«Вася, а ты слышал, что у Сереги есть контора, в которой можно купить пластиковые окна со склада под Киевом за полцены?» И в ответ Вася сдает явки и пароли Сереги или же говорит, что окна паленые и китайские, брать точно не стоит. Знакомо?
Социальный маркетинг был всегда, даже когда его так не называли, а просто говорили, что у питекантропа Амадея самые классные дубины. Сарафанное радио. Передача информации о товарах и услугах от людей к людям. Мы занимаемся этим каждый день. Коллеги в офисе спрашивают о том, где лучше пообедать, родители по твоему совету покупают бытовую технику в интернет-магазине, а друзья, узнав, что ты недавно сделал ремонт, одолевают вопросами «где», «почем» и «посоветуй хороших строителей». Все это элементы социального маркетинга.
С приходом социальных сетей значительная часть социальных связей перекочевала в них. Мы просто нашли еще один канал коммуникации. Теперь можно спросить о вкусных булочках не по телефону, а в Facebook, получив в ответ ссылку на сайт или даже группу производителей этих самых пирожков. А это уже маркетинг в социальных сетях. Почему-то большинство маркетологов путает эти понятия, считая их чем-то различным. На самом деле принцип общий – инструменты немного отличаются. Мы никак не можем влиять на оффлайн-мир и разговоры на остановках, а вот вмешиваться в коммуникацию людей в социальных сетях – пожалуйста.
Первый и основной тренд социального маркетинга – все хотят им заниматься. Больше лайков, большей шейров, вкусный интересный контент, приверженность пользователей. За все это борются сегодня бренды в социальных сетях. Само понятие SMM (social media marketing) очень трендовое. Если тебя нет в социальных сетях – тебя вообще нет.
Второй тренд – перетекание аудитории. Когда-то все сидели в ЖЖ – системе онлайн-дневников с зачатками атрибутов социальных сетей. Потом были «Одноклассники» и «ВКонтакте». Произошло перетекание «звездной» и «элитарной» аудитории из одной сети в другую, где было меньше рекламы и более адекватная аудитория. Сегодня мы наблюдаем вторую фазу это спирали – «продвинутая» аудитория выбирает Facebook, несмотря на его внешнее убожество и неумение выполнять поиск на русском языке. Это еще раз доказывает, что в социальных сетях все решает не название или удобство пользования, а аудитория. Социальные связи.
Третий тренд – не взлетевший в Украине Twitter. Эта социальная сеть не получила в Украине должного внимания. Сегодня количество активных пользователей в ней в несколько раз меньше, чем в Facebook, который, в свою очередь, раз в десять раз уступает гиганту «ВКонтакте».
Четвертый тренд – аудитория уютного «ВКонтактика» взрослеет по профилям, но не по поведению. На протяжении последних двух-трех лет представители этой социальной сети ездят по конференциям и пытаются убедить аудиторию, что основное ядро «ВКонтакте» – люди 24-35 лет от роду. Скорее всего, они правы, но модель поведения аудитории данной социальной сети далека от этого возраста. Личный опыт говорит о том, что эту социальную сеть как инструмент налаживания бизнес-контактов рассматривать можно очень ограниченно. Те, кто готов и открыт к общению в Facebook, в «ВКонтакте» постят котиков и общаются с бывшими одногруппниками. Для многих это более интимная социальная сеть.
Андрей Чеботарев
Пресс-секретарь компании Promodo
Пятый тренд – «Одноклассники.Ru». Они живее всех живых. Там очень оригинальная аудитория. Среди интернет-маркетологов ходят десятки шуток о пользователях этой социальной сети, из которых сыпется песок. Но на самом деле лояльности этих людей могут позавидовать все остальные социальные сети вместе взятые. Для многих пользователей весь интернет – это портал Mail.Ru и соцсеть «Одноклассники». Как работать с этой социальной сетью пока доподлинно неизвестно. Успешные кейсы хранятся под строжайшим секретом.
Шестой тренд - смена котиков на умный контент. Социальный маркетинг требует четко разработанной контентной стратегии. Это сродни плану публикаций, который есть у любой редакции. Не знаешь, что публиковать – пость котиков, они мимишные, классные и их с радостью лайкают. Это нехитрое правило до сих пор выручает многих smm-менеджеров -людей, которые занимаются наполнениями страниц брендов в социальных сетях. Впрочем, в последнее время наметился четкий тренд на повышение качества контента, и это здорово!
Седьмой тренд - выход в оффлайн. Все больше активностей, или как говорят специалисты - активаций, выходит за пределы социальных сетей. Чтобы получить заветный iPad, уже недостаточно просто оставить лайки и коммент. Акции стали умнее, людей вовлекают в интересные игры, завязанные на оффлайн-активность.
Восьмой тренд – работа с негативом и репутация. Все хотят угодить своим клиентам. Вас могут послать в колл-центре, но стоит вам написать о своей обиде на страничке бренда в соцсети – извинения не заставят себя долго ждать. Это пока не закон, но большинство брендов уделяет повышенное внимание отзывам в социальных сетях и старается по максимуму угождать тамошним клиентам. Все помнят ситуацию с Coffee House, когда реальные продажи рухнули после массового выброса негатива в их сторону за украинский язык.
Девятый тренд – экспертность и личная известность. Огромное количество людей видит в социальных сетях способ наладить новые связи, нащупать нужных людей и «подружиться» с ними. Нужно четко уметь отсекать таких социальных вампиров. В то же время, если самому правильно использовать социальные сети, можно значительно повысить как свою цену на рынке труда, так и просто потешить личную гордость локальной известностью. Социальные сети действительно отличный канал открытия «звезд». Если вы что-то умеете делать классно – это ваш шанс засветиться и заявить о себе миллионам.
Десятый тренд – социальные сети везде. Пора привыкать, что ваша мама может читать ваши посты в Facebook, а потом перезванивать и спрашивать, что правда, а что нет. Социальные сети все глубже и глубже проникают в нашу жизнь. Ничего плохого в этом нет, как нет ничего плохого в молотке. Это просто инструмент, а как им пользоваться решает каждый для себя сам.