В жизни, как и в игре, чтобы не проиграть, надо все время переходить на новый уровень. Одним из таких уровней и есть переход в плоскость публичности. Публичность – это когда уже недостаточно просто зарабатывать деньги, а созрело желание, по принципу пирамиды потребностей Маслоу, двигаться дальше, вверх.
Вы – успешный лидер в своей команде, которую вы подбирали по образу и подобию своему, или она как-то сама собой подобралась (вы уже толком сейчас и не помните), но как стать лидером общественного мнения?
Второй вариант (кстати, более правдоподобный в нынешних условиях): вы – не такой уж успешный и не такой уж и лидер…Как припрятать слабые стороны и подчеркнуть сильные? Как правильно войти в пространство, о тонкостях существования которого вы даже представить себе не можете? Любое опрометчивое движение на местности, где вы плохо ориентируетесь, может привести к так называемому эффекту «минного поля». А вам и без него не ахти как.
Этот рынок – совершенно иной, чем те, на которых вы до сих пор привыкли дефилировать.
Здесь все иначе. Да, есть группа людей, которая знает: вы не отдаете долги, не вовремя выполняете взятые на себя обязательства, что ваша колбаса и не колбаса вовсе, а так, какой-то «пересказ», что те крошечные зарплаты, которые вы платите своим сотрудникам, вынуждают их или ничего не делать, или где-то как-то подворовывать. А про то, что вы целыми часами, вглядываясь в компьютер, не бизнес-идеи рождаете, а рассматриваете симпатичных девиц на сайтах знакомств, и вообще никто, кроме вас, не знает (во всяком случае, вы так думаете). Но публичность – это другое. Эта группа людей на нее особым образом не повлияет.
В сфере публичности вы можете предстать в образе прещедрого мецената, который только и работает для того, чтобы кому-то отдать свои деньги. Здесь вы не должник, а инвестор, щедро подпитывающий бизнес-идеями и финансами своих компаньонов. И ваша продукция – образец качества и изыска, а все нелицеприятное, что о ней говорят, не что иное как происки конкурентов. Вы – социально ориентированный бизнесмен и о достойной зарплате в вашей компании чуть ли не полстраны приятные сны видит.
Здесь все с начала до конца мистификация. Это жанр такого оптимистического фэнтези, в котором вы главный герой, если, конечно, все делать правильно.
Есть две превалирующие категории потребителей публичности: те, кто безрассудно хочет вкусить ее плод (что-то сродни «лудоманов»), и те, кто отчаянно не хочет, но понимает – надо.
При этом общим как для первой, так и второй категории является поиск ответа на вопрос – при выстраивании своего публичного имиджа обращаться в PR-агентство или нанять PR-менеджера.
Если вы отчаянно жаждете публичности (т.н.«лудоман») и обратились в PR-агентство, приготовьтесь к тому, что сумма бюджета, просчитанная для вас, в конечном итоге будет в 5, а то и в 50 раз выше бюджета вашего давнего компаньона, который публичности не любит, но с грехом пополам терпит. «Наш клиент», – безошибочно поставят вам «диагноз» специалисты при первой же встрече, у которых на таких как вы глаз ой как наметан.
Вам предложат: пакет документов позиционирования, вручат вам пресс-пакет, пресс-клипинг, расскажут о симулякрах, определят реперные точки, запретят носить ваш любимый полосатый костюм и белые носки, а также говорить любимое слово «ваще», заставят водить с детьми хоровод в тридцатиградусную жару, а бабулям и дедулям из дома престарелых вы как-то сами на волне щедрости вручите презервативы.
Вам будут рассказывать, рисовать графики PR –активности, PR-пассивности… В конце концов вы поймете, что до вашего существования эта планета Земля непонятно как крутилась!
В итоге, когда вы заполните собой все информпространство – к вам придут и спросят, нет, вернее, предложат, и от предложенного, особенно сейчас, поверьте, будет трудно отказаться. Но и здесь вы как-то разберетесь…
Если вы публичности не любите – вас будут тонко и долго обрабатывать. В конце концов, под влиянием профессиональных движений PR-щиков вы все равно окажетесь в первой категории – категории так называемых «лудоманов».
Вы можете попробовать еще один вариант – нанять PR-менеджера. Но эти отличники с профильным образованием (а их штампуют на каждом шагу), никогда не работавшие в СМИ и не знающие их специфику, все будут делать правильно, но это будет напоминать замкнутый цикл прохождения пара по офису. К тому же, чтоб подчеркнуть свою значимость и усилить свое влияние на вас, PR-менеджер «затюкает» вас до такой степени, что на вопрос жены на рассвете « который час?», вы ответите запутанно и витиевато: «Видите ли, эти тенденции вынуждают нас делать некоторые корреляции…», чем окончательно убедите ее в своей неадекватности. При этом бюджет, который вы потратите на становление имиджа, будет идентичен тому, как вроде вы выпустили еще не один сорт колбасы.
И что в финале? Люди, о влиянии которых можно было вначале пути по стезе публичности не беспокоиться (а именно – кредиторы, бывшие компаньоны, потребители, сотрудники) все-таки неожиданно для вас напомнят о себе.
Когда вы станете публичным и узнаваемым, кредиторы попросят вернуть долги с большими процентами, организовав «черный» PR (например, вам «закинут» финансирование оппозиционных экстремистских партий). Под всеми сообщениями о ваших доблестных делах в СМИ ваши бывшие сотрудники будут штамповать свои язвительные комменты. Бывшие компаньоны организуют тестирование вашей колбасы и развесят результаты на каждом столбе возле каждого супермаркета. А едкие журналисты таки раскопают, что когда-то вы сначала подарили дедулям-бабулям презервативы, а потом их внезапно забрали назад (как будто они им были нужны)…
Тогда что нужно делать, как правильно поступать?
Выстраивать свой публичный уровень задолго до момента, когда решитесь на него ступить. Своими поступками, действиями. Например, до того, как с конвейера сойдет первая партия колбасы. До того, как будете договариваться с кредиторами. До того, как будете начислять зарплаты и определять статьи оптимизации бизнеса…
Потому что на самом деле никакие PR-стратегии и PR-агентства потом не помогут. А если и помогут, то – кратковременно и за них нужно будет очень-очень много платить. А зачем платить больше?
Тамара Куцай, журналист, pr-консультант