что они отказываются от неких ценностей (денег) ради этих решений. Чиновник же действует исходя из произвольных оценок своих начальников или таких же произвольных оценок «избирателей» на выборах, которые ничего этим избирателям не стоят. Так что «интересы общества» скорее удовлетворяет обычная частная собственность, а не частная собственность чиновников. Последняя вообще часто приводит к людоедским последствиям, как, например, ситуация, в которой «Скорая помощь», прибыв на место аварии, ожидает, пока вы умрете, поскольку, принять вас еще живого означает связать себя отчетностью и показателями. Врач-чиновник в этой ситуации просто выбирает между тяжестью отчетности, вызванной ситуацией «подобрали живого, но он умер в ходе оказания помощи» и ситуацией «подобрали мертвым». Мертвый вы представляете меньшую угрозу для чиновника, так как мертвая жертва ДТП вызывает более простую и приятную начальству отчетность, чем живая. В следующий раз, когда услышите о благах «общественной собственности», подумайте об этом примере.

Статьи по теме
Главный урок эпидемии: человечество больше не может позволить себе государство
Главный урок эпидемии: человечество больше не может позволить себе государство

История с эпидемией COVID-19, которая, судя по всему, близится к своему финалу, содержит в себе несколько важных сведений об обществе, в котором мы живем.
04.06.20 — 9796

Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают? (часть 2)
Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают? (часть 2)

В предыдущей колонке мы говорили о том, что гиперреакция на вирус политиков и чиновников объясняется стимулами, которые воздействуют на них. Поскольку эти стимулы одинаковы во всем мире, то и реакция политиков одинакова.
28.05.20 — 4623

Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают?
Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают?

В этой колонке поговорим о том, как люди объясняют себе действия властей по блокаде экономики и прочему закручиванию гаек в эпоху коронавируса. Почему это важно? Это важно потому, что попытки рационализации каких-либо действий неизбежно приводят к “достраиванию” реальности до состояния в котором эти действия являются нормальными, а значит и предсказуемыми. И уже в рамках этой “достроенной” реальности люди планируют свои ответы на ситуацию. Адекватное понимание порождает адекватный ответ.
21.05.20 — 3988