Наблюдая проблемы Виктора Федоровича и компании на международной арене, испытываю ощущение дежа-вю.
Вспоминается Леонид Макарович, который нарывался на неприятности потому, что никак не мог расстаться с ракетами, которыми не мог командовать. Или Леонид Данилович, ради которого специально поменяли язык, чтобы он случайно не оказался рядом с представителями «приличной компании» на какой-то важной международной встрече. Даже у Ющенко, который считался другом индейцев, в смысле другом Запада, и то возникали проблемы в международных отношениях. Думаю, никто не будет спорить, если я скажу, что за всю нашу новейшую историю внешняя политика была наиболее слабым местом (хотя, конечно, выбор среди наших слабых мест весьма непрост).
Я бесконечно далек от того, чтобы давать какие-то советы, тем более, что я очень давно ничего не жду от потенциальных получателей этих советов. В данном случае, мне хочется указать на одно обстоятельство, которое может помочь читателю лучше понимать причины хронического ступора во внешней политике, если они ему интересны. Так вот, если отбросить в сторону все прочие обстоятельства, такие как некомпетентность или полную несамостоятельность нашего внешнеполитического ведомства, то проблему можно обозначить, как непонимание того, с чем именно имеет дело современное государство на «внешней арене».
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
Поясню. Наша внешняя политика строится как «международные» (конечно же, имеются в виду «межгосударственные») отношения. Однако, уже очень давно не только отношения непосредственно между государствами определяют то, что происходит на «международной арене». Не определяют эти отношения и союзы и блоки государств. Существует еще один уровень, неоформленный, незаметный, но, тем не менее, реальный. Речь идет о том, что европейская политика уже много веков строится не только между государствами или их блоками, но и внутри системы государств. Европа окончательно стала системой государств, наверное, в 17 веке, после 30-й летней войны (которая по праву должна именоваться 1-й мировой). Знаменитый Вестфальский мир 1648 года, который считается датой рождения современного «национального государства» должен также считаться и датой рождения европейской системы государств. Отныне всякого рода войны и прочие конфликты, так или иначе, разрешались в рамках системы, объединенной общими правилами и часто общими процедурами (такими, например, как «мирные конференции»). Эти процедуры всегда выходили далеко за рамки конкретного конфликта. Европа всегда стремилась расширить эту систему, для того, чтобы действия контрагентов были понятны и предсказуемы. Для этого, собственно, делались попытки вестернизации Османской империи, а затем Турции, Персии, Японии, стран Латинской Америки, Африки и так далее. Понятно, что не нужно путать систему государств с международными организациями вроде Лиги наций и ООН, это скорее неписанные правила, которые, между тем, куда реальнее, чем организации.
После Второй мировой система государств охватила весь мир. В нее бесповоротно были втянуты США, до того пытавшиеся периодически проводить изоляционистскую политику. Колониальные империи распались, но бывшие колонии заставили одеть пиджаки, учредить парламенты и открыть посольства. Была даже воссоздана аналогия папского престола — ООН.
Так вот, проблема украинской дипломатии в том, что она категорически не замечает существования системы государств в виде множества неписаных правил. Она пытается работать с отдельными государствами и их союзами не понимая, что их поведение диктуется не только сиюминутными интересами, но и многовековыми традициями и правилами игры. Заигрывая, интригуя или, как говорится «тупо» реагируя на некие события, украинская дипломатия упускает из виду главное. Пока существует система государств, какими бы «векторами» не баловалось украинское правительство, каких бы локальных успехов не достигало, со стороны системы вектор всегда будет один — пиджак и парламент. И поскольку сила системы состоит в том, что она является непреднамеренным результатом действий ее участников, то вектор со стороны системы неотвратим, как асфальтовый каток. Не сегодня так завтра, мирным путем или через революцию каток доберется до украинской власти.