Томас Гоббс назвал государство «искусственным человеком». Крайне удачный термин, которым можно описать не только государство, но и массу других явлений в нашей жизни.
Искусственный человек — это такой внешний авторитет, который дает одним людям в глазах других людей право делать некие вещи с окружающими. Вот, например, милиция. В реальности милиционеры не отличаются от других людей. Бить, калечить, грабить, сажать в тюрьму позволяет милиционерам искусственный человек по имени «государство». Причем, этот человек живет в голове жертв этой самой милиции. Именно уверенность в том, что государственная милиция необходима и должна иметь все возможные полномочия для «борьбы с преступностью» и есть необходимое условие, которое позволяет милиционерам вытворять то, что они вытворяют.
Наверное, процесс появления искусственных человеков начался одновременно с появлением человеков живых, то есть тогда, когда появилось «общество» и человекообразные обезьяны превратились в людей. Первоначально искусственные люди отвечали за поддержание некой полезной практики. Например, инцест ухудшает породу. Инцест должен быть запрещен. Кушать своих нехорошо. Поэтому, нужно кушать чужих. Искусственный человек здесь выступает, как правило, в виде «духов предков», что технически верно, так как его слова — это обобщение их опыта.
Затем появляются боги самых разных религий со своим мнением по поводу происходящего. И тут уже становится очевидной проблема дилерства. То есть, бог-то он бог, но вещает он всегда через шамана или другого священника. Или через книжку. Поэтому запрет людоедства сопровождается еще 150 идиотскими табу, а в священной книжке на одну нормальную заповедь приходится 20 забобонов, добавленных дилерами искусственных людей.
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
Далее случилась удивительная вещь — искусственный человек был приравнен к живому настоящему человеку. Это произошло, когда христианская церковь получила права живого человека — то есть, могла выступать истцом и ответчиком в суде и т. д. Так возникла корпорация — искусственный человек, который действует, как живой, заключает сделки, получает прибыль, выступает в суде.
Искусственные человеки стали занимать все больше места в жизни живых человеков и все больше управлять этой жизнью. Во время Столетней войны никому бы в голову не пришло идти в бой с криками «за Англию!» или «за Францию!». Хотя нынешние историки, обслуживающие искусственных человеков, полагают, что «национальное самосознание французов» начало оформляться именно в то время. Возможно. Точно можно сказать лишь то, что «национальное самосознание» действительно оформилось повсеместно, да так хорошо, что позволило людям убивать друг друга в промышленных масштабах, не только без малейших угрызений совести, но и с чувством глубокого удовлетворения.
Три человека, нажав три кнопки, могут запустить ракету, способную разом уничтожить несколько миллионов людей, оказывается, не ужасающие преступники. Это - герои, стоящие на страже искусственного человека по имени «Родина». Этот катастрофический абсурд иллюстрирует триумф «национального сознания».
Теперь искусственные люди управляют жизнью живых людей. В Украине, например, чтобы заниматься бизнесом не некотором уровне, живой человек должен получить у искусственного человека (государства) разрешение стать искусственным человеком (юридическим лицом). По-моему, дальше уже некуда.
Понятно, что живые люди создают искусственных людей, чтобы управлять другими живыми людьми. Понятно, что всегда есть интересы дилеров этого процесса. Понятно, что живые люди совсем не против искусственных людей, которые, как им наверное кажется, упрощают их жизнь. Понятно также, что вряд ли мы сможем обойтись вообще без искусственных людей. Все это очевидно и не требует обсуждения. Речь всего лишь о том, что жизнь — это взаимодействие живых людей, как бы они не пытались скрыться под разными масками. И если мы хотим жить, нам нужно поставить искусственных людей на место. И прежде всего - в своей собственной голове.